Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Сборник примеров инклюзивного планирования. Практика органов МСУ Кыргызской Республики

2022-10-15 / Инклюзивное местное экономическое развитие
Сборник примеров инклюзивного планирования. Практика органов МСУ Кыргызской Республики

Никто из руководителей и сотрудников органов МСУ не откажется от задачи помощи уязвимым гражданам и семьям. Они осознают важность этой задачи и стараются предоставлять помощь по мере возможности. Вот только возможности органов МСУ помогать уязвимым группам не всегда очевидны как с точки зрения полномочий, так и с точки зрения ресурсов. С точки зрения полномочий, орган МСУ часто не понимает, может ли он, например, организовать социальный центр, или это полномочие министерства? С точки зрения ресурсов – стоит перед выбором: то ли заняться потребностями бизнеса и построить новую дорогу к кошаре или муниципальный рынок, чтобы улучшить экономику аймака или города, то ли раздать деньги уязвимым, которые при таком понимании проблемы остаются всего лишь потребителями ресурсов, не производя для сообщества ничего полезного.

Мучаясь такими вопросами, органы МСУ очень часто включают в свои программы социально-экономического развития не реальные меры развития для уязвимых групп, а всего лишь намерения, желания, не являющиеся, по сути, ни мероприятием, ни бюджетной мерой. Десятки и сотни ПСЭР аймаков и городов содержат пункты о содействии бедным, поддержке уязвимых, сокращении безработицы, улучшении доступа к услугам, но конкретных, внятных действий за этими мерами не стоит. Инклюзивная направленность мер в большинстве случаев сформулирована обобщенно, например: “Оказание помощи незащищенным слоям населения (малообеспеченным, инвалидам, безработным, полусиротам, многодетным) и внедрение новых методов оказания услуг в направлении сокращения бедности”. Такое описание меры не дает четкого представления о целевой группе, о предполагаемых конкретных действиях органов МСУ, о привлекаемых партнерах и других заинтересованных сторонах, об ожидаемых результатах. Какие методы планируется применять? Каким образом они помогут сократить бедность? Сколько человек смогут получить пользу от внедрения меры? Каковы индикаторы измерения исполнения данной меры? Подобные обобщенные формулировки приводят к тому, что на деле данные меры не реализуются или реализуются “для галочки”, не принося реальных и ощутимых плодов. Справедливости ради стоит отметить, что часто такие намерения, вместо мер, включаются в ПСЭРы и в отношении бизнеса, экономики, предпринимательской среды. Однако здесь ситуация все-таки немного лучше – бизнес, представленный в местных кенешах, часто способен сам сформулировать предложение для ПСЭР и добиться его принятия. А вот уязвимые группы в советах иногда не представлены, а формулировать предложения для улучшения своей ситуации они часто не умеют, ограничиваясь по желанием дать больше помощи – денег, товаров, продуктов, льгот.

Вместе с тем все чаще в ПСЭР начинают встречаться примеры реального воздействия на условия жизни и условия для развития уязвимых групп. Происходит это как под влиянием укрепления знаний внутри самих органов МСУ, так и под воздействием проектов развития. В частности, Проект «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемый Правительством Швейцарии и выполняемый «Хельветас» и Институтом политики развития, работая с большим числом муниципалитетов в Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областях, при проведении любых мероприятий делает упор на работу с уязвимыми группами населения. Проект УУМУ помогает органам МСУ разрабатывать методы воздействия на уязвимые группы, направленные  не на краткосрочное улучшение их положения,  а на создание условий для того, чтобы эти группы вышли из положения уязвимых. В частности, Проект УУМУ предложил дополнить Методическое руководство для органов местного самоуправления по разработке программ социально–экономического развития1 методами учета интересов и создания условий для развития уязвимых групп, разработав для этих целей отдельную методику. Также Проект провел конкурс на лучшее отражение в ПСЭР аспектов социальной и гендерной чувствительности; учет интересов и создание условий для кардинального улучшения положения уязвимых групп в сообществах. Конкурс позволил собрать коллекцию уже применяемых органами МСУ мер, направленных на инклюзивное развитие. Так появился сборник, куда вошли меры, в наибольшей степени направленные на создание таких условий для уязвимых групп в сообществе, которые позволили бы им со временем существенно улучшить свое положение и даже выйти из категории уязвимых. 

Следует отметить, что при выборе мер для включения в сборник основное внимание уделялось их содержанию и значимости для данной территории. Отдельные меры были включены в сборник в силу того, что они демонстрируют инновационный или творческий подход муниципальных органов к решению существующих проблем и к организации работы по их преодолению. В сборник вошли и такие меры, реализация которых либо продолжается, либо планируется на более поздний период. Хотя некоторые из представленных мер еще не реализованы, они являют собой примеры прогрессивного и социально справедливого стратегического планирования на уровне муниципалитетов. 

Данные меры были разработаны в соответствии с предложенной Проектом методологией, а в сборнике сгруппированы в категории соответственно трем направлениям инклюзивности: повышение доступа к рынкам, услугам и пространствам.

В дополнение к подробному описанию отдельных мер, в Приложении 1 к сборнику, представлен перечень других инклюзивных мер, которые были выявлены в процессе экспертной оценки конкурсных ПСЭР, с разбивкой по направлениям развития на местном уровне (приближенно к бюджетной классификации местного бюджета). Данная коллекция мер позволит заинтересованным муниципальным лидерам в процессе разработки своих ПСЭР найти подходящие для себя меры, уже примененные другими муниципалитетами.

Сборник адресован депутатам местных кенешей, руководителям и сотрудникам органов МСУ, местным активистам, НКО, инициативным группам, предпринимателям и другим лицам, заинтересованным в местном развитии и участии в разработке программ социально-экономического развития.

Цель сборника – повысить осведомленность органов МСУ и местных сообществ по вопросам инклюзивного развития, равенства прав и доступа к условиям для развития, что должно привести к росту количества мер, направленных на защиту уязвимых и ущемленных в правах групп граждан. Инклюзивное развитие местных сообществ, основанное по принципу “Не оставлять никого позади”, должно привести к росту благостостояния всей нации, сокращению неравенства – экономического, правового, территориального, что благотворно скажется на социальном и экономическом развитии Кыргызской Республики.

Сборник будет представлен для обсуждения на национальной конференции органов местного самоуправления, которую Проект планирует провести в Бишкеке в октябре 2022 г. и в работе которой примут участие представители местных и районных администраций из всех областей республики, международных организаций, а также местного экспертного сообщества в сфере инклюзивного развития.  

Проект УУМУ приглашает заинтресованных лиц продолжить обсуждение темы и наполнение коллекции мер инклюзивного развития, в том числе путем публикации успешных примеров на Портале лучшей практики МСУ (www.myktyaimak.gov.kg)
________ 

1 Методическое руководство для органов местного самоуправления по разработке программ социально–экономического развития городов и айылных аймаков, утвержденное совместными приказами Министерства экономики КР от 15 мая 2018 г. № 63-А и Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений от 16 мая 2018 г. №01-18/56.