Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (132) 15 Октября 2022

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Как из полупустых школ и переполненных садиков сделать удобные объекты образования? СЕКРЕТ КАРА-БАЛТЫ

2013-02-28 / Кадры МСУ

В отношении дошкольного образования и нехватки мест в детских садах мэрия Кара-Балты не остановилась только на идее передать освободившееся здание техникума из государственной собственности в муниципальную.

 

Многолетняя практика работы с городскими и сельскими органами МСУ доказывает, что органы МСУ не всегда эффективно распоряжаются объектами муниципальной собственности. Особенно часто непрактично используются здания образовательных учреждений, особенно школ. Руководители муниципалитетов постоянно жалуются на нехватку финансовых средств для надлежащего содержания и обслуживания этих объектов (ремонт, отопление и др.). В школах часто холодно, отсутствуют элементарные удобства, спортивные площадки заброшены. Дети часто болеют и плохо учатся, родители жалуются, а педагоги разводят руками. А между тем есть органы МСУ, которые вполне можно назвать рачительными хозяевами, – школы и другие здания муниципальной собственности у них обогреты, отремонтированы, сияют свежими стенами, теплыми полами и радуют жителей комфортной обстановкой.
 
Сливаем школы, получаем комплектность учителей и экономию расходов
 
Хорошим примером рационального и эффективного управления объектами муниципальной собственности стал городской муниципалитет Кара-Балты, который объединил два образовательных учреждения для экономии расходов на содержание школ. А началось все в 2011 году, когда особо стала ощущаться острая нехватка учителей в школах, стало накладно содержать полупустые здания школ из-за дороговизны коммунальных услуг. Глубинные причины состояли в том, что усилилась внутренняя и внешняя миграция населения: за последние 10 лет жители города выехали как за пределы страны, так и переехали в другие населенные пункты Кыргызстана. Изменилась структура населения: школьников стало меньше, и школы пустовали, а вот детских садов, напротив, стало не хватать.
 
Анализируя все обстоятельства данной проблемы, мэрия города Кара-Балты совместно с районным отделом образования предложили объединить две городские школы - №5 и № 7 - в одну. Однако легко и быстро сделать это не получилось – воспротивились родители и ученики школ. Как теперь признают сами работники горуправы, изначально не было уделено достаточно внимания информационной работе с родителями, учениками и педагогами. Необходимо было заранее провести разъяснительную работу и организовать общественные мероприятия с населением, обосновать все аргументы. С учетом опыта в том же, 2011 году горуправа вынесла проект на обсуждение с учителями и родителями в каждой из школ по отдельности, затем провела общественные слушания, в ходе которых участники, в лице педагогов и родителей двух школ, совместно приняли решение об объединении.
 
Основной причиной такого решения стала частичная загруженность школы № 5, где классные кабинеты и вспомогательные помещения были задействованы только на 50%, а размеры школы № 7 были намного меньше. Так началась организационная работа по переезду школы № 7 в школу № 5, которая была предварительно отремонтирована. Все работы финансировались из городского бюджета (406,0 тыс. сомов) и за счет родительских взносов. К началу нового учебного года, в сентябре 2011-го, школа № 5 была полностью задействована и приняла учеников обеих школ. Освободившееся здание школы № 7 было передано в аренду Техникуму экономики и права, который нуждался в новом помещении. Но какие преимущества получила мэрия и в целом сообщество города от реализации данного проекта? На этот вопрос журналу «М» ответила Элла Бокмановна КИМ, заведующая сектором местного экономического развития мэрии:
 
«Во-первых, мы сэкономили финансовые средства городского бюджета из-за сокращения коммунальных расходов на эти объекты.
 
Во-вторых, решены проблемы нехватки учительских кадров в школах, педагогический состав пополнился.
 
В-третьих, родители очень довольны, улучшилась успеваемость учеников, со стороны населения только положительные отзывы.
 
В-четвертых, поступают дополнительные доходы в бюджет органов МСУ от аренды здания Техникума экономики и права, где ранее функционировала СШ № 7.
 
В-пятых, в связи с переездом техникума в другое здание, увеличилось количество студентов, так как данное учебное заведение стало привлекательнее (расположено в центре города, площадь увеличилась).
 
В-шестых, появилась возможность решения вопроса передачи старого здания техникума из государственной собственности в муниципальную, чтобы открыть в нем так нужный Кара-Балте детский сад (соответствующие письма в Фонд госимущества, Полномочному представителю Правительства по Чуйской области о передаче здания детсада в муниципальную собственность уже направлены)».
 
Школа + школа = детский сад + школа
 
В отношении дошкольного образования и нехватки мест в детских садах мэрия Кара-Балты не остановилась только на идее передать освободившееся здание техникума из государственной собственности в муниципальную. Дело в том, что вопрос нехватки мест в детских садах стоит в городе очень остро. Население города, по официальным данным, составляет 40 тыс. человек, а по неофициальным - 55 тысяч, то есть в городе и вокруг него достаточно большое число внутренних мигрантов – приезжих из других регионов республики, в семьях которых, как правило, много маленьких детей. При этом в Кара-Балте до недавнего времени действовало только 7 муниципальных дошкольных учреждений, поэтому каждый год очередь в детские дошкольные учреждения увеличивалась, а районный отдел образования, который ведет учет мест в детских садах, ежегодно обращался в мэрию города по вопросу выделения дополнительных мест. Острота проблемы нарастала, и в 2009 году мэрия сделала капитальный ремонт детского садика «Подснежник», создав 50 новых мест, но проблему это до конца не решило.
 
Поэтому мэрия сделала анализ использования объектов муниципальной собственности на предмет фактической загруженности и имеющихся мощностей общеобразовательных учреждений. В результате было выявлено, что средняя школа № 1 эксплуатировалась частично (только с 5 по 11 классы). После обсуждения с педагогами и родителями, в ходе общественных слушаний было принято решение о переводе начальной школы № 2 в среднюю школу № 1. А освободившееся здание школы № 2 (в прошлом – детский сад) было решено отремонтировать и вернуть ему прямое предназначение, т. е. использовать как детский сад. Депутаты города на сессии кенеша решили выделить денежные средства на ремонт помещений и приобретение оборудования. В течение полугода была восстановлена мощность детского сада на 200 мест: сделан капитальный ремонт на сумму более 2 млн. сомов за счет бюджета города; дополнительно потрачено 1,5 млн. сомов на приобретение оборудования (кровати, столы и стулья, посуда, спортивный инвентарь, игрушки и др.). Наконец, 25 января 2013 г. состоялось официальное открытие детского садика «Керемет бөбөк», на котором аким Жайыльского района вручил детскому учреждению подарок – комплект оргтехники (компьютер и универсальное печатное устройство).
 
Для городского сообщества это событие стало очень важным, т. к. город разделен на верхнюю и нижнюю части, а большинство детских садов было сосредоточено в верхней части города и к тому же лучше обеспечивалось. А в нижней части города проблема всегда стояла особенно остро, и горожане чувствовали несправедливость. Теперь за счет хорошо и своевременно организованной совместной работы сотрудников мэрии и сообщества, вопрос доступа к услугам дошкольного образования частично решен. Сегодня в городе насчитывается уже 8 дошкольных образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, и 2 частных дошкольных образовательных учреждения.
 
Теперь в планах города продолжить обследование всех объектов муниципальной собственности (а их насчитывается немало – 63 здания или сооружения, на сумму более 100,0 млн. сомов, за исключением объектов инженерной инфраструктуры). В собственности города – 11 средних и 2 начальные школы, часть их, по предварительным данным, также загружена не полностью, на 70-75 процентов. В отношении таких объектов будет проведена работа по определению их фактической загруженности и мощности для принятия решения в отношении дальнейшего рационального и экономного использования.
 
Прямая речь
 
Гульмира КУРМАНОВА, председатель родительского комитета детского сада: «Практически для каждого ребенка в определенный момент времени детский сад становится вторым домом, где мудрые воспитатели с любовью и заботой преподают им первые уроки жизни. И от того, какими будут уроки, в каких условиях ребенок их получит, может зависеть дальнейшая судьба маленького человека. За возможность приводить детей в хороший детский сад мы говорим большое спасибо, во-первых, мэру города Кара-Балты – Шабданову Данияру Автандиловичу, Кара-Балтинскому городскому кенешу и всем, кто помог открыть наш детский сад, кто нашел силы и желание этим заниматься. Это было не просто».
 
Галина ДЬЯКОВА, председатель квартального комитета № 12: «Совместное решение о слиянии двух школ – средней школы № 1 и начальной школы № 2 – было правильным, так как нам очень нужен был детский сад, который стало возможным открыть в освободившемся здании начальной школы № 2. Для нас это особенно важно, так как в нижней части города Кара-Балты проблема мест в детских садах всегда стояла остро. И от имени жителей нижней части города хочу выразить большую благодарность местному самоуправлению».
 
Аида ДУЙШЕЕВА, жительница улицы им. Крупской: «От имени многих матерей, которые не могли выйти на работу, так как не имели возможности устроить своих детей в детские сады из-за нехватки мест, хочу поблагодарить городской кенеш, который выделил денежные средства в сумме более 3,0 млн. сомов на восстановление этого садика; мэрию города и районный отдел образования за принятие правильного решения. За то, что не остались безразличными и безучастными к проблемам молодых матерей».
 
Гуляим ШАМШИДИНОВА,
Институт политики развития