Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (108) 13 Ноября 2020

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Госрегистр и МСУ: диалог возможен

2012-07-31 / Ресурсы МСУ

в Южной Государственной резиденции Президента КР состоялся обучающий семинар для тридцати глав айыл окмоту Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областей.

 

В конце мая 2012 года в Южной Государственной резиденции Президента КР состоялся обучающий семинар для тридцати глав айыл окмоту Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областей. На семинаре также присутствовали и руководители районных отделов Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущества ГРС КР (ДКРПНИ). Встреча состоялась в рамках проекта «Усиление потенциала органов местного самоуправления Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областей в целях снижения конфликтного потенциала за счет эффективного управления ресурсами», финансируемого ОБСЕ и реализуемого Институтом политики развития.
 
Мероприятие было инициировано с целью разъяснения процедур проведения государственной регистрации объектов муниципальной собственности и установления эффективного диалога между органами МСУ и Местными регистрационными органами ДКРПНИ.
 
По результатам семинара участники получили дополнительные знания по проведению госрегистрации объектов муниципальной собственности в своих муниципалитетах. По словам самих глав МСУ, особенно полезной была встреча с представителями районных отделов Госрегистра, так как в процессе диалога они смогли получить ответы на многие вопросы.
 
Участникам были презентованы правовые основы государственной регистрации объектов недвижимости муниципальной собственности, в том числе и временные рамки, в течение которых должны реагировать сотрудники Госрегистра. По закону первоначальная государственная регистрация осуществляется в течение 7 (семи) рабочих дней со дня подачи заявления в МРО по месту нахождения муниципальной собственности. В отношении ранее зарегистрированного недвижимого имущества (муниципальная собственность) государственная регистрация производится в течение 3 (трех) рабочих дней.
 
Майрамбек Калыбаев, представитель ДКРПНИ, лектор семинара-тренинга: 
 
«Чаще всего у органов МСУ возникают трудности в определении точной стоимости работ, выполняемых местными регистрационными органами. Надо пояснить, что местные регистрационные органы оказывают услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество на платной основе, в соответствии с документом «Цены на работы, выполняемые территориальными органами Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики», согласованным с антимонопольным органом. Согласно данному документу, стоимость 
услуги по регистрации прав на недвижимое имущество составляет:
 
• для физических лиц – 256, 71 сома,
• для юридических лиц – 641,97 сома, без учета налогов.
 
Что касается получения информации о недвижимом имуществе, стоимость услуги составляет:
 
• для физических лиц – 78,01 сома,
• для юридических лиц – 160,79 сома, без учета налогов». 
 
Абдыжапар Жаныбеков, глава Барпинского АА Сузакского района: 
 

 

«Сегодняшний семинар по регистрации собственности, особенно земель, проводится очень своевременно, нам необходимо тесное взаимное сотрудничество с Госрегистром. Мы все понимаем важность процесса регистрации, в ходе которой необходимо учесть все объекты муниципальной собственности и тщательно проверить каждый из них. Но трудностей пока больше, чем достижений. Например, в нашем селе есть скважина, которая обеспечивает население питьевой водой. Ранее было принято неверное решение, и скважину передали Джалал-Абадскому горводоканалу. Мы вплотную занялись этим вопросом и выяснили, что она была передана незаконно. Требовалось решение местного кенеша о передаче, но его мы не нашли. И в настоящее время мы намерены вернуть скважину на баланс нашего АА через суд. Для суда важным аргументом будут вопросы регистрации прав собственности на скважину.
 
Земельные вопросы были и остаются весьма актуальными. В прошлом году я специально обратился в Ошский «Гипрозем» с просьбой провести инвентаризацию земель – уточнить, измерить и нанести земли на карту. Мы составили договор, на основе которого ведутся работы, которые на сегодня уже практически подходят к концу. Мы просили определить границы орошаемых земель, богары, приусадебных участков. Когда эта работа будет завершена, мы вплотную столкнемся с вопросом регистрации права собственности.
 
Не менее актуальными остаются вопросы регистрации других объектов МС: школ, детских садов, медицинских и других учреждений, финансируемых за счет местного бюджета. На регистрацию нужны средства и найти их в местном бюджете нелегко, но мы пытаемся. К примеру, на регистрацию двух детских садов в общей сложности потребуется 20 тысяч сомов. Каждый год на сессии айылного кенеша мы выделяем 200-300 тысяч сомов на регистрацию школьных учреждений (у нас их 11) из местного бюджета.
 
Большое значение имеет наше сотрудничество с местными регистрационными органами в процессе реализации инвестиционных проектов. Например, в прошлом году с помощью АРИС наш айылный аймак реализовал проекты на сумму свыше 10 млн. сомов: провели питьевую воду в центральную часть села, где чистой воды не было более двадцати лет; реализуем мы также проекты по реконструкции объектов. В процессе проведения ремонтных работ большую трудность создает отсутствие техпаспортов объектов. И нам вновь приходится обращаться в Госрегистр, расходовать дополнительные средства. Проблема в том, что на получение новых услуг Госрегистра приходится тратить много времени, хотя все это должно делаться оперативно.
 
Я не буду лукавить и говорить, что наши взаимоотношения с Госрегистром безоблачные. Случается и недопонимание, и разногласия, а нынешняя встреча помогает найти общий язык». 
 
Абдимухтар Маматов, начальник Сузакского МРО ДКРПНИ: 
 
«В сфере регистрации муниципальной собственности много проблем. Во-первых, у муниципалитетов не хватает средств для оплаты услуг госрегистрации. Во-вторых, у многих аймаков отсутствуют техпаспорта, госакты и другие правоудостоверяющие документы. В-третьих, органы местного самоуправления сами нередко нарушают законодательство. Например, в моей практике были случаи, когда айыл окмоту самовольно, на основании своего постановления и без решения кенеша передает какой-то объект в частную собственность. Когда к нам поступают такие документы, мы отказываем, но некоторые руководители МСУ на этом не останавливаются: например, проводят мнимые, якобы открытые торги, по результатам которых снова обращаются за регистрацией. В этом случае, мы, хотя и знаем о нарушении, но доказать ничего не можем и вынуждены производить регистрацию. А потом члены сообщества или новые руководители органов МСУ обивают пороги наших кабинетов с просьбой вернуть объекты в муниципальную собственность. В-четвертых, не все главы понимают важность своевременной регистрации, ведут себя так, будто регистрация нужна МРО, а не собственнику; в результате они теряют незарегстрированные объекты, а потом судятся, чтобы их вернуть. 
 
Вообще текучесть кадров и отсутствие преемственности в местном самоуправлении – это большая проблема. Главы не передают своим преемникам документацию: правоудостоверяющие документы, перечни, реестр объектов, результаты инвентаризации, карты, госакты и др. Это происходит как вследствие халатности, так и намеренно. На мой взгляд, надо ужесточать ответственность за хранение и передачу документов. Но даже в случае утраты каких-либо документов, органы МСУ могут обратиться к нам с официальным запросом, после которого наш специалист произведет необходимые действия по восстановлению документации».
 
Эмильбек Тарыхчиев, начальник Базар-Коргонского МРО ДКРПНИ: 
 
«Бывают случаи, когда вместо положенных по документам 15 соток по факту выявляются 30, появляются излишки. Эти излишки мы выделяем на картах другим цветом и предлагаем органам МСУ узаконить права на эти участки. В свое время, в процесее проведения системной регистрации, по этому поводу было даже официальное письмо из Центрального аппарата, которое мы направили в айыл окмоту. Излишки необходимо выделять в отдельные участки и предоставлять другим жителям села. Такая ситуация широко распространена, однажды мы выявили лишние 2440 га земли». 
 
На вопрос о трудностях в процессе регистрации, участники ответили, что самую большую трудность они испытывают из-за нехватки денежных средств. Аскарбек Шерматов, начальник Ноокенского МРО ДКРПНИ: «Мы ведь видим, что многим айыл окмоту нелегко, хоть они и так затянули свои пояса туже некуда. Но и мы должны работать по закону. Ведь есть постановление Правительства КР, которое гласит: «Объекты МС должны пройти государственную регистрацию за счет местного бюджета, средств, которые перечисляются на спецсчет от аренды муниципальных земель». Понимая сложность ситуации, мы в начале каждого года напоминаем главам МСУ о том, чтобы они закладывали в расходную часть своих бюджетов по 200-300 тысяч сомов на регистрацию муниципальной собственности. Сегодня все школы, ФАПы и больницы в Ноокенском районе прошли регистрацию, у всех имеются техпаспорта и госакты. Так что Госрегистр и органы МСУ могут быть эффективными партнерами, наш опыт – тому подтверждение».
Нургуль Джаманкулова, 
PR-специалист ИПР

 

 

Похожие материалы: