Муниципалитет Научно-популярный журнал

5 (163) 18 Июня 2025

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Будущее регионов Кыргызстана: ключевые шаги государственной программы комплексного социально-экономического развития регионов

2025-06-10 / Региональное развитие
Будущее регионов Кыргызстана: ключевые шаги государственной программы комплексного социально-экономического развития регионов

Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, консультант по коммуникациям Института политики развития

23 апреля 2025 года в Бишкеке состоялась конференция, фокусом которой стало обсуждение реализации Государственной программы комплексного социально-экономического развития регионов Кыргызской Республики на 2025–2030 годы. Конференция собрала более 100 участников, включая представителей министерств, местных органов самоуправления, экспертов, академических кругов по региональному развитию и международных партнёров. Все материалы конференции на кыргызском и русском языках доступны по QR-коду. 

ПРЕДПОСЫЛКИ 

Развитие регионов Кыргызской Республики представля ет собой сложную и актуальную задачу. 18 марта 2025 года Кабинет Министров Кыргызской Республики (КР) постановлением №134 утвердил Государственную программу комплексного социально-экономического развития регионов Кыргызской Республики на 2025–2030 гг¹. В ней описана новая комплексная система социально-экономического планирования, начало создания которой положили новые методологии разработки Программы социально-экономического развития (ПСЭР) для районов и органов местного самоуправления (МСУ), утвержденные государственными органами в 2024 году и разработанные при поддержке Программы «Эффективное управление для экономического развития» (EGED), реализуемой при финансовой поддержке Правительства Великобритании для международного развития (FCDO) в сотрудничестве с Институтом политики развития (ИПР)². 

Принятая Государственная программа комплексного социально-экономического развития регионов не только задает региональные приоритеты развития, но и детально описывает подходы к совершенствованию системы управления развитием регионов, а также механизмы пространственного управления и развития. 

ПОСЛАНИЯ

Открывая конференцию, первый заместитель министра экономики и коммерции Чоро СЕЙИТОВ отметил, что Госпрограмма направлена на создание эффективной системы управления развитием регионов, которая будет способствовать экономическому росту и улучшению качества жизни граждан.

Заведующий сектором развития регионов отдела организационной работы и взаимодействия с регионами управления по подготовке решений Президента и Кабинета Министров Администрации Президента Кыргызской Республики Уланбек ДАЛИЕВ подчеркнул, что принятая Госпрограмма комплексного развития включает в себя конкретные меры для успешной реализации Национальной стратегии развития, в том числе и обеспечение устойчивого и балансированного развития регионов и создание лучших условий для жизни граждан: «Принятие госпрограммы нацелено на: создание новых рабочих мест; развитие туризма, промышленности и агрокомплекса; поддержку и стимулирование предпринимательства; улучшение социальной и экономической инфраструктуры; повышение качества образования и медицины; обеспечение доступа к местным услугам. Каждый участник процесса реализации данной Госпрограммы должен осознавать ответственность и внести свой посильный вклад», – сказал Уланбек ДАЛИЕВ. 

У. ДАЛИЕВ также отметил важность сотрудничества органов власти, партнеров по развитию, гражданского общества и частного сектора в реализации Госпрограммы, так как развитие регионов является основой национального развития, позволяя сторонам объединить усилия для ее успеха. 

Джафар УСМАНОВ, советник FCDO по Центральной Азии, отметил, что экономические реформы приносят лучшие результаты для граждан, если планирование и реализация реформ основаны на систематическом использовании данных и более тесном взаимодействии между правительством и гражданским обществом. «Сегодня мы подводим некий промежуточный итог поддержки Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики в совершенствовании системы планирования развития регионов. В 2021 году, когда Программа только начинала свою работу в Кыргызской Республике, наша основная задача заключалась в  содействии равномерному и устойчивому развитию регионов. С принятием новых методик разработки программ социально-экономического развития и недавно принятой Госпрограммы комплексного развития регионов мы ожидаем ускорения этого процесса – развития регионов, и соответственно, страны. Хочу также напомнить, что Великобритания заинтересована в устойчивом и инклюзивном развитии Кыргызской Республики. Мы желаем всем заинтересованным сторонам всяческих успехов в их достижении поставленных целей», – сказал советник FCDO по Центральной Азии. 

Детально о Госпрограмме рассказал  Ч. СЕЙИТОВ, подробно остановившись на основных задачах комплексного развития регионов: 

  • в социальной сфере – качество жизни человека;
  • в экономической сфере – оптимальное использование ограниченных общественных и природных ресурсов;
  • в экологической сфере – сохранение окружающей среды в процессе социально-экономического развития общества, предупреждения стихийных бедствий природного и антропогенного характера. 

«Основными предпосылками для разработки Программы комплексного социально-экономического развития регионов Кыргызской Республики стали Национальная программа развития КР до 2026 года и Указ Президента КР от 18 октября 2022 года №350 «О дальнейших мерах по совершенствованию административно-территориального устройства и развитию регионов Кыргызской Республики», который предусматривает разработку государственной программы комплексного социально-экономического развития регионов, основанной на специализации районов и формировании крупных опорных центров развития. Комплексное социально-экономическое развитие регионов подразумевает взаимосвязь отраслевых планов, программ социально-экономического развития регионов, районов и муниципалитетов и территориально-пространственного планирования. Для этого необходимо обеспечить целостность планирования – объединение уровней планирования в единую иерархичную систему, основанную на данных и позволяющую обеспечить баланс между общенациональными интересами и интересами местных сообществ. Исходя из этого цель Госпрограммы – обеспечение эффективного управления региональным развитием Кыргызской Республики, способствующего устойчивому экономическому росту и повышению социального благополучия населения.  Для достижения этих целей определены 4 приоритетных направления Госпрограммы, в реализацию которой будет вовлечено множество различных институтов, где главная роль будет отведена единому планировочному центру (предполагается создание Аналитического центра прогнозирования и планирования развития регионов (агентство)», – сказал Ч. СЕЙИТОВ.

Рисунок 1. Приоритетные направления Государственной программы

Чоро СЕЙИТОВ также подчеркнул эффективность Координационных советов районов и роль Программы EGED в разработке документа и выразил благодарность правительству Великобритании за оказанную помощь. 

Посол Великобритании в Кыргызской Республике Николас БОУЛЕР отметил роль гражданского общества в развитии экономики любой страны.

«Во всем мире местные власти играют важную роль в предоставлении госуслуг жителям и продвижении экономики. Программа EGED стала отличным примером успешного сотрудничества наших стран, когда местная власть, предприниматели, гражданское общество и медиа смогли объединиться ради достижения общей цели. Она сосредоточила усилия на поддержке формирования комплексной системы управления, пла нирования и прогнозирования развития регионов, с уче том потребностей бизнеса и населения, основанной на данных по принципу «снизу вверх». Помощь была предо ставлена в разработке новых, основанных на данных ме тодик разработки программ социально-экономического развития для самого нижнего уровня системы управления – органов местного самоуправления и субнационального уров ня – местных государственных администраций», – сказал посол Великобритании Николас БОУЛЕР.

От имени Посольства Великобритании посол вручил благодарственные письма местной государственной администрации Ат-Башинского района Нарынской области и местной государственной администрации Ноокатского района Ошской области за сотрудничество и плодотворные усилия в тестировании и внедрении новых методов управления развитием регионов, основанного на данных, и учитывающих приоритетные потребности бизнеса и уязвимых групп населения. Также благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество в сфере управления развитием регионов, основанного на данных, учитывающего приоритетные потребности бизнеса и уязвимых групп населения, получили руководители и сотрудники Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики.

Обсуждения на конференции были разделены на три панельные дискуссии, в рамках которых были представлены текущие результаты внедрения новых методов планирования, основанных на данных, а также роль местных сообществ и бизнеса в процессе принятия решений. Участники конференции обсудили необходимость улучшения механизмов управления и создания эффективных условий для привлечения инвестиций и развития инфраструктуры на всех уровнях.

ВЗГЛЯД ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Панель «Система управления развитием регионов: фундамент заложен, требуется достройка» отражала взгляд на новые возможности системы планирования со стороны органов управления. Первым в панельной дискуссии выступил эксперт Всемирного банка и Института политики развития Максим СЕМЕНЯК, который вкратце описал преимущества внедрения новых методов планирования развития регионов и ознакомил участников с результатами прогнозов, сделанных с применением нового подхода. Прогнозы касались развития отдельных отраслей некоторых районов Кыргызской Республики (см. примеры Кадамджайского и Айтматовского районов в данном номере журнала) и показали преимущества новой системы планирования, самое основное из которых – комплексный подход, который позволяет планировать развитие одних отраслей с учетом развития других, включая социальную инфраструктуру, пространство и трудовые ресурсы. Так, в Кадажджайском районе новая методика позволила сфокусировать внимание на перспективных для района отраслях сельского хозяйства и правильно спрогнозировать рост производства, не упустив необходимость расширения площадей под посадки перспективных культур (малина и рис) и повышения производительности за счет мер по повышению квалификации занятых в этих отраслях фермеров. В Айтматовском районе новая методика планирования позволила сбалансированно оценить развитие социальной инфраструктуры и через показатели выявить отставания в дорожной отрасли, определить для нее реальную потребность в инвестициях и разработать меры для улучшения ситуации.

Актуально прозвучало мнение непосредственного участника процесса, акима  Ат-Башинского района Эмилбека АБДЫКАДЫРОВА, который представил ПСЭР Ат-Башинского района как платформу для инклюзивного развития, наглядно и красочно представив комплексные результаты многостороннего сотрудничества власти, бизнеса и общества в развитии местной экономики. О новом качестве ПСЭР укрупненного в результате АТР айылного аймака рассказал Замирбек НАДЫРБАЕВ,  глава Кумуштакского АО.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ, ОСНОВАННОЕ НА ДАННЫХ

В 2024 году при поддержке Программы EGED разработаны и внедрены новые методологии разработки Программ социально-экономического развития (ПСЭР) МСУ и районных государственных администраций 
на основе данных «Санарип Аймак» (Министерством экономики и коммерции КР и Госагентством по делам государственной службы и МСУ при Кабинете Министров КР). Новые методики вводят единый стандарт планирования на местном уровне; интегрируют планирование на основе данных в субнациональное экономическое развитие; побуждают органы МСУ определить приоритеты и возможности развития с участием граждан и гражданского общества; связывают программы развития с бюджетным процессом. 
2769 представителей органов власти, бизнеса и гражданского общества (47,5% женщин) в 231 сельском органе МСУ и 40 районных государственных администрациях прошли обучение новой системе планирования. 
Во всей стране разработано более 100 новых ПСЭР на районном и муниципальном уровнях.

ВЗГЛЯД СООБЩЕСТВА

Следующая панельная дискуссия «Потенциал местных участников процесса управления развитием регионов: уроки и потребности», модератором которой выступил Мыктыбек ОМУРЗАКОВ, начальник управления развития МСУ, ГАГСМСУ, представила палитру взглядов на реформу со стороны местных сообществ, бизнеса и других негосударственных участников процесса развития на местном уровне.  Айнура БАЛАКУНОВА, эксперт ИПР и Академии местного управления Центральной Азии (АМУЦА), рассказала о том, как местные органы власти и местные сообщества приняли новые методы планирования развития, представила достижения и уроки внедрения новых методик планирования. Свою презентацию Айнура начала с краткого экскурса в прошлое, когда программы социально-экономического развития (ПСЭР) часто воспринималась как формальность – их разрабатывали, но забывали; не было продуманного механизма планирования на уровне районов; не было эффективных связей между планированием на районном и муниципальном уровне; ПСЭР органов МСУ недостаточно влияла на реальные решения (больше «работал» бюджет) и не была «живым» и работающим инструментом управления развитием, не влияла на бюджет, на инвестиции, капитальные вложения. Крупный и средний бизнес никак не участвовал в процессе планирования на уровне МСУ, так как все важные события случались, в основном, на районном уровне; не было связи с пространством, не было раздела про услуги, работы с уязвимыми группами, да и сама структура ПСЭР не соответствовала реальным функциям МСУ (не было услуг, уязвимых, климата). Тем не менее, несмотря на недостатки процесса в прошлом, у разработчиков и тестировщиков были сомнения, насколько хорошо будут приняты новые методы планирования на местном уровне, злободневно звучали вопросы: примут ли новую методику на местах – насколько местные органы власти будут готовы отказаться от привычных формальных подходов и внедрить более осмысленный и активный процесс планирования? Не окажется ли методика слишком сложной (существовала опасность, что новая методика окажется перегруженной терминами, шагами и требованиями, которые трудно применить на практике, особенно в условиях ограниченных ресурсов)? Справятся ли МСУ и РГА  с новыми подходами (учитывая нехватку кадров, опыта был риск, что не все смогут реализовать методику качественно и в срок)? Есть ли на местах достаточное количество данных, чтобы использовать методику в полной мере (были сомнения, какие данные и в каком виде есть на местах, смогут ли специалисты собрать их, чтобы использовать в методике)? Однако практика внедрения новых методик на всей территории Кыргызской Республики показала, что механизм работает: местные сообщества были активными, проявился большой интерес и вовлеченность со стороны районных государственных администраций и айыл окмоту; уже заметны первые практические инициативы  по реализации ПСЭР, в процесс «включился» бизнес.

Но есть и проблемы. В частности, существенным препятствием полному и эффективному внедрению остается уровень наличия и полнота данных, необходимых для прогнозирования. Так, анализ проектов ПСЭР, разработанных в ходе массового обучения, показал, что в среднем общая доступность данных для ПСЭР органов МСУ составляет 66%. Однако ситуация в отношении различных разделов ПСЭР отличается. Так, в разрезе разделов ПСЭР лучше всего органы МСУ владеют данными по вопросам, связанным с людьми и услугами. Хуже всего ситуация сложилась в отношении разделов «экономика», «пространство», «окружающая среда». 

Важным актором развития регионов становится новый механизм, внедряемый на уровне районов – Координационный совет по социально-экономическому развитию района. Живой пример работы Координационного совета как платформы для диалога и интеграции эффективного и инклюзивного развития глазами бизнеса представила Кулукан КЕМЕЛОВА, член Координационного совета Кеминского района, директор ОсОО «Мол сут». Абдували ХУДАЙБЕРДИЕВ, член Координационного совета Ноокатского района, председатель ОО «Чернобыльцы Нооката в XXI веке», рассказал об опыте района и местного самоуправления по вовлечению граждан в процессы планирования местного развития.

Третья панельная дискуссия «Ресурсы и следующие шаги по строительству системы комплексного планирования социально-экономического развития», модератор которой стал Искандарбек МАМАТОВ, начальник управления политики развития регионов МЭК КР, строилась вокруг темы существующих и потенциальных возможностей для наполнения всех процессов развития регионов ресурсами – данными, кадрами, финансами, технологиями, информацией. Начало дискуссии положила Айгуль ЖАРКЫНБАЕВА, представитель Национального статистического комитета, рассказав о возможных сценариях решения вопроса о доступности данных для разработки ПСЭР на уровне органов МСУ и районной власти. Особое внимание Айгуль уделила доступности данных об экономике, пояснив, что в настоящее время некоторые наборы данных, например, данные о прямых инвестициях в местную экономику невозможно показать в разрезе отдельного муниципалитета, а решать проблему надо путем внедрения новых методов сбора данных, в том числе силами самих органов управления, которые будут использовать эти данные для целей планирования и прогнозирования.

Важный финансовый аспект доступности ресурсов для развития затронули в своих презентациях представители Айыл Банка и Элдик Банка, рассказав о планировании частных инвестиций и потенциале банковского сектора.

Завершилась панельная дискуссия выступлением Айбека АШИРОВА, представителя Всемирного банка, посвященным цифровым инструментам совершенствования регионального планирования в Кыргызской Республике. В частности, была предоставлена информация о планах Всемирного банка в отношении внедрения автоматизированного модуля планирования АИС «Санарип Аймак».

На конференции также было озвучено, что совместными усилиями Министерства экономики и коммерции, Всемирного банка, Института политики развития и Академии местного управления Центральной Азии при финансовой поддержке Программы EGED, тысячи муниципальных и государственных служащих прошли обучение новым методам планирования, что позволило внедрить новые местные программы развития по всей стране. 

По завершении каждой панельной сессии у участников была возможность задать свои вопросы и внести предложения.  

Мэр города Нооката Аскарали АБДИБАЕВ выразил свою поддержку в адрес новых методик разработки ПСЭР: «Раньше ПСЭР разрабатывался в кабинетах «сверху» и спускался «вниз» на исполнение. В такой практике часто документ оставался только на бумаге и, как принято говорить, не был «живым». Принимая участие в этой конференции, вижу, что цель мероприятия – поменять ситуацию к лучшему. Если местное сообщество не будет принимать участие в решении вопросов МСУ, в том числе в разработки ПСЭР, документ не обретет реальную значимость и эффективность. ПСЭР должен разрабатываться по схеме «снизу – вверх». Я как руководитель мэрии знаю, что этот процесс весьма сложный и предлагаю внедрять управление по схеме «жамаатное управление», когда орган МСУ будет тесно работать с главами «жамаатов» на местном уровне. На мой взгляд, это позволит тесно вовлекать местное сообщество в решение вопросов на местном уровне!».

Мнение мэра Нооката также поддержал Член Координационного совета Ат-Башинского района: «Я соглашусь с мыслью об эффективности некоей схемы «жамаатного управления». Например, в нашем районе производители сельскохзяйственной продукции объединены нами в «жамаатные группы» по нескольким кластерам. Пример целей кластера: производство экологически чистой продукции для населения; сохранение экологии и природы в районе».

Поступили также вопросы в адрес представителей Айыл Банка и Элдик Банка относительно условий получения различных видов кредитов, сроках и направлениях.

С просьбой включить в Резолюцию предло- жение распространить меры по внедрению успешных практик по реализации кластерного подхода по всей республике через проведение обменных туров обратился член Координационного совета Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области.

В завершение мероприятия участники единодушно одобрили проект резолюции, которая будет направлена всем участникам процесса местного развития.

___________ 

1 Э-версия Госпрограммы доступна по ссылкам: https://dpi.kg/ru/library/full/400.html (русс.), https://dpi.kg/ky/library/full/401.html (кырг.).

2 Программа EGED – это пятилетняя программа технического содействия в Центральной Азии, финансируемая Правительством Великобритании. Программа направлена на улучшение эффективности экономической политики в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане путем внедрения основанных на фактах процессов в планирование и реализацию государственных реформ. Программа также поддерживает гражданское общество в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, чтобы содействовать правительствам трех стран в улучшении использования фактических данных, что является важным условием повышения эффективности и подотчетности управления. Веб-сайт Программы: www.eged-ca.org

 

 

Похожие материалы: