Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Об образовании

2023-10-02 / Новости Законодательства
Об образовании

Нурдин КУМУШБЕКОВ, координатор Института политики развития, юрист

18 августа 2023 года вступил в силу Закон Кыргызской Республики «Об образовании». Закон устанавливает основные принципы государственной политики в сфере образования, а также правовые, социально-экономические, организационные основы образовательной деятельности в Кыргызской Республике.

Целью закона является гарантирование права человека на получение качественного образования, всестороннее развитие личности, признающей общечеловеческие и национальные ценности, предоставление возможности каждому быть полезным членом общества, конкурентоспособным на рынке труда через свободный выбор профессий.

Закон содержит ряд новшеств, которые важны в том числе для органов МСУ.

Перечень уровней образования дополнен новым – дополнительным – образованием: 1) дошкольное образование; 2) общее (начальное, основное и среднее) образование; 3) профессиональное (начальное, среднее, высшее и послевузовское) образование; новый уровень – 4) дополнительное образование (образование детей, взрослых и дополнительное профессиональное образование). При этом уровни образования делятся на формальное и неформальное образование. Введение неформального образования является абсолютным новшеством и означает, что теперь образованием (неформальным) признается в том числе образовательная деятельность вне рамок формального образования, основанная на многообразии и разнообразии форм обучения, способности оперативно реагировать на образовательные потребности гражданина. Упрощенный пример: самообразование признается теперь образованием и может быть отражено в резюме.

В Кыргызской Республике устанавливаются государственные образовательные стандарты на все уровни образования: дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование.

Отмена лицензий. Теперь образовательная деятельность образовательных организаций независимо от форм собственности, реализующих программы дошкольного и дополнительного образования, не подлежит лицензированию. Исключением стали автошколы, которые по- прежнему должны получать лицензии на образовательную деятельность, а также услуги дополнительного образования, связанного с риском нанесения вреда жизни и здоровью людей. Перечень видов этого образования утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Отмена лицензий для детских садов. Закон установил, что образовательная деятельность по реализации программ дошкольного образования осуществляется на основе уведомления, направляемого в уполномоченный государственный орган в сфере образования. Лицензии больше не нужны.

Введение добровольной аккредитации. Аккредитация образовательных организаций теперь осуществляется на добровольной основе в признанных аккредитационных агентствах. Однако добровольный принцип аккредитации не распространяется на образовательные организации среднего и высшего профессионального образования, для которых аккредитация остается обязательным требованием.

Ваучерный механизм финансирования. Закон описывает новый ваучерный механизм финансирования – метод государственного финансирования, при котором бюджетные средства, предусмотренные в республиканском бюджете, следуют за обучающимся в образовательные организации, независимо от форм собственности. Это означает, что, например, при переходе ребенка из одного детского сада в другой сумма ваучерного государственного финансирования или финансирования из местного бюджета перейдет в новый детский сад вместе с ребенком.

Новые понятия. Закон вводит ряд новых понятий, в том числе обучение на рабочем месте, которому посвящена статья 34 закона, где сказано, что обучение на рабочем месте реализуется через дуальное обучение, практику, стажировку и ученичество, а также через иные мероприятия практического и воспитательного характера с участием работодателей. Дуальное обучение осуществляется посредством получения обучающимся необходимых знаний и навыков, теоретическая часть которых осуществляется в образовательной организации, практическая часть - на рабочем месте обучающегося. Введены также определение информального образования, реабилитации/абилитации и др.

Полномочия органов местного самоуправле- ния в сфере образования. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относятся:

  • 1) создание муниципальных образовательных организаций;
  • 2) содействие в предоставлении образовательных услуг в муниципальных образовательных организациях;
  • 3) финансирование, содержание зданий и материально-техническое оснащение муни- ципальных образовательных организаций;
  • 4) систематический учет и содействие охвату детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • 5) предоставление дополнительного финансирования из средств местного бюджета лицам с особыми образовательными потребностями и лицам в трудной жизненной ситуации, принятие иных мер;
  • 6) организация подвоза детей в общеобразовательные организации;
  • 7) организация питания в дошкольных и общеобразовательных организациях;
  • 8) выделение общеобразовательным организациям земельных наделов;
  • 9) содействие в реализации и координация вопросов профессиональной подготовки молодежи;
  • 10) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим законом.

Статья 28 закона определяет, что органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по созданию соответствующих условий для организации питания обучающихся в дошкольных и общеобразовательных организациях, а также расширению рациона питания. При этом родители (законные представители), а также органы местного самоуправления имеют право осуществлять софинансирование питания обучающихся начального общего образования в общеобразовательных организациях на основании решения местных кенешей.

Статья 42 закона включила органы МСУ в число лиц, которые создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, наряду с юридическими и физическими лицами, предоставляющими услуги образования, а также родителями.

Необходимо отметить, что по некоторым вопросам в сфере образования вновь отмечается «размытие» ответственности, когда за один вопрос статья закона устанавливает одновременную ответственность государственных органов, органов МСУ и других лиц. В частности, такая ситуация отмечается в отношении организации деятельности профилактической медицинской помощи.

В связи с принятием нового закона утратили силу законы Кыргызской Республики «О начальном профессиональном образовании»; «О статусе учителя», «Об образовании», «О дошкольном образовании», «Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях».