Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Об отходах производства и потребления

2023-10-02 / Новости Законодательства
Об отходах производства и потребления

Бакыт БАЙСАКОВ, Координатор компонента 1 Проекта USAID «Успешный аймак 2»

Президент Кыргызской Республики подписал Закон Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления». Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе образования, сбора, хранения, переработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования и захоронения отходов производства и потребления, а также государственного, муниципального управления, надзора и контроля в области обращения с отходами. Данный закон предусматривает новые права, дополнительные обязательства и ответственность по обращению с отходами для органов местного самоуправления.

В частности, законом предусмотрено право собственности на отходы, которые приобретают органы местного самоуправления с момента образования отходов, в специальных отведенных местах сбора отходов (мусорные урны, баки, контейнеры и полигоны). При этом юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель получают право собственности на отходы на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность. Другими словами, чтобы заниматься коммерческой обработкой отходов, необходимо совершить сделку, проще говоря, – купить отходы.

В соответствии с принятым законом к полномочиям местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся:

  • осуществление мер по предотвращению катастроф, аварий, связанных с отходами;
  • осуществление мер по ликвидации последствий катастроф, аварий, связанных с отходами;
  • разработка и реализация региональных, а также выполнение государственных программ в области обращения с отходами;
  • организация сбора средств юридических и физических лиц, местного бюджета и внебюджетных фондов для финансирования строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов по переработке, утилизации и размещению отходов;
  • организация рациональной системы сбора отходов, предусматривающей раздельный сбор компонентов (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, стекло, бумага и т.п.), хранение, регулярный вывоз, обезвреживание, утилизацию отходов, а также рекультивацию подведомственной территории;
  • организация системы обращения коммунальных отходов на территориях населенных пунктов;
  • утверждение правил по сбору и вывозу отходов с территорий населенных пунктов;
  • обеспечение населения информацией по обращению с отходами на территории населенных пунктов.

Необходимо подчеркнуть, что, объединив полномочия местных государственных администраций и органов МСУ в единый перечень, закон порождает вопросы в отношении разграничения этих полномочий. Проще говоря, не дает четкого ответа на вопрос о том, за что отвечает местная государственная администрация, а за что – органы МСУ?

Закон также обязывает все субъекты, производящие отходы (мусор), в том числе граждан, обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам. Получается, теперь все граждане и юридические лица должны иметь отдельные контейнеры в зависимости от видов отходов, а операторы услуг должны обеспечить возможность складирования отходов по видам.

Для реализации норм принятого Закона Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления» орган местного самоуправления должен принять ряд нормативных правовых актов местного значения, разработать формы типовых договоров и создать административные условия для исполнения норм законов. К таким нормативным правовым актам относятся:

  • правила благоустройства;
  • правила по обращению с коммунальными отходами населенного пункта.

Все договоры с операторами, органами МСУ и абонентами необходимо переработать. Повсеместно создать комиссии по рассмотрению дел о правонарушениях и обеспечить их полноценную работу.

Законом предусмотрены нормативы образования отходов, которые устанавливаются для отходов, подлежащих хранению или захоронению на объектах размещения отходов. Нормативы образования отходов производства разрабатываются производителями этих отходов и утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды. Норматив образования отходов показывает, сколько отходов производит один человек в месяц или год. Соответственно, на основании норматива производится исчисление тарифа на услуги сбора, вывоза и захоронения отходов (мусора).

Нормативы образования коммунальных отходов утверждаются местной государственной администрацией при согласовании с органами местного самоуправления на подведомственной территории и уполномоченным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.

Вышеуказанные нормативы разрабатываются на основании Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 2015 года № 559.

Отсутствие нормативов и сложность их расчета создают дополнительные барьеры для внедрения данного закона. В настоящее время подсчет нормативов образования коммунальных отходов производится по сложной формуле, а потенциал местных государственных администраций и органов МСУ недостаточен для исчисления нормативов.

Учитывая вышеизложенное, для полноценного внедрения Закона Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления» необходимо на национальном уровне создать правовые и политические условия для обеспечения исполнения правовых норм в сфере образования, сбора, хранения, переработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования и захоронения отходов производства и потребления.

Полезные документы и ссылки:

  • Сопроводительные документы к Закону КР «Об отходах производства и потребления».
  • Порядок обращения с отходами производства и потребления в Кыргызской Республике.
  • Правила об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории Аламудунского айылного аймака.
  • Типовые правила застройки, землепользования и благоустройства населенных пунктов Кыргызской Республики.
  • Типовые правила благоустройства, озеленения, поддержания чистоты на территории города и айылного аймака, утвержденные приказом ГАГСМСУ от 11 ноября 2022 года № 262.
  • Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 2015 года № 559.