Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (119) 3 Сентября 2021

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Как «перевести» сложные процедуры государственных закупок на язык, понятный всем? Опыт Проекта USAID «Успешный аймак»

2021-05-21 / Финансы МСУ
Как «перевести» сложные процедуры государственных закупок на язык, понятный всем? Опыт Проекта USAID «Успешный аймак»

Сайнагуль АБДЫМОМУНОВА, эксперт по государственным закупкам

Предыстория

Значительная часть бюджета любого государства расходуется на закупки товаров, работ и услуг, и Кыргызская Республика в этом отношении не является исключением. Так, ежегодно около 40% республиканского бюджета расходуется именно на государственные закупки. Соответственно, при разумном подходе существует реальная возможность экономии значительных государственных средств, благодаря проведению эффективных закупок, расширению конкуренции между поставщиками, и обеспечению правовой защиты от злоупотреблений со стороны лиц, распоряжающихся государственными средствами. Обновление законодательства Кыргызской Республики, регулирующего систему государственных закупок, требует внимательного изучения нормативных правовых актов и практики их использования, так как под действие законодательства в области государственных закупок подпадают не только организации, финансируемые за счет государственных средств, но и органы местного самоуправления, акционерные общества с долей муниципальной собственности более 50%1.

Все государственные закупки в Кыргызской Республике, начиная с 2015 года, проводятся в электронной форме на Портале государственных закупок: http://zakupki.gov.kg. Конкурсная система госзакупок в нашей стране вводилась в целях обеспечения эффективного расходования средств, учитывая, что мировой опыт говорит о возможности сокращения государственных расходов при использовании конкурсных процедур. Вопрос не теряет своей актуальности в связи с сохранением проблемы дефицита бюджетных средств в Кыргызстане. Актуальной также остается необходимость пресечения коррупционных действий. В целом, оправданность введения конкурсной системы не вызывает сомнений.  

Надо признать, что многие международные организации всячески помогают государственным организациям, в том числе органам МСУ, в улучшении управления, включая процессы в сфере государственных закупок. Законодательная база, в том числе Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» и ряд нормативных правовых актов, теоретически создает качественные условия для конкурентных и прозрачных закупок. Однако исполнение этих нормативных правовых актов оставляет желать лучшего. Процесс закупок в органах МСУ организован слабо, сотрудники не обладают достаточными знаниями и практикой для эффективного проведения закупок. Огромной проблемой для органов МСУ в Кыргызстане остается текучесть кадров, частая смена сотрудников-специалистов по закупкам. 

В результате органам МСУ приходится заново обучать новых специалистов в Учебном центре Министерства финансов, требуется время для освоения и применения знаний по процедурам госзакупок на практике. Учебный курс по госзакупкам длится всего пять дней, содержит большой объем информации, которую многим представителям органов МСУ освоить тяжело, и далее на практике возникают затруднения в проведении закупок. Зачастую слабо планируются закупки на начальном этапе процедур, неправильно выбираются методы, плохо составляются технические требования и спецификации, что приводит к нарушению процедур закупок, а иногда и к административной и уголовной ответственности. Следует также отметить, что в Закон «О государственных закупках» и другие нормативные правовые акты часто вносятся поправки и дополнения, и сотрудникам органов МСУ необходимо постоянно отслеживать и применять на практике последние изменения в законодательстве. 

Что сделано?

В период с 2018 по 2019 год Проект USAID «Успешный аймак» организовал обучение по государственным закупкам для профильных специалистов органов МСУ всех 50 целевых муниципалитетов. Обучение прошли 178 специалистов, задействованных в процедурах государственных закупок. Далее специально привлеченный Проектом консультант провел обучение и для представителей всех 16 партнерских НКО Проекта USAID «Успешный аймак», предоставив для них консультации по участию в конкурсах, проводимых органами МСУ.

В рамках обучения слушателям была предоставлена полная информация обо всех нормативных правовых актах в области государственных закупок, с учетом последних изменений. Были рассмотрены примеры проводимых закупок, также оказана существенная помощь для избегания рисков. Консультант Проекта USAID «Успешный аймак» предоставил помощь в работе с Порталом государственных закупок, сопровождая ее подробным рассмотрением функционала Портала. Участникам обучающих мероприятий были продемонстрированы реальные примеры «плохой» практики проведения закупок, а также раздаточные материалы с полным пакетом последних нормативных документов. После обучения консультант продолжил оказывать поддержку через электронную почту. 

Успешным результатом сотрудничества с Проектом USAID «Успешный аймак» является также разработка Практического руководства по проведению государственных закупок на местном уровне, адресованного как закупающим организациями, так и потенциальным поставщикам. Данное пособие содержит краткое и доступное описание всех рабочих процедур государственных закупок, с учетом внесенных изменений и уточнений в законодательство Кыргызской Республики.

Что изменилось?

Для более глубокого понимания тонкостей законодательства в сфере государственных закупок желательно пройти полноценные базовые и углубленные курсы с последующей сертификацией в Учебном центре Министерства финансов Кыргызской Республики. Тем не менее, даже тот объем знаний, который получили участники тренингов при поддержке Проекта USAID «Успешный аймак», позволил им значительно улучшить понимание тонкостей процедур закупок, получить ответы на острые вопросы и приобрести практические навыки работы на Портале государственных закупок. Кроме этого, участники смогли поделиться своим опытом со своими коллегами из других муниципалитетов и обогатить свой багаж знаний.

В то же время разработанное Практическое руководство по проведению государственных закупок позволило сделать понятными правила проводимых конкурсов для специалистов, занимающихся вопросами государственных закупок в органах МСУ. Разработанное при поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» руководство стало хорошим помощником для соответствующих специалистов органов МСУ в применении Закона КР «О государственных закупках».

 

_________ 

1 Практическое руководство «Проведение государственных закупок на местном уровне».

Похожие материалы: