Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О БЮДЖЕТЕ 2015-го: с тревогой и надеждой

2014-11-05 / Финансы МСУ
О БЮДЖЕТЕ 2015-го: с тревогой и надеждой

Бюджет на будущий год уже представлен широкой публике. Обсуждение началось, пока, правда, только в стенах Жогорку Кенеша. Недавно там прошли первые парламентские слушания, организованные комитетом по бюджету и финансам.Стоит отметить, что в нынешнем году, в отличие от предыдущих годов, в информации о работе правительства по подготовке главного финансового документа страны (какие цифры туда закладывались) было меньше, чем обычно. С чем это связано? Непонятно.Поэтому было бы уместно познакомить читателей журнала «Муниципалитет» с основными макроэкономическими показателями, легшими в основу бюджета-2015.

Итак, важнейший из них – объем валового внутреннего продукта (ВВП), отражающий масштабы национального производства товаров и услуг в данный период, прогнозируется в сумме около 443 миллиардов сомов. ВВП на душу населения - 78,1 тыс. сомов. С уровнем инфляции, который в текущем году прогнозируется на уровне 8,7%, разработчики законопроекта из Минфина, похоже,до конца не определились. Еще один важный показатель роста благосостояния – среднемесячная заработная плата – 13 тысяч 350 сомов.В 2015 году доходы государственного бюджета планируются в сумме 117 759,8 млн. сомов или на уровне 26,6 % к ВВП, из них налоги – 91 458,7 млн., неналоговые поступления – 15 270,9 млн., гранты – 11 030,2 млн. сомов. Общие доходы республиканского бюджета с учетом грантов ПГИ – около 103 млрд. сомов или 23,2% к ВВП (утвержденный бюджет 2014 года – 23,3% к ВВП). Основной вклад в казну вносят: подоходный налог, налог на прибыль, поступления от Кумтора, НДС (более 40,3% всех налогов, поступающих в бюджет), налог с продаж, акцизный налог и таможенные платежи. Из неналоговых поступлений заметную роль играют дивиденды и специальные средства бюджетных учреждений – почти 61%. По последней информации, Минфин согласился с доводами Счетной палаты, рекомендовавшей правительству увеличить доходную часть бюджета на 535 млн. сомов за счет роста сборов нескольких налогов. Поэтому, по всей видимости, в данный законопроект будут внесены коррективы.И не одни.Некоторые депутаты уже рекомендовали правительству пересмотреть макроэкономические показатели, справедливо аргументируя это тем,что руководство страны заявило о своем вступлении в Таможенный союз в 2015 году. Однако обсуждаемый сейчас законопроект сверстан без учета изменений, которые обязательно произойдут в сферах налогового и таможенного законодательства. Как правило, уже в ходе обсуждений в комитетах ЖК и в палате цифры меняются как в разделе «доходы», так и по статьям «расходы». Это обычная практика. Однако излишнее увлечение переписыванием до добра не доводит.Так, расходы государственного бюджета на 2015 год спроектированы в сумме свыше 132,4 млрд. сомов, что почти на 16 млрд. больше, чем в нынешнем году. При этом общий объем расходов республиканского бюджета установлен на уровне 117 386,0 млн. сомов (26,5% к ВВП). Дефицит республиканского бюджета на 2015 год составит 14 683,3 млн. сомов, что составит 3,3% к ВВП.Этот показатель выше, чем в нынешнем году.Учитывая, что в будущем году состоятся выборы, можно с уверенностью предположить, что депутаты парламента будут настаивать на увеличении расходов для своих округов. Такое можно наблюдать каждый год. Но 2015-ый – особый год!А теперь обратимся к местным бюджетам, количество которых составляет 484 единицы. Из них, 2 города республиканского значения, 12 городов областного значения, 17 городов районного значения и 453 айылных аймака. Общий объем их запланирован в размере 16 660,3 млн. сомов или,по сравнению с 2014 годом, увеличился на 804,9 млн. сомов.На прошедших парламентских слушаниях как всегда самыми активными оппонентами и советчиками правительства по составлению бюджета выступили эксперты и представители общественных организаций, которые профессионально подходят к мониторингу и контролю по исполнению республиканского и местного бюджетов. От Института политики развития с замечаниями и рекомендациями в адрес разработчиков законопроекта выступил эксперт Асылбек ЧЕКИРОВ. Представляем вашему вниманию тезисы из его доклада полностью, так как они представляют для местного развития принципиальное значение:«В целом законопроект отражает положительную динамику в развитии финансовой децентрализации в нашей стране. С 2012 по 2014 год Правительство КР уделяло достаточное внимание усилению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, что отражается на ежегодном росте собственных доходов местных бюджетов. Мы наблюдали, как последовательно повышались доли расщепления общегосударственных налогов, вводились новые источники доходов. В настоящее время есть значительный рост собственных доходов местных бюджетов без трансфертов – с 9 млрд. сомов в 2012 году до планируемых 15,1 млрд. сомов в 2015 г.Программой развития местного самоуправления на период 2013-2017 гг. определены последовательные шаги для продолжения реформ по финансовой децентрализации, и эти шаги мы ожидаем увидеть в проекте Закона о республиканском бюджете в части развития межбюджетных отношений.
Что же касается проекта Закона «О республиканском бюджете на 2015 г.», хотелось бы остановиться на следующих моментах: увеличение долей расщепления общегосударственных налогов, которое установлено в 2013 г., безусловно, позитивный фактор в развитии местных бюджетов, особенно сельских муниципалитетов, и такая доля расщепления сохранена и в проекте на будущий год. Вместе с тем желательно в перечень рисков заложить риск отмены налога с продаж,который ожидается в 2015 г.Хотелось бы обратить внимание на контрольные показатели налога на недра (роялти), 50% которого поступает в местный бюджет. В свое время Министерство финансов, инициируя его передачу в местные бюджеты, планировало, что органы МСУ повысят эффективность управления природными ресурсами местного значения: песок, глина, гравий и т.д., которые до настоящего времени бесконтрольно эксплуатируются компаниями. При этом лишь незначительная часть средств поступает в местный бюджет. Имея интерес получить 50% роялти,органы МСУ должны были установить контроль за эксплуатацией природных ресурсов, начать оформлять их в муниципальную собственность.Но в то время, когда роялти передали в местные бюджеты, принимается новая редакция Закона «О недрах», по которому органы местного самоуправления практически исключаются из управления природными ресурсами, особенно в части управления природными ресурсами местного значения.С одной стороны, это спровоцировало новый виток конфликтов, с другой - закрыло возможность органам МСУ влиять на повышение эффективности в управлении местными природными ресурсами и рост поступлений от налога на роялти.Хотелось бы еще раз обратить внимание Минэкономики на необходимость вернуть право муниципальной собственности на месторождения местного значения. Данное требование заложено в Программе развития МСУ, но, к сожалению, не исполняется».Специалист по вопросам местного самоуправления ИПР А.ЧЕКИРОВ также поднял очень важный вопрос, касающийся новых подходов к системе расчета объемов выравнивающихся грантов.– Этот показатель определен в объеме 1 млрд.349 млн. сомов. Резкий рост объема выравнивающего гранта, почти в 2 раза, произошел в 2013 г.в связи с повышением заработной платы муниципальным служащим, – сказал эксперт. – Система выравнивания бюджетной недостаточности имеет важнейшее значение в самом процессе межбюджетных отношений. Необходимо отметить, что существующая формула расчета в начальный период реформ сыграла свою положительную роль как фактор стабильности бюджетной системы на местном уровне. Методика расчета позволила избежать рисков ухудшения ситуации в сельских муниципалитетах в переходный период. Но продвижение реформ по финансовой децентрализации, которое мы наблюдаем в последние годы, требует новых подходов и в системе расчета объемов выравнивающих грантов.
По словам Асылбека ЧЕКИРОВА, усиление доходного потенциала местных бюджетов в то же время способствовало увеличению разрыва между условно «бедными» и «самодостаточными» муниципалитетами. На первых реформа оказывает воздействие в значительно меньшей степени, чем на условно «самодостаточных». При этом существующая система выравнивания не мотивирует органы МСУ повышать собственные доходы. Поэтому, считает эксперт, есть острая необходимость изменить формулу расчета объемов выравнивающего гранта таким образом, чтобы даже самые бедные муниципалитеты были заинтересованы зарабатывать средства и развивать свои территории. В связи с этим, он обратился в Министерство финансов с предложением начать обсуждение этого вопроса, чтобы в бюджет хотя бы 2016г. заложить объемы выравнивающего гранта, рассчитанные по обновленной формуле.Еще один важный вопрос, на котором заострил внимание Асылбек ЧЕКИРОВ, – стимулирующие гранты, имеющие большое значение как инструмент реализации инициатив органов местного самоуправления и местных сообществ. Их объем на 2015 год определен в сумме 400 млн. сомов. Это существенная поддержка органам местного самоуправления, особенно тем, кто не имеет бюджета развития и капвложений.«Вместе с тем существующая схема распределения стимулирующих грантов не в полной мере обеспечивает эффективность их использования. В настоящее время, в рамках реализации Программы развития местного самоуправления,рекомендаций Совета обороны по снижению рисков коррупции, Министерством финансов разработан проект нового положения по стимулирующим грантам, который в значительной степени снимает проблемные вопросы, - говорил он с трибуны парламента. – Планируется передать право распределения стимулирующих грантов на районный уровень через конкурсные процедуры,основанные на строгих критериях. Впервые пошагово определены действия органов МСУ, начиная от стадии подготовки проектного предложения до принятия объекта в эксплуатацию. В связи с этим есть пожелание правительству, Министерству финансов ускорить принятие данного постановления и начать распределение стимулирующих грантов по новой схеме уже в 2015 году».Стоит заметить, что к критическим замечаниям, рекомендациям и предложениям специалистов ИПР, которые всегда имеют предметный характер, власти всех уровней прислушиваются.Вот и на сей раз аналитический комментарий Асылбека ЧЕКИРОВА был понятен финансистам и специалистам по бюджету. В частности, вопрос о неналоговых доходах, требующий пристального внимания.
 
  •  В проекте доходной части местных бюджетов учтены прогнозные показатели по отчислениям на развитие и содержание инфраструктуры местного значения, - заявил эксперт, – но до настоящего времени средства, аккумулированные в 2014 году,не используются, ввиду отсутствия положения о региональных фондах развития. В нарушение законодательства деньги направляются на счета органов МСУ, которые в случае их использования нарушат Закон. До настоящего времени ситуация не отрегулирована, и эти средства не участвуют в развитии муниципалитетов.
Хотелось бы также обратить внимание на сборы от реализации пастбищных билетов. Закон «О пастбищах» предусматривает возможность направления части этих средств в местные бюджеты.В то же время ни Закон «О неналоговых платежах»,ни формат бюджетной классификации не предусматривают возможность их зачисления в местные бюджеты. Таким образом, деньги, полученные от эксплуатации государственных пастбищ, аккумулируются на счетах организаций, имеющих форму регистрации как территориальное общественное самоуправление. Конечно же, поддерживать реформы в этой сфере нужно, но важно понимать, что средства от их эксплуатации пастбищ могут быть серьезным источником доходов местного бюджета, особенно в тех регионах, где имеются большие площади. В целом вопрос по совершенствованию политики в сфере неналоговых доходов требует особого внимания, так как есть нерешенные вопросы по госпошлине, применению и зачислению административных штрафов и т.д.Хотя времени не так много, но все вышеподнятые проблемы требуют дополнительных обсуждений. Бюджет не терпит суеты и поспешности.Тем более, что на 2015 год все мировые аналитические центры таких организаций, как МВФ,Азиатский банк развития и другие предрекают кыргызстанской экономике трудные времена. Неутешительные прогнозы по росту ВВП, который замедлится, уровню инфляции.На днях выступавший с лекциями в Бишкеке заместитель директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Юха КЯХКЕНЕН без обиняков заявил: «В перспективе не ждите хороших новостей». Он рекомендовал правительству не увеличивать дефицит бюджета,снизить расходы, так как республика не обладаетдостаточными резервами на случай обострения экономического кризиса. М

Похожие материалы: