Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Беловодский аймак: новая стратегия ставит социальные задачи

2013-12-30 / Стратегии местного развития
Беловодский аймак: новая стратегия ставит социальные задачи

Беловодский айылный аймак – это крупный сельский муниципалитет, с динамично развивающейся экономикой...

Беловодский айылный аймак – это крупный сельский муниципалитет, с динамично развивающейся экономикой, многонациональным сообществом, давними традициями местного самоуправления. Институт политики развития и Беловодский аймак связывают многолетние партнерские отношения, при этом одним из первых шагов сотрудничества была совместная работа по разработке стратегии развития муниципалитета, захватившей период с 2008 по 2012 годы. Стратегия реализована. С учетом того, что Беловодский аймак стал одним из первых муниципалитетов Кыргызской Республики, успешно применивших стратегическое планирование развития территории, крайне важно рассмотреть результаты реализации первой стратегии и продолжение этой работы сегодня. Несмотря на отсутствие отдельных проектов, включающих направление «Стратегическое планирование», ИПР не мог не откликнуться на просьбу муниципалитета помочь в разработке новой стратегии развития,рассчитанной на 2013 – 2017 годы. И вот что из этого получилось.

Стратегия муниципалитета – это долгосрочный план развития территории, основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах,детализированных программах и планах развития.Последние изменения в законодательстве Кыргызской Республики, важнейшим из которых стал переход на двухуровневую систему бюджетных отношений, потребовали системного подхода к вопросам управления. Предоставление на законодательном уровне самостоятельности органам местного самоуправления влечет за собой огромную ответственность за принятие ими любых управленческих решений. Принятие грамотной, обоснованной стратегии развития айылного аймака – это, прежде всего, политическое решение, вырабатываемое с учетом множества факторов. Ответственное управленческое решение должно опираться на результаты анализа сложившейся ситуации, иметь под собой социальное и экономическое обоснование. На уровне айылного аймака необходимо улучшение эффективности деятельности органов местного самоуправления, направленное на достижение главной цели, – улучшение уровня и качества жизни местного населения.

Первая Стратегия развития становится основой для следующей

Руководство Беловодского АА обратилось в Институт политики развития с просьбой о получении консультационной и технической поддержки разработки новой стратегии. Основанием для разработки обновленной Стратегии послужило завершение срока реализации предыдущей Стратегии местного экономического развития, изменение приоритетов в развитии сообщества, необходимость придания планам социальной направленности. Анализ исполнения Стратегии местного экономического развития Беловодского айылного аймака на период 2010-2012 гг. показал, что основу документа составили 15 проектов, направленных на создание условий для развития предпринимательства на территории айылного аймака. Полностью были завершены 8 ключевых проектов, которые в значительной степени улучшили условия по прозрачным правилам предоставления земельных участков, создали на определенном этапе возможности льготного получения кредитов для малого бизнеса,способствовали улучшению санитарного состояния села. Проект «Чистое село» был признан одним из лучших инновационных проектов в Кыргызстане и получил приз от Программы USAID по местному экономическому развитию. Усиление потенциала специалистов айыл окмоту по вопросам внешних инвестиций, создание приемлемых условий труда позволили за истекший период привлечь 42,5 млн.сомов дополнительных инвестиций в экономическую и социальную сферы.

Целый ряд проектов не был реализован из-за утраты их актуальности в связи с активной деятельностью частных кредитных учреждений, развитием информационных коммуникаций, другим причинам. Некоторые незавершенные проекты будут учтены в Стратегическом плане развития на 2013-2017 гг., например проект по питьевому и поливному водоснабжению.

Основной целью новой Стратегии стало определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Беловодского АА, динамичного развития экономики в среднесрочной перспективе (2013-2017 гг.). Основным отличием в подготовке стратегического плана Беловодского АА стал акцент на компетенцию органов местного самоуправления в отношении экономического планирования, заложенную в законодательстве. При этом авторы стратегии исходили из того,что главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.

Был определен формат разработки стратегии,который опирался на тесное взаимодействие айыл окмоту и депутатов кенеша с гражданским сектором.Консультации и техническая поддержка по формированию Стратегии развития Беловодского айылного аймака включала следующие основные этапы

  • анализ исполнения предыдущей стратегии местного экономического развития на период 2008 – 2012 гг.;
  • SWOT-анализ текущей ситуации;
  • формирование обновленного Видения Беловодского айылного аймака;
  • определение миссии органов местного самоуправления;
  • определение приоритетных сфер жизнедеятельности сообщества, которые требуют включения в стратегический план развития;
  • описание ключевых проблем в важнейших сферах жизнедеятельности сообщества;формирование целей и задач для решения ключевых проблем.

Обязательными условиями стали: основание Стратегии на приоритетах местного сообщества,краткое, простое и понятное содержание, реалистичность достижения цели. Также разработка конкретных мероприятий по реализации Стратегии должна была осуществляться самим айыл окмоту.Со стороны ИПР в ходе консультаций была оказана поддержка по подготовке приложений:

  • Плана мероприятий по реализации Стратегии развития Беловодского айылного аймака;
  • Плана проведения мониторинга и оценки Стратегического плана развития Беловодского айылного аймака.

Изменения Видения (образа будущего) и миссии органов управления

В целом изменения коснулись всех разделов Стратегии. Видение (образ будущего) Беловодского АА претерпело существенные изменения, так как ранее взгляд был направлен на бурно развивающийся Бишкек, а будущее Беловодского связывалось в большой степени со столицей. Продукция промышленных предприятий, расположенных на территории села, должна была сбываться именно в Бишкеке. Развитие сельскохозяйственного производства также в большой степени должно быть ориентировано на рынок города с почти миллионной численностью населения. Близкое расположение к Бишкеку позволяло жителям трудоустроиться в столице и получить образование в вузах Бишкека. Новое Видение имело большую самостоятельность и индивидуальную направленность на конкретного жителя. Будущее Беловодского АА теперь связывается с динамичным развитием территории,где население имеет достойный уровень жизни за счет устойчивого наличия работы в сфере сельского хозяйства и переработки.

Изменения также коснулись миссии местных органов управления. Если ранее упор был сделан на обеспечение консолидации и эффективное использование внутренних и внешних ресурсов, то теперь свою роль органы МСУ видели в непосредственном предоставлении качественных услуг населению и создании благоприятных условий для развития местной экономики и всех сфер жизнедеятельности сообщества. 

Также были учтены особенности системы представительного и исполнительного органов управления. Депутаты айылного кенеша теперь в большей степени осознали миссию формировать политику развития айылного аймака, отражая интересы населения, обеспечивать на постоянной основе подотчетность перед населением за исполнение планов развития. Сотрудники аппарата АО и работники муниципальных предприятий тесно взаимодействуют с депутатами местного кенеша и местными жителями, обеспечивают высокую степень удовлетворенности со стороны населения качеством предоставления услуг.

​Дискуссия о приоритетах

На первой организационной встрече, в которой приняли участие руководители крупных хозяйств,предприятий, представители бизнеса и социального сектора, не всем была понятна необходимость подготовки стратегического плана. Главную и единственную проблему участники видели в нехватке финансовых средств и неработающих законах. Доминировало мнение, что если эти вопросы будут решены, айыл окмоту может сам определить,какие вопросы необходимо решать в первую очередь и успешно с ними справиться. Отсутствовало понимание, что Стратегия развития не может и не должна быть планом работы айыл окмоту, что ее цель намного шире, а в исполнении должны участвовать разные группы интересов сообщества. Поэтому на первой встрече было важно дать участникам информацию о важности вовлечения местного сообщества в процесс принятия решений, о функциях и полномочиях органов местного самоуправления,о необходимости планирования развития территории. В результате у сообщества возникло более ясное понимание процесса, удалось согласовать методологию подготовки стратегического плана и создать рабочую группу, в состав которой вошли сотрудники айыл окмоту, депутаты айылного кенеша, представители неправительственных организаций, бизнеса, социальной сферы.

Второй раунд встреч-консультаций был посвящен содержательной части стратплана и сопровождался жаркими дискуссиями, особенно в отношении приоритетности проблем. К примеру, директор Первомайской СШ, депутат кенеша Ольга Николаевна ФЕДОРОВА отметила, что в сфере образования низкий уровень мотивации преподавателей и учеников, слабая материально-техническая база образовательных учреждений не создают условий для получения молодежью качественного образования: «Это обусловлено также снижением престижа и статуса школьного учителя, недостатком инновационного оборудования для обучения, плохим состоянием школьных зданий, низким уровнем заинтересованности в обучении самих школьников».По мнению же главного инженера предприятия тепловодоснабжения, главная проблема сообщества в том, что существующая система водоснабжения и канализации не позволяет в полной мере обеспе-чить потребности населения. Бакыт АЛЫМБЕКОВ,заместитель главы АО, призвал остановиться на вопросах благоустройства: «Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по улучшению благоустройства Беловодского айылного аймака,данному процессу необходимо придать устойчивый характер. Необходимо создать условия, чтобы чистое зеленое село стало визитной карточкой. Ключевой проблемой является отсутствие единого комплексного подхода к обеспечению благоустройства айылного аймака, что не позволяет создать устойчивую систему для комфортного проживания граждан. Недостаточно усилий только органов МСУ, необходима заинтересованность самого населения».

Чья проблема более важна для сообщества?Как расставить приоритеты? Эти вопросы всегда вызывают споры, и истину здесь найти невозможно,так как правда у каждого своя. Однако методология стратегического планирования позволяет выйти из ситуации. В данном случае пришлось рассматривать возможность местного самоуправления воздействовать на решение проблем в сфере образования и здравоохранения. Участниками был проведен анализ проблем и выявлены ключевые задачи в этих сферах, но при поиске решений с позиции компетенции органов местного самоуправления все пришли к мнению, что у айыл окмоту и айылного кенеша нет полномочий, позволяющих влиять на развитие здравоохранения или образования. Хотя участники признали, что органы МСУ в состоянии влиять на систему образования косвенно, поэтому основными направлениями стратегии стали вопросы школьного, дошкольного, специального образования. С учетом возможностей органов МСУ,эти вопросы будут решаться через мотивирование преподавателей через разработку социальной программы для учителей и учеников, улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.

Вопросы создания устойчивого процесса благо-устройства территории тоже вошли в число приоритетных. Основными направлениями на среднесрочную перспективу также стали вопросы водоснабжения и канализации, сектор культуры и спорта, привлечение инвестиций.В целях эффективной реализации направлений стратегии развития Беловодского АА были поставлены задачи с ожидаемыми результатами, выставлены конкретные индикаторы, определены сроки реализации.

Результаты достижимы при качественном планировании и участии сообщества

Результаты выполнения новой стратегии не заставили себя ждать. По итогам 11 месяцев были сделаны многие намеченные мероприятия. В бюджете на 2014 год запланированы средства на реализацию крупных проектов: строительство котельной Беловодской средней школы № 2, капитальный ремонт водопроводной сети села, программы по мотивации и стимулированию в системе образования и другие.

Успешная реализация мероприятий позволяет сосредотачивать в местных бюджетах определенный объем средств, который можно будет направить на дальнейшее развитие. Например, актуальный вопрос для многих сел – это состояние внутренних дорог. В Беловодском он решался следующим образом: ежегодно в местном бюджете стали предусматриваться средства на содержание дорог.Дополнительно к этому местная власть решила часть суммы направлять на капитальный ремонт (асфальтирование) дорог, в результате чего вопрос с дорогами начал решаться планомерно.

И все же достижение целей и задач стратегии развития требует значительных капиталовложений, которые органы МСУ вряд ли смогут аккумулировать самостоятельно. Выполнение же отдельных мероприятий не позволит в полной мере реализовать весь потенциал программ развития, оставляя многие их положения нереализованными. Как же в таких условиях органам МСУ осуществлять социально-экономическое развитие муниципалитета?Выход здесь только один. Следует привыкнуть к мысли о необходимости научиться больше прислушиваться к мнению сообщества, учитывать и вовлекать в работу потенциал населения.

Аскат АРГЫНБАЕВ, специалист по местному экономическому развитию Беловодского айыл окмоту: «Стратегический план развития Беловодского айылного аймака – это документ, определяющий пути и формы развития наших сел и местного сообщества на период с 2013 по 2017 гг. Важно, что в разработке документа принимали активное участие представители малого и среднего бизнеса, образования, здравоохранения, НПО, депутаты айылного кенеша, работники айыл окмоту. Полезными оказались также консультации специалистов Института политики развития. В ходе обсуждений члены рабочей группы пришли к выводу, что вектор развития сообщества должен быть более социально ориентированным, основанным на потребностях самих жителей. На основе этого разработаны 29 проектов из разных сфер (образование, водоснабжение и канализация, благоустройство, культура и спорт и т.д.). Я думаю, что данный стратегический план хорошо проработан, так как он охватывает именно те задачи, которые решаются силами органов МСУ».

Танат ОСМОНКУЛОВ,
специалист ИПР по местному самоуправлению