Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Союз МСУ КР возражает против Порядка введения прямого государственного управления и его режима

2018-08-20 / Новости Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики

Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики рассмотрев проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка введения прямого государственного управления и его режима в отдельных местностях (айылных аймаках, городах)» и проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики “О местном самоуправлении”», сообщает следующее.

Представленным проектом постановления предлагается утвердить Порядок введения прямого государственного управления и его режима в отдельных местностях (айылных аймаках, городах).
 
Согласно информации, изложенной в справке- обосновании к проекту, госорган-разработчик проекта считает, что введение прямого государственного управления и его режима в отдельных местностях (айылных аймаках, городах) – это стадия до введения чрезвычайного положения, и в этой связи, в целях исключения противоречий, одновременно разработан проект закона о внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»
 
В соответствии с Законом Кырызской Республики «О нормативных правовых актах», постановление Правительства Кыргызской Республики - это нормативный правовой акт, принимаемый Правительством Кыргызской Республики, на основе и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу.
 
Статья 6 названного Закона определяет, что нормативный правовой акт не должен противоречить нормативному правовому акту, имеющему по сравнению с ним более высокую юридическую силу.
 
Учитывая изложенное, инициирование проекта Порядка введения прямого государственного управления и его режима в отдельных местностях (айылных аймаках, городах) в представленной редакции возможно только после принятия соответствующего Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики “О местном самоуправлении”». Представленным проектом Закона в качестве оснований для приостановления полномочий органов местного самоуправления и введения прямого государственного управления предусмотрена неспособность органов местного самоуправления решить вопросы организации своей деятельности более 30 дней, в результате неизбрания торага местного кенеша или главы исполнительного органа местного самоуправления.
 
Однако, согласно Закону Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», неизбрание торага местного кенеша не является основанием для досрочного прекращения полномочий местных кенешей (исходя из концепции законопроекта,
временный управляющий должен осуществлять свои полномочия во время проведения досрочных выборов). Поскольку местные кенеши являются выборными коллегиальными органами, введение прямого государственного управления в связи с неизбранием торага кенеша будет противоречить конституционному принципу разделения государственных и муниципальных полномочий.
 
Кроме того, относительно основания для ввода прямого государственного управления: в случае неизбрания местным кенешем главы исполнительного органа местного самоуправления в течение 30 дней, отмечаем, что указанные в проекте сроки противоречат срокам, предусмотренным пунктами 43 и 49 вышеназванного Закона, детально регламентирующего сроки избрания и проведения повторных выборов глав исполнительных органов местного самоуправления.
 
В качестве еще одного основания для приостановления полномочий органов местного самоуправления и введения прямого государственного управления в проекте предусмотрено возникновение иных кризисных ситуаций, объективно препятствующих нормальной деятельности соответствующих органов местного самоуправления.
 
Следует обратить внимание, что не ясно, какой орган и каким образом будет оценивать степень кризисной ситуации и нормальной или нет деятельности ОМСУ, что в свою очередь является коррупциогенным фактором.
 
В целом, относительно введения института прямого государственного управления в муниципалитетах, необходимо отметить, что, в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, государственная власть строится на принципе
разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления. А местное самоуправление Конституция Кыргызской Республики определяет как гарантированное Конституцией Кыргызской Республики право и реальную возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
 
В связи с чем отмечаем, что, согласно части 2 статьи 20 Конституции, любые ограничения гарантированных Конституцией Кыргызской Республики прав должны быть соразмерными преследуемым целям, а основаниями таких ограничений могут быть только защита национальной безопасности, общественного порядка, охрана здоровья и нрав-
ственности населения, защита прав и свобод других лиц.

Похожие материалы: