Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ: сдвинуть с мертвой точки

2012-11-29 / Финансы МСУ

Проблема делегированных полномочий, от которой страдало и государство, и органы местного самоуправления, похоже, получила шанс быть решенной.

 

История вопроса
 
Проблема делегированных полномочий, от которой страдало и государство, и органы местного самоуправления, похоже, получила шанс быть решенной. Первым шагом должно стать принятие закона, который упорядочит процесс делегирования отдельных государственных полномочий органам МСУ. В этом номере журнала «М» мы публикуем комментарий к проекту Закона Кыргызской Республики «О порядке делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий», подготовленный экспертами Института политики развития в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс». Но закон не панацея. Более того, закон мертв, пока нет практических механизмов его выполнения. Поэтому эксперты пошли дальше и разработали модель финансирования делегированных полномочий, которую собираются представить Жогорку Кенешу и правительству в ноябре. Поэтому в данном номере журнала «М» мы опубликуем подробный материал о том, как будут финансироваться полномочия экономиста-статистика, специалиста военно-учетного стола и некоторых других сотрудников органов МСУ, исполняющих делегированные полномочия. А пока – комментарий к проекту закона, который в скором времени увидит свет. 
 
Конституционный принцип порядка делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления, установленный в части 2 статьи 113 Конституции Кыргызской Республики и в статье 20 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» не получил своего применения на практике в силу отсутствия правоприменительной практики, порядка делегирования и отсутствия механизмов финансирования.
 
В этой связи, в целях реализации вышеуказанных норм законодательства, депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики К.С. Бокоевым, Э. Б.Исаковым, А.К. Кочкорбаевым инициирован проект Закона Кыргызской Республики «О порядке делегиро-вания органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий» (далее – проект закона). Данный проект закона был рассмотрен Комитетом Жогорку Кенеша по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и местному самоуправлению 30 апреля 2012 года и принят Жогорку Кенешем в первом чтении 7 июня 2012 года. 19 июня 2012 года по этому законопроекту в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики были проведены парламентские слушания, где принимали участие депутаты Жогорку Кенеша, представители органов местного самоуправления, независимые эксперты и представители общественных организаций. Организацию данного мероприятия поддержали Центр ОБСЕ в Бишкеке, Фонд развития права и бизнеса и Проект «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», финансируемый Правительством Швейцарии и реализуемый Институтом политики развития. 
 
Законопроект и комментарии
 
В целом, проект закона определяет правовые, организационные и финансовые основы делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления, а также порядок исполнения, приостановления и прекращения исполнения делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления. Кроме этого, законопроект содержит обоснование практической целесообразности делегирования и утверждает, что передаваемые полномочия не должны создавать препятствия для решения вопросов местного значения и должны передаваться при наличии реальных возможностей для их исполнения органами местного самоуправления. Также проектом закона запрещается наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. 
 
Эксперты Проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», проведя правовую экспертизу законопроекта, представили ряд замечаний и предложений, которые были одобрены инициаторами законопроекта и внесены на рассмотрение профильного Комитета Жогорку Кенеша КР.
 
Делегирование на основе принципа равенства сторон
 
В части 2 статьи 2 закона основные принципы осуществления делегированных государственных полномочий необходимо дополнить еще одним принципом, согласно которому делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления на основе договора осуществляется на основе принципа равенства сторон. 
 
Ограничение подотчетности государственным органам
 
В целях приведения проекта закона в соответствие части 2 статьи 113 Конституции КР, предложено статью 3 проекта закона дополнить частью 2 следующего содержания: «По делегированным государственным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны соответствующим государственным органам».
 
Детальное оформление делегирования
 
Основные требования к разработке закона и договора о делегировании государственных полномочий в части 3 статьи 3 проекта закона предложено изложить в новой редакции более детально. Так, законы и договоры о делегировании отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должны содержать:
 
• наименование органа МСУ, которому делегируется государственное полномочие;
 
• наименование государственного органа, осуществляющего делегирование государственных полномочий;
 
• государственное полномочие, которое делегируется органам местного самоуправления;
 
• срок, на  который делегируется государственное полномочие;
 
• порядок передачи и размер материальных, финансовых и иных средств, необходимых для осуществления делегированных государственных полномочий и передаваемых органам МСУ;
 
• методическую, организационную,  консультативную и иную помощь, оказываемую органами государственной власти в осуществлении органами МСУ делегированных государственных полномочий; 
 
• формы и  периодичность отчетности органов МСУ по осуществлению ими делегированных государственных полномочий;
 
• ответственность органов  МСУ за неисполнение или ненадлежащее осуществление делегированных государственных полномочий;
 
• основания и  порядок прекращения и приостановления исполнения делегированных государственных полномочий;
 
• порядок и  сроки возврата неиспользованных материальных, финансовых и иных средств; 
 
• механизм контроля  над осуществлением делегированных государственных полномочий со стороны государственного органа;
 
• другие положения и условия, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий органами МСУ.
 
В случае несоответствия закона или договора о делегировании государственных полномочий указанным требованиям, орган МСУ либо их ассоциации могут обратиться в суд с требованием о признании их недействительными. В случае признания судом закона или договора таковыми, действие закона или договора прекращается в соответствии с законодательством.
 
Открытый перечень делегируемых полномочий
 
Часть 5 статьи 3 проекта закона, предусматривающую перечень основных государственных полномочий, делегируемых органам МСУ, предлагается дополнить пунктом 18 следующего содержания: «иные полномочия в случаях, предусмотренных законом или договором Кыргызской Республики». Иными словами, перечень делегируемых государственных полномочий должен быть открытым. В противном случае в проекте закона нужно изложить исчерпывающий перечень делегируемых государственных полномочий.
 
Делегирование группе МСУ и по отдельности, согласование с муниципальными союзами
 
В статье 4 проекта закона предусмотрено, что органы государственной власти имеют право наделять своими государственными полномочиями как каждый город (айылный аймак), так и группу городов (айылных аймаков). Эксперты ИПР предлагают предусмотреть делегирование государственных полномочий на основании закона:
 
• всем органам местного самоуправления;
 
• группе органов местного самоуправления;
 
• отдельным органам местного самоуправления.
 
Кроме того, в части 2 этой же статьи рассматривается отдельный подход согласования законопроекта о делегировании государственных полномочий с союзом (ассоциацией) местных самоуправлений и соответствующими местными кенешами. Возникшие возражения относительно проекта закона в связи с характером, объемом и порядком делегирования государственных полномочий и обеспечения их материальными, финансовыми и иными средствами предлагается рассмотреть в согласительных комиссиях, образуемых на паритетных началах из представителей государственных органов, органов местного самоуправления и союза (ассоциации) местных самоуправлений. Также предлагается согласовывать с союзом (ассоциацией) местных самоуправлений Типовой договор «О делегировании отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления» (часть 2 статьи 5).
 
Финансирование делегированных полномочий за счет средств местного бюджета
 
Проектом закона в части 6 статьи 6 предусмотрена ограничивающая норма, согласно которой органам МСУ запрещается использование финансовых средств из местного бюджета для исполнения делегированных государственных полномочий.
 
Эксперты проекта не согласны с данной нормой и предлагают изложить ее в следующей редакции: «Органы местного самоуправления вправе использовать финансовые средства местного бюджета для исполнения делегированных государственных полномочий по решению местного кенеша для обеспечения более высокого уровня качества и эффективности предоставления услуг местному сообществу».
 
Если финансовые возможности органа МСУ позволяют улучшать услуги по делегированным полномочиям, то с согласия местного кенеша необходимо предоставить им возможность использовать средства местного бюджета для качественного исполнения делегированных государственных полномочий, которые в конечном итоге направлены на качественное предоставление услуг населению и в целом на решение вопросов местного значения. 
 
Специалисты, исполняющие обязанности по делегированным полномочиям
 
В части 2 статьи 9 проекта закона предусматривается необходимость согласования кандидатуры специалиста, исполняющего обязанности по делегированным государственным полномочиям, с соответствующим государственным органом. При этом сотрудники аппарата исполнительных органов МСУ, которые вовлечены в исполнение делегированных государственных полномочий, являются муниципальными служащими. В то же время законопроект предусматривает подотчетность и ответственность органов МСУ (а не специалистов) по делегированным полномочиям перед государственными органами. Поэтому эксперты ИПР считают целесообразным оставить за органами МСУ право назначать специалистов, исполняющих обязанности по делегированным полномочиям, без согласительных процедур. 
 
Проверки органов МСУ по делегированным полномочиям
 
Пунктом 2 части 1 статьи 13 проекта закона предусмотрено, что государственные органы вправе производить проверки деятельности органов МСУ. Но согласно статье 113 Конституции КР, государственные органы не вправе вмешиваться в предусмотренные законом полномочия местного самоуправления. Органы МСУ подотчетны государственным органам исключительно по делегированным полномочиям, соответственно, проверки возможны только по делегированным госуарственным полномочиям.
 
Приостановление выполнения делегированных полномочий при отсутствии финансирования
 
Статья 14 проекта закона «Основания и порядок прекращения осуществления делегированных государственных полномочий органами МСУ» была дополнена положением о приостановлении осуществления делегированных государственных полномочий органами МСУ. Данное положение применяется органами МСУ в случае приостановления финансирования по исполнению делегированных полномочий в объеме, порядке и сроках, предусмотренных законом или договором. Исполнение делегированных государственных полномочий органами МСУ возобновляется с момента возобновления финансирования. 
 
Шаги по практической реализации закона
 
Закону нужны практические механизмы применения. Для их своевременного внедрения эксперты предлагают правительству реализовать следующее:
 
• привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом;
 
• до 1 марта 2013 года:
 
• подготовить и внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты соответствующих законов о делегировании отдельных государственных полномочий органам МСУ;
 
• подготовить и внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты законов, направленные на приведение в соответствие действующих законов с настоящим законом;
 
• утвердить типовой договор о делегировании отдельных государственных полномочий органам МСУ;
 
• определить порядок  расчета размеров материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения делегированных государственных полномочий;
 
• при разработке проекта республиканского бюджета на 2014-й и последующие годы предусмотреть в них расходы, необходимые для исполнения делегированных государственных полномочий, с учетом требований настоящего закона.
 
Подробности о том, какие средства получит местный бюджет для финансирования делегированных полномочий, читайте в рубрике «Финансы МСУ» данного журнала «М»!

 

 

Похожие материалы: