Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Гражданский бюджет – это реальный инструмент, обеспечивающий прозрачность и подотчетность местных бюджетов

2018-03-05 / Новости Проекта ГГПОМСУ
Гражданский бюджет – это реальный инструмент, обеспечивающий прозрачность и подотчетность местных бюджетов

Новости Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) Рубрика подготовлена Нургуль ДЖАМАНКУЛОВОЙ, специалистом по связям с общественностью Проекта ГГПОМСУ, ИПР Общая редакция – Сабины ГРАДВАЛЬ, заместителя руководителя Проекта ГГПОМСУ, ИПР

Органы местного самоуправления более чем тридцати сельских муниципалитетов Ошской, Нарынской, Джалал-Абадской, Чуйской и Иссык-Кульской областей разработали гражданские бюджеты 2018 года.

По словам Азамата МАМЫТОВА, специалиста Проекта по муниципальным финансам, такой подход со стороны органов местного самоуправления помогает им обеспечить прозрачность и подотчетность, а сама инициатива доступа граждан к информации о бюджете направлена на улучшение Индекса бюджетной прозрачности власти в Кыргызстане.

«Гражданский бюджет излагается на доступном языке и готовится с учетом языковых особенностей каждой местности. Главная цель в данном случае – сделать информацию о формировании и расходовании гражданских средств доступной и понятной для населения. Этот финансовый документ разрабатывается для ознакомления жителей с местным бюджетом, в соответствии с Бюджетным кодексом Кыргызской Республики. В Гражданском бюджете отражаются приоритетные вопросы сообщества на следующий год и объем финансовых средств, направляемый на решение этих вопросов. Ведь вопросы прозрачности бюджета интересуют всех - и домохозяек, и высокопоставленных чиновников. Но просто получить сведения о бюджете мало: во-первых, их нужно понять; во-вторых, для населения необходимо иметь возможность влиять на распределение тех средств, из которых состоит их местный бюджет. Именно поэтому единый формат Гражданского бюджета представлен в виде красочно оформленного документа, где представлены виды источников дохода и направления расходов с указанием точных цифр», – сказал Азамат МАМЫТОВ. В 2018 году со стороны Проекта для всех муниципалитетов из пяти областей, изъявивших желание разработать и распространить Гражданский бюджет среди местного населения, была оказана техническая и финансовая помощь. Электронные версии гражданских бюджетов также доступны на сайте Проекта:

•  на русском языке: http://vap.kg/ru/activities/ intergovernmental_relations/local-budgets/

•  на кыргызском языке: http://vap.kg/ky/activities/ intergovernmental_relations/local-budgets/

Практический семинар по работе с муниципальными сайтами и современными инструментами распространения информации

27 февраля 2018 года в Бишкеке состоялся практический семинар по работе с муниципальным сайтом и современными инструментами распространения информации. В качестве участников выступили администраторы муниципальных веб сайтов и члены групп Совместного мониторинга и оценки 10 муниципалитетов Чуйской области: Кочкорбаевского, Кунтуйского, Кызыл-Тууйского, Александровского, Таш-Мойнокского, Буранинского, Гроздненского, Ак-Башатского, Юрьевского и Фрунзенского айылных аймаков.

«В рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития, ряду органов МСУ Чуйской области было оказано содействие в создании муниципальных веб-сайтов. Цели этой помощи - содействие повышению открытости и прозрачности органов МСУ, создание условий для участия граждан в процессе принятия решений на местном уровне, повышение прозрачности в управлении средствами местных бюджетов. Ведь информация сегодня – один из главных ресурсов для развития и функционирования государства и общества. Поэтому информационный обмен между органами  власти и обществом – важный фактор эффективного функционирования государства. По заказу Проекта, веб-студией Weltkind был разработан ШАБЛОН муниципального сайта, с учетом потребностей органов МСУ и требований законодательства КР в соблюдении прозрачности и обеспечения доступа к информации граждан. Во время семинара участникам было презентовано Руководство по администрированию муниципального сайта (далее – Руководство), разработанное и изданное Проектом на двух языках. В Руководстве подробно рассматриваются все возможности административной панели управления веб-сайтом, а именно: размещение, оформление (удаление) новостей, объявлений, статей, фотографий, документов и другой необходимой информации. Для удобства освоения административной панели, Руководство пользователя содержит изображения (скриншоты), с поясняющими подписями к ним и расположенными на них элементами управления. Все изображения приведены пошагово, со- гласно модулям (разделам), из которых состоит веб-сайт», – сказала Сабина ГРАДВАЛЬ, заместитель руководителя Проекта.

В ходе семинара администраторы муниципальных сайтов детально ознакомились с руководством и на практике отработали все его разделы, в результате чего на сайтах их муниципалитетов появились важные документы, включая информацию о бюджете, о планах по решению приоритетных вопросов населения. Рядом с сотрудниками АО – администраторами сайтов - работали представители групп СМиО, которые теперь точно знают, где и какую информацию можно получить, чтобы промониторить исполнение органами МСУ планов по решению вопросов местных сообществ. Группы СМиО будут тщательно следить за своевременным размещением на сайтах и Гражданского бюджета в том числе.

Электронная версия Руководства доступ- на на сайте Проекта: http://vap.kg/ru/press_room/ publications/full/162.html

Представители НПО Нарынской и Ошской областей ознакомились с системой мониторинга и оценки, предусмотренной Моделью участия граждан в бюджетном процессе

9 февраля в Оше, 15 февраля в Нарыне состоялись тренинги на тему: «Общественный мониторинг и Муниципальный индекс бюджетной прозрачности» для представителей НПО Ошской области.

Организатором тренингов выступил Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемый Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по раз- витию и сотрудничеству (SDC) и выполняемый Институтом политики развития (далее – Проект).

«Первый тренинг прошел в городе Оше, куда мы пригласили представителей организаций гражданского общества и средств массовой информации. Основная цель тренинга – усиление потенциала представителей общественных организаций в области общественного мониторинга и информирование о требованиях Бюджетного кодекса Кыргызской Республики по вопросам прозрачности и подотчетности органов местного самоуправления. Помимо предоставления информации о системе совместного мониторинга и оценки, предусмотренной Моделью участия граждан в бюджетном процессе, участникам были презентованы отдельные инструменты мониторинга работы органов МСУ в сферах, которые наиболее подвержены коррупционным проявлениям. В частности, участникам представили Руководство по мониторингу через работу с порталами госзакупок и кадастровой гео-информационной системы (КГИС) (сделки с объектами муниципальной собственности – землями и объектами недвижимости). Во время семинара у всех была реальная возможность в режиме онлайн узнать о том, что закупает тот или иной орган МСУ или госорган. Аналогичный тренинг с участи- ем представителей НПО Нарынской области был проведен и в Нарыне. Общее количество участников составило 39 человек, из которых 26 женщин», - сказал Медет СУЛТАМБАЕВ, специалист по мониторингу и оценке Проекта.

На конкурс Программы малых грантов в 2018 году поступила 121 проектная заявка

15 февраля 2018 года был последним днем подачи проектных заявок для участия в конкурсе Программы малых грантов, проводимого в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития. В 17.00 была завершена регистрация проектных заявок. Программа малых грантов Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» принимала заявки от органов местного самоуправления из Нарынской и Ошской областей.

«К моменту закрытия регистрационного листа было зафиксировано поступление 121 заявки, из которых 59 были из Нарынской и 62 - из Ошской областей. Мы прекрасно понимаем, что это надежды на решение 121 приоритетной проблемы местных сообществ. Мы знаем, каких трудов и усилий стоило органам МСУ подготовить такое количество проектных заявок. В рамках подготовки к конкурсу, органы МСУ двух областей проводили общественные мероприятия, сами участвовали в наших специальных тренингах и консультационных встречах. Теперь начинается конкурс. Те заявки, которые пройдут предварительный отбор, будут соревноваться за 35 мест. В 2018 году фонд Программы малых грантов составляет 35 миллионов сомов. Следовательно, перед членами Конкурсной комиссии стоит трудная задача и большая ответственность – ознакомиться со всеми заявками, оценить и выявить лучшие проекты. Проекты, которые были действительно разработаны в ответ на выявленные приоритеты сообществ, которые прошли широкое обсуждение с населением. Проекты, через реализацию которых предполагается решение проблем большого числа жителей, с учетом интересов женщин. И я хочу попросить наших партнеров, подавших свои заявки, набраться терпения и подождать результатов конкурса, которые будут объявлены после 10 марта 2018 года. Мы сегодня уже начали работу с заявками. Каждой заявке будет присужден уникальный код, благодаря которому члены комиссии будут оценивать описанный проект, а не муниципалитет. Иными словами, из заявок будет удалено всякое упоминание о муниципалитете, подавшем эту заявку, и комиссия сможет оценить проекты объективно и беспристрастно», – сказал Султан МАЙРАМБЕКОВ, специалист Проекта по грантам.

В 2018 году сумма гранта составляет 1 миллион сомов для одного проекта. Каждый муниципалитет-заявитель вправе подать на Конкурс не более 2-х проектных заявок и получить не более двух грантов. Денежные средства будут перечисляться в сомах Кыргызской Республики по курсу валют коммерческого банка, обслуживающего Проект, на день их перечисления. При этом вклад местного сообщества должен составлять не менее 10% от общей стоимости грантового проекта.

 

 

15 целевых органов МСУ разработали совместные с населением планы действий

Вопросы планирования на местном уровне являются приоритетами, важными в свете последних изменений в сфере законодательства по распределению бюджетных ресурсов как на местном, так и на национальном уровне.

В рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» завершен комплекс мероприятий по совместному планированию действий ОМСУ и местного сообщества по решению проблемных вопросов, выявленных в процессе СИНС-мероприятий. В итоге был разработан и принят документ, направленный на развитие муниципалитета, – это План совместных действий (ПСД) органов МСУ и местного сообщества по решению вопросов  местного  значения на 2018-2019 годы. 

«Особенностью мероприятий, проведенных в 15 целевых муниципалитетах Ошской и Нарынской областей, было то, что планирование совместных действий местного сообщества и органов МСУ было частью процесса планирования развития местного сообщества. Ценность принятого ПСД обусловлена тем, что он был основан на реальных приоритетах населения, и сообщество взяло на себя часть ответственности за их реализацию. План совместных действий (ПСД), созданный на основе результатов Совместного изучения нужд сообщества (СИНС), стал частью стратегии и развития муниципалитета, на его основе айыл окмоту и местные кенеши планируют вносить изменения в свои рабочие планы. Важным также было то, что процесс был максимально приближен к срокам, которые требовались по Бюджетному кодексу в части разработки программ социально-экономического развития (ПСЭР)», – сказал Танат ОСМОНКУЛОВ, специалист Проекта ГГПОМСУ по вопросам местного самоуправления.

В целях развития навыков и предоставления знаний по процессу планирования и подготовки Проекта ПСД для 15 целевых муниципалитетов Ошской и Нарынской областей, были проведены тренинги по теме «Планирование совместных действий местного сообщества и органов МСУ по решению вопросов местного значения». В тренингах приняли участие все заинтересованные стороны, не только представители органов МСУ, государственных органов, но и активисты из числа местных жителей, а также представители заинтересованных муниципалитетов из районов.

В ходе обучения рассмотрены разные вопросы, включая знания по основам социально-экономического развития на местном уровне (сущность и виды планирования, их взаимосвязь и различия), модели участия граждан в местном самоуправлении, практические навыки по разработке Плана совместных действий (ПСД), возможности обеспечения ресурсами при реализации ПСД и др.

Наибольший интерес среди участников вызвала тема «Организация процесса разработки плана совместных действий», и на ее обсуждение потребовалось много времени. У многих участников были сложности в понимании разницы между стратегией, программой и планами, в большинстве муниципалитетов были стратегии, программы и планы развития, часть которых подготовлена в рамках донорских программ, но большинство участников не было проинформировано о содержании этих документов, так как они не выносились на общественные слушания для  местного населения. Основное внимание участников было сосредоточено на формулировке проблемы, ее кратком описании, чтобы в дальнейшем проанализировать, провести качественный причинно-следственный анализ, для планирования задач и конкретных мероприятий. Как сказал один из участников: «Сложно определить проблему, которая важна для жителей. Ведь жители хотят увидеть конкретный результат. К примеру, определяют проблемой отсутствие спортзала и не всегда задумываются, что им нужно не здание, а именно услуга в виде новых секций, опытных тренеров, и айыл окмоту важно решать проблему по организации работы в этом направлении». У участников были сложности по постановке задач и конечных целей. Участникам также была дана подробная информация по возможностям ресурсного обеспечения Плана совместных действий (стимулирующий грант, фонды развития регионов, механизм государственного социального заказа, внешние инвестиции, местные поставщики услуг).

Похожие материалы: