Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Газета “Аймак”: региональные СМИ должны заняться местными экономическими новостями

2012-10-08 / Стратегии местного развития
Газета “Аймак”: региональные СМИ должны заняться местными экономическими новостями

С октября 2011 года в Джалал-Абаде начала издаваться новая газета «Аймак», которая была инициирована и учреждена журналистом Орозалы Карасартовым.

Карасартов Орозаалы, филолог по специальности, свою трудовую деятельность начинал в газете «Бишкек шамы», за которой последовали издания «Ак-Бата», «Кыргыз Туусу», Кыргызская национальная телерадиокомпания, где он проработал в качестве политического обозревателя, диктора, главного редактора, корреспондента. Начиная с 1999 года, работал пресс-секретарем Джалал-Абадской областной госадминистрации. По совместительству работал и главным редактором  областной  газеты «Акыйкат», после побывал в США и РФ по программе обмена опытом по линии IREX. Последние два года он работал ответственным секретарем Комиссии по государственному языку при Джалал-Абадской областной государственной администрации.

В ноябре 2010 года Орозалы Карасартов в числе других представителей СМИ Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областей принял участие в первой Ошской школе по экономической журналистике, организованной  Пресс-клубом Кыргызской фондовой биржи (школа была организована в рамках проекта «Финансовая грамотность для журналистов» при поддержке Центра международного частного предпринимательства (CIPE) – прим. автора). Он также принимал активное участие во всех последующих обучающих мероприятиях, организованных в рамках различных проектов, реализованных Институтом политики развития (проект «Повышение прозрачности бюджета и подотчетности через поддержку инициатив организаций гражданского общества Кыргызстана», Фонд «Сорос- Кыргызстан»; проект «Освещение экономических отраслевых тем в СМИ», CIPE; проект «Повышение бюджетной грамотности журналистов и представителей СМИ», Всемирный банк и др.).

Газета становится все более популярной благодаря тому, что она оправдывает свое название (в переводе с кыргызского языка слово «аймак» означает «регион») и освещает острые проблемы жителей сел и работу органов местного самоуправления. Это особенно отрадный факт, учитывая, во-первых, снижение активности СМИ в регионе после событий 2010 года, во-вторых, малого присутствия на медиа-рынке изданий, посвященных вопросам развития села и местного самоуправления. Появление газеты «Аймак» дает надежду, что региональные СМИ Кыргызской Республики начинают новый этап развития.

Журнал «Муниципалитет» приветствует новое издание, желает ему процветания и представляет читателям ее учредителя и главного редактора Орозалы Карасартова.

- Наша газета выходит с октября прошлого года, состоялось более 30 выпусков. Основное направление газеты – это освещение социально-экономической и политической жизни региона.

Параллельно мы также хотим вести работу и по маркетингу, т.к. наша газета – частная. 4 номера мы выпустили при поддержке донорского проекта, распространили бесплатно. Общий тираж колеблется от двух до трех тысяч экземпляров. География охвата – 90% по Джалал-Абадской области, 10% - по Баткенской и Ошской областям.

- Что побудило вас учредить такую газету?

- Причин очень много. Во-первых, я много лет проработал на государственной службе, а также собственным корреспондентом республиканской газеты по Джалал-Абадской области. Мне всегда хотелось поделиться своим опытом с другими людьми в надежде на то, что мой опыт будет полезен. Во- вторых, многие из нынешних газет однобоко освещают про-государственную информацию либо только партийную деятельность отдельных политиков, людей бизнеса.  Захотелось издавать такую газету, которая была бы предназначена простым читателям, но не была только развлекательной.

Так как мы начали работать сравнительно недавно, у нас в штате не так много журналистов, и большую безвозмездную помощь нам оказывают журналисты-профессионалы из других изданий. Кроме того, нам помогали и помогают по сей день сотрудники некоторых айыл окмоту, региональные корреспонденты, местные жители. Мы стараемся охватить именно те темы, которые были бы интересны каждому. Немалое внимание уделяем теме традиций, нравов и обычаев наших народов, проблемам молодежи, развитию национальных видов спорта.

Но в зоне особого внимания – проблемы местных сообществ, местного самоуправления, в том числе вопросы прозрачности, открытости местных бюджетов, причины дефицита бюджета, источники финансирования, деятельность доноров, бюджетные слушания, ремонтные работы дорог, школ и больниц. Мы не перепечатываем только национальные новости, так как не хотим, чтобы наша газета превратилась в дублера других газет. Мы – народная газета.

- Каково финансовое положение газеты?

- Иногда бывает, что средства, вырученные от продажи газеты, едва покрывают затраченные расходы. Но мы все равно не сдаемся и идем вперед. Мы знаем, что вначале всегда бывает трудно, иногда даже нет возможности выплачивать зарплату нашим авторам, лишь гонорар. Сейчас в штате 4 сотрудника: главный редактор, менеджер, дизайнер, корреспондент.

Ведется постоянная работа по улучшению содержания, дизайна, чтобы наша газета удовлетворила потребности всех наших читателей.

- Каковы ваши планы на ближайшее будущее?

- С самого начала у меня была идея сотрудничать со всеми областями нашей страны. Получается, что мы знаем о событиях в соседних странах и даже в мире, но не знаем, что происходит, например, в том же Караколе или Нарыне. К тому же большая часть печатных изданий Кыргызстана освещает столичные новости, а интересы наших аймаков остаются неизвестными. Я наладил сотрудничество с газетами других областей по поводу обмена информацией о районах и селах. Может быть, мы сможем осуществить  это  взаимовыгодное  сотрудничество на основе меморандумов или реализовать как проект. Тогда можно будет посвятить отдельную страницу новостям и событиям каждой области нашей страны. И газету «Аймак» мы могли бы распространять по всему Кыргызстану.

На страницах нашей газеты имелись бы достоверные данные о событиях или происшествиях, новшествах или каких-либо добрых традициях. Думаю, это сблизило бы наш народ, который живет в разных уголках нашей страны, иными словами, газета может стать инструментом сплочения, механизмом дружбы и информационного обмена.

Но при всем этом в основе наших начинаний мы должны ставить не политические интересы и не интересы отдельных частных лиц. Нет. Мы должны заслужить доверие наших читателей именно за счет предоставления качественной, достоверной адекватной информации на страницах нашей газеты. И все это должно быть изложено простым и доступным языком, который могут понять абсолютно все.

- В чем вы видите главную проблему печатных СМИ Кыргызстана?

- Все они начинают издаваться с благими намерениями: освещение новостей и событий, предоставление информации читателям и т.д. Но как только за этим изданием встает какое-то заинтересованное лицо, то СМИ становится марионеткой. Информация становится однобокой, интересной лишь узкому кругу лиц. В результате это печатное издание теряет доверие читателей.

Мне поступает много предложений «поддержать» газету от юридических и физических лиц. К сожалению, совсем отказаться от платных материалов я не могу. В то же время не хочу рисковать репутацией издания, и поэтому на коммерческой основе размещаю материал лишь один раз и сразу предупреждаю, что наше сотрудничество – единовременное.

- Изучаете ли вы спрос и пожелания ваших читателей?

- В конце каждого номера мы размещаем обращение к нашим читателям, где просим их написать нам свои пожелания, предложения, комментарии, мнения, истории и новости. Кроме того, выезжаем в села, где знакомимся с новыми людьми, рассказываем им о нашей газете, просим присылать новости, приглашаем к сотрудничеству. Когда нам указывают на наши недостатки, стараемся незамедлительно реагировать и устранять их. С сожалением признаем, что наши ресурсы ограничены и не всегда мы можем выполнять все пожелания наших читателей. Но поверьте, мы неустанно работаем в этом направлении.

Наша газета отличается еще и тем, что на ее страницах мы размещаем наставления мудрецов, пословицы и поговорки, правовые советы, мнения о ценностях народа, истории о традициях и обычаях народов Кыргызстана. Надеемся, что сможем внести свой вклад в укрепление дружбы и согласия народов, живущих на территории нашей страны.

К нам также обращаются со своими проблемами сельские жители, которые не смогли «достучаться» до высших органов власти или получить ответы на свои вопросы. Мы всегда стараемся помочь им советами  и оказываем посильную помощь.

- На страницах вашей газеты размещаются новости о местных бюджетах, экономических и финансовых событиях, общественных слушаниях и т.д. Какую площадь занимают эти материалы?

- Около 20% общей площади. Но скажу одно – если приходится выбирать между политическими и экономическими новостями, мы, не колеблясь, выбираем экономические. На местном уровне тесно сотрудничаем с представителями Нацбанка КР, обращаемся к ним за консультациями по поводу цифр, размещаем их аналитические материалы. Также ведем постоянный поиск других местных аналитиков и экспертов для сотрудничества.

- А почему вы уделяете особое внимание экономическому направлению?

- Большинство кыргызстанских печатных изданий опустились до уровня «желтой прессы». Любимые темы: ссоры, сплетни, конфликты. Никто не освещает реальную жизнь, фактические важные события. А между тем многие сельские жители даже не знают, из чего состоит бюджет их айыл окмоту, откуда он берется и куда потом распределяется. Мы, граждане, зачастую сами не знаем, чего и у кого требовать, как защитить свои права на доступ к информации. Например, как бороться с множеством коррупционных схем, в том числе на уровне местного самоуправления. Задача нашей газеты – донести до простых людей, где правда, а где ложь. Дать им понять, что судьбу местных бюджетов должны решать сами жители айылных аймаков.

Я участвовал во многих мероприятиях, посвященных экономической журналистике, в частности, по бюджетным темам, изучал работу с цифрами. К сожалению, профессия журналиста «постарела», особенно в регионах, так как немногие молодые специалисты сейчас возвращаются в районы после окончания вуза. Но мы не можем их винить за это: зарплата маленькая, почти никаких условий для жизни и развития. Но и опытным журналистам непросто: сама экономика требует от нас новых знаний, навыков. Даже видавшие виды профессионалы иногда заходят в тупик, когда сталкиваются с техническими отчетами банков, микрокредитных учреждений или любыми другими цифрами. Благодаря обучающим семинарам, в которых принимал участие, я много нового узнал о рыночной экономике, о важности правильного освещения бюджетных, финансовых и экономических тем. Как журналисты, мы несем ответственность перед читателями за адекватность, достоверность и правильность изложения нашей информации. Мы помогаем им разобраться в реальной экономике, принять верные решения, приумножить свое благосостояние.

Беседовала Нургуль ДЖАМАНКУЛОВА, медиа-специалист ИПР