Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Какие вопросы можно решить с помощью механизма ГСЗ?

2019-06-17 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Какие вопросы можно решить с помощью механизма ГСЗ?

Что такое «государственный социальный заказ»? Кто несет ответственность за предоставление гарантированных социальных услуг? Какие социальные услуги оказывают органы МСУ? Что включают в себя муниципальные услуги и каковы их критерии?

Эти и другие вопросы были рассмотрены в ходе трех тренингов на тему «Социальные услуги на местном уровне. Принятие решения о внедрении государственного социального заказа (ГСЗ)», проведенных 28 февраля в г. Бишкеке (Ленинский и Аламудунский муниципалитеты Чуйской области), в марте – в г. Канте и в г. Нарыне с участием представителей органов местного самоуправления (МСУ), лидеров местных сообществ и НПО. Тренинги были организован Институтом политики развития в рамках Проекта «Усиление потенциала Министерства труда и социального развития для реализации государственного социального заказа» при поддержке Программы по совместному управлению, финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID) и реализуемой Ист-Вест Менеджмент Институтом (EWMI). Государственный социальный заказ – механизм реализации части республиканских, отраслевых, региональных или муниципальных социальных программ, направленных на оказание социальных услуг населению либо на достижение иных общественно полезных целей, путем вовлечения в их реализацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основанный на договорных отношениях, обеспеченный финансированием из республиканского и/или местного бюджетов.

Цель ГСЗ – решение социально значимых проблем общества и достижение общественно полезных целей за счет средств республиканского и/или местного бюджетов, а также путем вовлечения интеллектуальных, кадровых, материальных и иных ресурсов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. «Социальная услуга – это действие по оказанию помощи лицам в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, а также содействия в решении проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией. (Закон КР «О государственном социальном заказе» от 28 апреля 2017 года, № 70, ст.1). А согласно Закону Кыргызской Республики «Об основах социального обслуживания населения КР» от 19 декабря, 2001 года, № 111, ст. 11, «местные государственные администрации и органы местного самоуправления могут принимать территориальные перечни дополнительных социальных услуг, с учетом возможностей местных бюджетов и потребностей населения территории». Предоставление гарантированных социальных услуг входит в компетенцию Правительства КР, в лице министерств и ведомств, и их территориальных структур», – говорит Анара МУСАЕВА, тренер Института политики развития.

В ходе тренинга участники рассмотрели и провели обзор по услугам: какие социальные услуги являются государственными, муниципальными, в рамках вопросов местного значения (ВМЗ), какие социальные услуги оказываются органами МСУ в рамках делегированных полномочий. Участники также ознакомились с основными положениями Закона Кыргызской Республики «О государственном социальном заказе». Дополнительно участники провели анализ идей по своим направлениям и изучили возможности их оказания через государственный социальный заказ. Некоторые идеи участники позже включили в План мероприятий ГСЗ.

«Совместно с участниками мы также рассмотрели роль и деятельность фасилитатора, человека, который должен привести группу к определенным соглашениям через достижение конкретных результатов в обсуждении. Ведь навыки фасилитирования будут полезны в процессе реализации мероприятий, которые будут включены в План мероприятий ГСЗ», – добавила Анара МУСАЕВА. 5 марта 2019 года в Нарыне был также проведен аналогичный тренинг с участием 15 человек. Результатом тренинга стало то, что участники научились формировать базу данных и проводить исследования по выявлению нужд сообщества в социальных услугах. Следующим шагом для них будет подготовка плана и графика по внедрению ГСЗ согласно проверочному (чек) листу. Депутат Нарынского городского кенеша Майрамбек САКЕНБАЕВ сказал, что полученные знания он будет использовать в процессе обсуждения с депутатами горкенеша вопросов внедрения ГСЗ в городе Нарыне. «Тренинг был интересным и полезным, в частности, сессии по различению муниципальных и государственных услуг. Сегодня я научился проводить анализ социальных проблем на основе алгоритма. Оказывается, ГСЗ – это очень полезный механизм для любого муниципалитета», – отметил депутат.

Рубрика подготовлена Нургуль ДЖАМАНКУЛОВОЙ, специалистом по связям с общественностью Проекта ГГПОМСУ, ИПР Общая редакция – Сабины ГРАДВАЛЬ, заместителя руководителя Проекта ГГПОМСУ, ИПР

Похожие материалы: