Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Полезные ископаемые как источник пополнения местного бюджета

2014-11-05 / Финансы МСУ
Полезные ископаемые как источник пополнения местного бюджета

Районы, богатые месторождениями полезных ископаемых, вызывают интерес к изучению и разработке как у отечественных, так и иностранных инвесторов. Однако на многих месторождениях усиливается противодействие местных жителей действиям инвесторов, направленных на геолого -разведку, разработку (добычу) полезных ископаемых.

В 2012 году и первой половине 2013 года Правительство Кыргызской Республики внесло большие изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую сферу недропользования. Новшества коснулись как регуляторных механизмов, применяемых государством, так и правил налогообложения предпринимателей, работающих в данной сфере.В первую очередь нужно отметить принятие нового Закона КР «О недрах». Внесены также изменения в Налоговый кодекс, Земельный кодекс и Закон КР «О неналоговых платежах». Суть всех этих изменений заключается в обеспечении открытой и прозрачной системы недропользования,введении новых видов обязательных отчислений в местные бюджеты.Было принято около 10 разных положений, регулирующих и развивающих законы и подзаконные акты. Закон КР «О недрах» от 9 августа 2012 г., № 160, относился к первому пакету законопроектов в целях реформирования сферы недропользования. В числе основных нововведений закона стало введение платы за удержание лицензии, поступающей в местные бюджеты.
В настоящей статье раскрываются объекты и субъекты, база налогообложения, ставки налоговых и неналоговых платежей, сроки уплаты, порядок взимания и другие вопросы. Законодательные нормы конкретизируются посредством практических примеров их расчета.В 2012 г. для повышения заинтересованности местного населения в работе инвесторов был введен еще один новый вид обязательного платежа, вносимого недропользователями на развитие и содержание инфраструктуры местного значения, в размере двух процентов от выручки,полученной от реализации полезных ископаемых.В дальнейшем из числа облагаемых полезных ископаемых были исключены те из них, которые используются в качестве строительных материалов,а также уголь, минеральные и термальные воды.Поступления от платежей за удержание лицензий в 2013 г. составили 129 млн сомов. Отчисления на развитие и содержание инфраструктуры пополнили местный бюджет на 105 млн. сомов. «Некоторые айыл окмоту получили средства в 2-2,5 раза больше, чем их бюджет» - проинформировал Министр экономики Темир САРИЕВ.Налог за пользование недрами (роялти) Согласно Налоговому кодексу КР, налоги за пользование недрами включают:1) бонусы - разовые платежи за право пользования недрами с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых;2)роялти - текущие платежи за пользование недрами с целью разработки.В соответствии с Законом «О республиканском бюджете», начиная с 2012 г., в состав доходной части местных бюджетов включено 50% роялти одного из видов налога на пользование недрами, кроме месторождений золота, нефти и газа. Основанием для расширения доходной базы местных бюджетов за счет данного нововведения явились:
 
  • необходимость усилить потенциал доходов местных бюджетов для обеспечения возможности улучшить качество услуг, оказываемых ОМСУ гражданам, решать социально-экономические задачи;
  • потребность повысить уровень партнерства между местным населением, органами МСУ,бизнес-структурами по разработке минеральных ресурсов для установления общественного согласия и обеспечения стабильной работы добывающей компании;
  • необходимость повысить мотивацию ОМСУ по созданию условий для привлечения инвестиций в добывающие отрасли.
Налогоплательщиком роялти являются отечественная организация, иностранная организация,осуществляющая деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, индивидуальный предприниматель, осуществляющие:1) разработку (добычу) полезных ископаемых; 2) отбор (извлечение из недр) подземных вод;3) попутное извлечение нефти и газа в процессе опытных испытаний при поиске и разведке ме-сторождений углеводородов;4) разовую добычу полезных ископаемых в целях опытно-промышленных испытаний и/или предотвращения или ликвидации чрезвычайных ситуаций.Объектом налогообложения роялти является деятельность по разработке (добыче) месторождений полезных ископаемых.Налоговой базой роялти является:1) выручка без учета НДС и налога с продаж,полученная от реализации полезных ископаемых или продукции, полученной в результате переработки полезных ископаемых;2) объем реализованной продукции в натуральном выражении;3) объем отбираемой воды из недр по водомеру - для налогоплательщиков роялти, за исключением специализированных организаций водоснабжения.Ставка роялти устанавливается от объема реализованной продукции, объема отбираемой воды в натуральном выражении в следующих размерах:Ставка роялти устанавливается от выручки, полученной от реализации:1) на золото, серебро и платину с учетом прироста запасов:а) для месторождений с запасами более 10 тонн - 5 процентов; б) для месторождений с запасами от 3 до 10 тонн - 3 процента; в) для месторождений с запасами менее 3 тонн - 1 процент;2) для специализированных организаций водоснабжения - 5 процентов;3) на гипс - 6 процентов; 4)на природные камни для производства облицовочных материалов - 12 процентов;5) на уголь каменный, бурый - 1 процент.Ставка роялти на реализованные полезные ископаемые и продукты их переработки, не предусмотренные законом, устанавливается в размере трех процентов от выручки от реализации.Налоговым периодом роялти является календарный месяц.Налогоплательщик роялти обязан представлять налоговую отчетность и производить уплату роялти по месту учетной регистрации в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Методика прогнозирования по данному виду налога должна основываться на показателях объема выручки, полученной от реализации.Партнерство и взаимовыгодное сотрудничество органов МСУ, ГНС и органов статистики должно содействовать выполнению следующих задач:
 
  • обмен объективной обоснованной информацией об объеме реализованной продукции;
  • придание налоговым инспекторам полномочий по запросу и получению информации об объемах реализованной продукции добывающими предприятиями;
  • возможность делегировать налоговым инспекторам ОМСУ функции выездной проверки. Эффективность сбора этого вида налога будет зависеть от следующих факторов:
  • в партнерстве с ГНС ведение учета предприятий, осуществляющих добычу минеральных ресурсов;
  • получение информации для прогнозирования дохода по данному виду налога (объем реализации, объем добычи);
  • получение информации от ГНС по оплаченным суммам роялти за истекший период;
  • получение информации от Казначейства по зачислению 50% роялти в местный бюджет;
  • мониторинг исполнения прогноза доходов по данному виду налога;
  • содействие добывающему предприятию в улучшении своей работы для выполнения прогнозных показателей по объемам реализации.
Примеры расчета роялти На территории айылного аймака имеется карьер, на котором добывается песок. Объем реализации составляет 50 т в сутки, при цене песка 200 сом/т. Карьер работает 250 дней в году. Рассчитать объем налога роялти, который должен поступить в местный бюджет.Расчёт. 50 т * 200 сомов * 250 дней = 2 500 000 сомов (годовая выручка от реализации) Ставка роялти по песку – 3%. Следовательно,поступления роялти составят 3% от выручки или 2 500 000*3/100 = 75 000 сомов. Доля местного бюджета от роялти равна 50%.Общие доходы от роялти умножаем на 50%, получаем 75 000*50/100 = 37 500 сомов (сумма поступлений в местный бюджет).Пример 2. На территории айылного аймака действует цех по розливу минеральной воды. Дебет скважины составляет 20 куб. м/сутки. Рассчитать объем роялти, который должен поступать в местный бюджет.Расчет. 20 куб. м/ сутки * 365 дней = 7 300 (годовой объем розлива).Ставка роялти для минеральной воды – 200 сом/литр. 7 300 *200= 1 460 000 сомов.Доля местного бюджета от роялти – 50%, или 1 460 000*50/100 = 730 000 сомов.Пример 3. Добыча гравия составляет 30 000 тонн в год. Стоимость одной тонны равна 320 сом/т. Ставка роялти – 3%.Расчет. 30 000*320*3/100 =288000 сомов (общие отчисления по роялти).Доля местного бюджета от роялти – 50%, или 144 000 сомов поступает в местный бюджет.Пример 4. Объем выработки гранита составляет 10000 тонн/год. Цена 9000 сом/тонна. Ставка роялти – 12%.Расчет. 10000*9000*12/100 = 10800 000 сомов (общие отчисления по роялти).Доля местного бюджета от роялти – 50%, или 5400 000 сомов поступает в местный бюджет.Отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения Нормативно-правовая база: Закон «О неналоговых платежах» от 14 апреля 1994 года, № 1480- XII (в редакции Закона КР от 17 июля 2013 года, № 149), статья 19-3.Плательщиком отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения является физическое или юридическое лицо, осуществляющее разработку (добычу) месторождений полезных ископаемых (за исключением угля,ртути, минеральных и термальных вод и полезных ископаемых, применяемых в качестве строительных материалов, в том числе как сырье при производстве строительных материалов), независимо от места регистрации, и производящее отчисления в фонды развития областей, районов и в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождения полезных ископаемых.Отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения вносятся в фонды развития областей, районов и в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождений полезных ископаемых до 20 числа месяца,следующего за отчётным, в размере двух процентов от выручки, без учета косвенных налогов, полученной от реализации полезных ископаемых.В случае если субъект самостоятельно осуществляет переработку добытых полезных ископаемых и производство из них продукции, отчисления для развития и содержания инфраструктуры местного значения осуществляются от фактического объема выручки от реализации полезного ископаемого, за вычетом расходов, связанных сих переработкой.В случае если месторождение расположено на территории двух и более айылных аймаков, относящихся к разным районам, плательщик осуществляет учетную регистрацию в налоговом органе каждого района, сумма отчислений вносится пропорционально занимаемой площади, расположенной в том или ином районе. Средства,предназначенные на развитие и содержание инфраструктуры местного значения, отчисляемые от реализации полезных ископаемых, месторождения которых расположены на территории земель лесного фонда и земель запасов,направляются в полном объеме в фонд развития района.По месторождениям общегосударственного значения,в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством КР, где запасы золота составляют свыше 50 тонн, отчисления производятся в следующем порядке:
 
  • 80 процентов - в фонд развития района;
  • 20 процентов - в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождения полезных ископаемых.
He допускается использование средств, направленных на развитие и содержание инфраструктуры местного значения,на другие цели. Лица, виновные в нецелевом использовании средств фонда развития регионов, несут ответственность в соответствии с законодательством КР.
Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами Нормативно-правовая база:
 
  • Закон «О неналоговых платежах» от 14 апреля 1994 года, № 1480-XII;
  • Постановление Правительства КР от 14 декабря 2012 года, № 834.
Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами подлежит уплате недропользователями, получившими право на поиск и/или разведку, и/или разработку месторождений полезные ископаемых в Кыргызской Республике. Объектом исчисления платежа является право пользования недрами недропользователем на определенной территории. Базой для исчисления платежа при поиске или разведке, или при разработке месторождений полезных ископаемых является размер лицензионной площади.Недропользователь имеет право сократить лицензионную площадь. Сокращение площади может производиться один раз в год, после принятия уполномоченным органом по реализации государственной политики по недропользованию годового отчета о выполненной работе на сокращаемой площади, после рекультивации нарушенных земель.Плата за удержание лицензии на право пользование недрами с целью поиска месторождений полезных ископаемых устанавливается кратно одному расчетному показателю за квадратный километр лицензионной площади в год.Плата за удержание лицензии на пользование недрами с целью разведки месторождений полезных ископаемых устанавливается кратно одному расчетному показателю за гектар лицензионной площади в год. Размеры ставок для исчисления лицензионных площадей на право пользования недрами с целью разведки месторождений полезных ископаемых приведены в приложении .Плата за удержание лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых устанав ливается кратно одному расчетному показателю за гектар лицензионной площади в год. Размеры ставок для исчисления лицензионных площадей на право разработки месторождений полезных ископаемых приведены в приложении .
Сроки уплаты отчислений за удержание лицензии Лицензиат, получивший лицензию на право пользования недрами, в течение 30 календарных дней со дня получения лицензии должен оплатить платеж за первый год действия лицензии на право пользования недрами.В дальнейшем оплата платежа производится на ежеквартальной основе. Общий размер платы за год распределяется пропорционально по месяцам, и лицензиат производит уплату платежа не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Куда поступают средства?Оплата платежа производится напрямую в бюджеты органов местного самоуправления. При этом, если лицензионная площадь находится на территории нескольких административно-территориальных единиц, оплата платежа производится на счет каждого органа местного самоуправления, пропорционально площади, которая находится на территории той или иной указанных административно-территориальных единиц.
Последствия неуплаты Неуплата платежа в срок более 30 календарных дней является основанием для аннулирования лицензии недропользователя, согласно Закону КР «О недрах».
Обязательства недропользователя Недропользователь ежеквартально должен подавать в государственный орган по реализации государственной политики по недропользованию сведения об уплате платежа, с приложением копий подтверждающих оплату документов. Непредоставление сведений об оплате платежа расценивается как неуплата платежа.
Прекращение платежей Уплата платежа за удержание лицензии прекращается:
 
  • при прекращении прав пользования недрами (аннулировании лицензии) с месяца, следующего за месяцем, в котором была аннулирована лицензия;
  • с момента начала добычи полезных ископаемых, при условии 100-процентного выполнения годового объема добычи полезного ископаемого, установленного согласованным Планом горных работ.
В случае частичного выполнения годового объема добычи полезного ископаемого, лицензиат обязан уплатить платеж в сумме, пропорциональной объему недовыполненных добычных работ за соответствующий год.Приостановление действия лицензии не является основанием для приостановления начисления и оплаты платежа.В случае если приостановление действия лицензии будет признано незаконным по решению суда, уплаченные суммы платежа за время приостановления лицензии подлежат возврату лицензиату, либо должны быть зачтены в счет будущих платежей. Какие органы вовлечены в процесс администрирования отчислений?Расчет платежа производится государственным органом по реализации государственной политики по недропользованию и выдается недропользователю для представления в налоговый орган по месту нахождения лицензионной площади.При выдаче лицензии недропользователю одновременно выдается расчет платежа.Контроль за правильностью и своевременностью уплаты платежа в бюджет осуществляют налоговые органы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Назира ТЮЛЮНДИЕВА,
специалист по межбюджетным отношениям Проекта ГГПОМСУ

  

Похожие материалы: