Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Памятка органу МСУ по государственной регистрации прав муниципальной собственности (недвижимого имущества)

2012-05-31 / Ресурсы МСУ

Право муниципальной собственности на объект недвижимости возникает только после государственной регистрации прав в местных регистрационных органах Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество

 

Подготовлена совместно с Департаментом кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики и Институтом политики развития в рамках проекта ОБСЕ «Усиление потенциала органов местного самоуправления в Баткенской,  Джалал-Абадской и Ошской областей в целях снижения конфликтного  потенциала за счет эффективного управления ресурсами».
 
Единица недвижимого имущества (недвижимости) – земельный участок, здание, сооружение, квартира или другая недвижимость, которая имеет установленную границу и находится в собственности или пользовании физических, юридических лиц, государственной или муниципальной собственности согласно законодательству Кыргызской Республики.
 
Право муниципальной собственности на объект недвижимости возникает только после государственной регистрации прав в местных регистрационных органах Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики, в соответствии со статьями 24 и 25 Гражданского кодекса Кыргызской Республики и статьей 4 Закона Кыргызской Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 
 
После получения правоустанавливающего документа на объект муниципальной собственности (постановление Правительства о передаче, договор купли-продажи или мены и т. д.), а для незастроенных участков – без такого документа на основании Земельного кодекса Кыргызской Республики, органы местного самоуправления обязаны зарегистрировать права местного сообщества на землю в соответствующем местном регистрационном органе (далее МРО).
 
Согласно Закону Кыргызской Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 21), 
правовой режим предварительной регистрации отличается от полной регистрации, в части отсутствия гарантий возмещения ущерба. Следовательно, такая регистрация большого урона интересам местного самоуправления (при прочих положительных условиях) не принесет, поскольку не препятствует праву органов местного самоуправления распоряжаться землей. Однако на случай появления неблагоприятных условий (появление претендентов на земельные участки в лице государственных органов или частных лиц), конечно, желательно добиться полной регистрации.
 
Какие документы необходимы для государственной регистрации прав муниципальной собственности?
 
Заявление установленной формы.
 
1. Правоустанавливающие документы на единицу недвижимого имущества. Правоустанавливающим документом служит один из следующих документов:
 
• соответствующее постановление Правительства Кыргызской Республики, утверждающее и закрепляющее право на недвижимое имущество, передаваемое из государственной собственности в муниципальную;
 
• решение судебных органов;
 
• соответствующий гражданско-правовой договор;
 
• иной акт, установленный  законодательством, к примеру, для незастроенных участков - это просто ссылка на Земельный кодекс и постановление айыльного кенеша об установлении  этого участка как муниципального.
 
2. Оригинал и одну копию свидетельства о регистрации органа местного самоуправления.
 
3. Квитанция об оплате услуг регистрационного органа.
 
4. Документ, содержащий технические характеристики единицы недвижимого имущества. Этим документом является технический паспорт единицы недвижимости.
 
При передаче зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности, в муниципальную собственность, предоставляется 
акт приема-передачи уполномоченного государственного органа по приватизации и управлению государственным имуществом.
 
Регистрация права муниципальной собственности производится по заявлению уполномоченного органа. В данном случае, это – айыл окмоту.
 
В случае неподачи заявления на регистрацию права собственности, но возникновения основания для регистрации ограничения (обременения) права, право собственности регистрируется на основании соответствующего нормативного правового акта, указанного ранее, который должен храниться в регистрационном деле, а также дополнительно - в отделе регистрации.
 
При регистрации права собственником указывается соответствующий орган местного самоуправления.
 
Все документы представляются в МРО в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Подлинник документа после государственной регистрации возвращается заявителю, а копия вносится в регистрационное дело.
 
Местные регистрационные органы принимают правоустанавливающие документы на основании заявления, подаваемого правообладателем лично или лицом, имеющим право на подачу заявления в соответствии с законодательством.
 
Личность заявителя удостоверяется предъявлением:
 
• для физического лица - документа, удостоверяющего личность (паспорт);
 
• для юридического лица - документа, подтверждающего личность (паспорт) и полномочия его представителя, а также свидетельства о регистрации юридического лица и учредительные документы юридического лица.
 
Очередность рассмотрения заявлений на государственную регистрацию прав определяется в порядке их поступления по дате и времени их подачи.
 
Сроки проведения государственной регистрации прав муниципальной собственности
 
Первоначальная государственная регистрация осуществляется в течение 7 (семи) рабочих дней со дня подачи заявления в МРО по месту нахождения муниципальной собственности. На ранее зарегистрированное недвижимое имущество (муниципальную собственность) государственная регистрация производится в течение 3 (трех) рабочих дней.
 
При принятии документов от заявителя местный регистрационный орган обязан зарегистрировать дату и точное время поступления документов в журнале регистрации поступающих документов.
 
Заявителю выдается расписка о получении на регистрацию соответствующих документов с указанием даты и времени их поступления.
 
Цены на работы по осуществлению государственной регистрации прав муниципальной собственности
 
Регистрация прав на недвижимое имущество:
 
• для физических лиц – 256,71 сома,
• для юридических лиц – 641,97 сома без учета налогов.
 
Получение информации о недвижимом имуществе:
 
• для физических лиц – 78,01 сома,
• для юридических лиц – 160,79 сома без учета налогов.
 
При проведении землеустроительных работ во время явочной регистрации (например, выезд к месту расположения недвижимости и др.) 
и других видов работ, оказываются на платной основе МРО, согласно прейскуранту цен на работы, выполняемые территориальными органами Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество при Государственной регистрационной службе при Правительстве  Кыргызской Республики.
 
Со стоимостью различных услуг можно ознакомиться в местном регистрационном органе.
 
Какие имеются основания для приостановления или отказа в регистрации прав муниципальной собственности?
 
Основанием для приостановления регистрации права фактического владельца недвижимого имущества (муниципальной собственности) на срок не более 10 дней является заявление лица, оспаривающего это право.
 
Приостановление регистрации на срок более 10 дней производится на основании определения суда о приостановлении регистрации оспариваемого права.
 
В случае непоступления в течение 10 дней определения суда о приостановлении регистрации заявленное право подлежит регистрации.
 
Отказ в регистрации прав на недвижимое имущество может быть произведен по следующим основаниям:
 
• если представленные документы не соответствуют требованиям, установленным Законом Кыргызской Республики «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
 
• если с заявлением о регистрации права обратился недееспособный гражданин;
 
• если организация или лицо, выдавшее представленный документ, или тот, кого касается данный документ, не уполномочены распоряжаться правами, регистрации которых они добиваются по отношению к данной единице недвижимого имущества;
 
• если лицо, которое имеет права, обремененные (ограниченные) определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
 
• если представленные документы о единице недвижимого имущества свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимости;
 
• если право, обременение (ограничение) на объект недвижимости, о государственной регистрации прав которого просит заявитель, не является правом, подлежащим регистрации.
 
В случае отказа в регистрации заявителю направляется сообщение о причине отказа. Копия письма помещается в регистрационное дело, заведенное ранее на данную единицу недвижимого имущества, а в регистрационном журнале производится соответствующая запись.Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним либо уклонение регистрационного органа от регистрации могут быть обжалованы в вышестоящем органе государственной регистрации или в суде.
 
По каким причинам документы могут быть не приняты для регистрации прав муниципальной собственности?
 
Не принимаются документы, имеющие подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом. 
 
Основанием для отказа в приеме документов является:
 
• обращение ненадлежащего лица;
 
• отсутствие документа об оплате работ по государственной регистрации или его неправильное оформление;
 
• отсутствие у лица, подавшего заявление, документа, удостоверяющего его личность;
 
• отсутствие или оформленный в ненадлежащем виде документ, удостоверяющий полномочия представителя;
 
• отсутствие правоустанавливающего документа на единицу недвижимого имущества (единица муниципальной собственности);
 
• несоответствие документов, предоставленных к регистрации, действующим требованиям регистрации.
 
В случае отказа в приеме документов, представленных к регистрации, заявление возвращается заявителю с указанием причины отказа на бланке установленной формы.
 
Что нужно делать, если документы не принимают в МРО?
 
Если причины отказа по приему документов являются необоснованными, вы (заявитель) вправе обратиться к руководству МРО для обжалования действий специалиста по приему и выдаче документов. В случае нерешения данного вопроса с руководством МРО, вы вправе обратиться в суд.
 
Как регистрируется договор аренды недвижимого имущества?
 
Договор аренды должен быть заключен в письменной форме. Регистрация договоров аренды на 3 года и более является обязательной. Если договор аренды заключен на срок менее чем три года, то его регистрация обязательна по требованию одной из сторон (статья 545 Гражданского кодекса Кыргызской Республики).
 

Похожие материалы: