Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Юристы отвечают на вопросы городского кенеша: о тарифе на теплоснабжение, об объединении фракций кенеша

2015-02-16 / Юридическая консультация

Бектур ОРОЗБАЕВ, юрист ИПР

ВОПРОС. Закон о местном самоуправлении (ст. 31, п. 14) гласит, что в компетенцию городских и айылных кенешей входит утверждение тарифов на теплоснабжение. В нашем случае, Орловское предприятие теплоснабжения и водоотведения (ОПТиВ) повысило тарифы с осени 2014 г., не утвердив их решением городского кенеша. Орловский городской кенеш совместно с мэрией г. Орловки направили письмо ОПТиВ о том, что, согласно закону о местном самоуправлении, тарифы на теплоснабжение утверждаются местным кенешем, на что был получен ответ,что утверждение тарифов на теплоснабжение в компетенцию органов местного самоуправления не входит. За более подробной информацией предложило обратиться в Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики. Дайте, пожалуйста, юридическую оценку сложившейся ситуации.
 
ОТВЕТ. Действительно, согласно пункту 14 части 2 статьи 31 Закона КР «О местном самоуправлении», на сессии городского, айылного кенеша решаются вопросы по утверждению тарифов за ис- пользование холодной воды, канализации, теплоснабжения, а также за сбор, вывоз и уничтожение твердых бытовых отходов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
 
Указанная норма не является окончательной,поскольку предлагает ее реализацию в соответствии с законодательством КР. Более детально полномочие местного кенеша по вышеназванному вопросу изложено в следующем законодательстве:
 
  • в статье 19 Закона КР «О муниципальной собственности на имущество»;
  • в статьях 23 и 25 Закона КР «О финансово-экономических основах местного самоуправления».
Согласно статье 19 Закона КР «О муниципальной собственности на имущество», местный кенеш утверждает цены и тарифы на коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также иными юридическими и физическими лицами, использующими муниципальную собственность.
 
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона КР «О финансово-экономических основах местного самоуправления», в случае образования органом МСУ муниципальных предприятий, в учредительных документах муниципальных предприятий предусматривается порядок взаимоотношений органа МСУ и муниципального предприятия, право органа МСУ решать вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения руководителя предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, в том числе утверждение сметы расходов и тарифов на предоставление услуг и иные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
 
Более того, согласно статье 25 Закона КР «О финансово-экономических основах местного самоуправления», исполнительный орган МСУ вправе осуществить муниципальный заказ на производство продукции, работ и услуг для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей местного сообщества.Муниципальный заказ может исполняться муниципальным предприятием или учреждением, а также иными физическими и юридическими лицами.На базовые виды услуг, на которые распространяются государственные стандарты и которые предоставляются населению как монопольные услуги (услуги водоснабжения, канализации, отопления и другие), органы МСУ вправе передавать определенные полномочия муниципальным предприятиям, некоммерческим учреждениям, а также иным физическим и юридическим лицам при условии сохранения контроля органа местного самоуправления за тарифами.
 
Таким образом, на основе вышеизложенного,следует признать, что, в соответствии с законодательством КР, местные кенеши наделены полномочиями по утверждению тарифов на коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями или иными юридическими и физическими лицами, использующими муниципальную собственность.
 
Вместе с тем следует учесть, что проведение единой государственной политики в топливноэнергетическом комплексе, определение общей ценовой политики на продукцию топливно-энергетического комплекса, установление экономически
обоснованных и социально приемлемых механизмов цено- и тарифообразования для государственных предприятий, учреждений и организаций,принятие, в пределах компетенции, нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в топливно-энергетическом комплексе, входят в компетенцию Правительства Кыргызской Республики (ст. 6 Закона КР «Об энергетике»).При этом государственное регулирование де-ятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ осуществляется уполномоченным государственным органом по регулированию топливно-энергетического комплекса – Государственным агентством по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР (ст. 3 Закона КР «Об энергетике»).
 
В свою очередь, нужно отметить, что Орловское предприятие теплоснабжения и водоотведения (ОПТиВ) является подведомственной организацией Государственного предприятия «Кыргызжилкоммунсоюз», которая находится в ведении Министерства энергетики и промышленности КР.В этой связи 20 ноября 2014 года постановлением Правительства КР за № 660 «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики КР на электрическую и тепловую энергию на 2014-2017 годы», а также приказом Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР «О тарифах на тепловую энергию и горячее водоснабжение» № 44 от 11 декабря 2014 года, в рамках реализации Среднесрочной тарифной политики КР, с 11 декабря 2014 года по 31 марта 2015 года установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду для потребителей ОАО «Бишкектеплосеть» и структурных подразделений ОАО «Электрические станции», для потребителей ОАО «Бишкектеплосеть», получающих тепловую энергию в паре, а также для населения, получающего тепловую энергию и горячую воду от котельных ГП «Кыргызжилкоммунсоюз», КП «Бишкектеплоэнерго» и других предприятий.
 
Таким образом, на основании вышеуказанного законодательства отмечаем, что установление тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение, в том числе и для подведомственных предприятий ГП «Кыргызжилкоммунсоюз», входит в полномочия Правительства КР и Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР и не требует внесения на рассмотрение местного кенеша для его утверждения.
 
Источники: НПА о закрепленных полномочиях местных кенешей по утверждению тарифов на коммунальные услуги:
 
  • Закон КР «О местном самоуправлении»;
  • Закон КР «О муниципальной собственности на имущество»;
  • Закон КР «О финансово-экономических основах местного самоуправления».
НПА об образовании ГП «Кыргызжилкоммунсоюз» и его подведомственных предприятий, в том числе Орловское предприятие теплоснабжения и водоотведения (ОПТиВ):
 
  • постановление Правительства КР № 366 от 7 июля 2008 г.,
  • постановление Правительства КР за № 493 от 2 сентября 2008 г.;
  • приказ Минпромэнергетики и топливных ресурсов КР от 8 сентября 2008 г., № 160;
  • приказ Минпромэнергетики и топливных ресурсов КР от 18 мая 2009 г., № 139.
НПА о тарифах на тепловую энергию и горячее водоснабжение:
 
  • Закон КР «Об энергетике» от 30 октября 1996г., № 56;
  • постановление Правительства КР от 20 ноября 2014 г., № 660;
  • приказ Государственного агентства по регулированию топливно-энергетического комплекса при Правительстве КР от 11 декабря 2014 г., № 44.
ВОПРОС. До 29 января 2015 г. в Орловском городском кенеше действовала коалиция фракций меньшинства и коалиция фракций большинства, но 29 января 2015 года состоялась внеочередная сессия по заявлению коалиции меньшинства «Об объединении всех фракций в одну коалицию».Может ли кенеш вынести постановление об объединении всех фракций посредством присоединения коалиции фракций меньшинства к коалиции фракций большинства?
 
ОТВЕТ. Согласно требованиям части 5 статьи 21 Закона КР «О местном самоуправлении», избранные депутаты городских кенешей в соответствии с партийной принадлежностью объединяются в депутатские фракции. Большинством в городском кенеше считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в городском кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов. Фракция или фракции, не входящие в коалицию фракций большинства, считаются меньшинством в городском кенеше. В случае объединения депутатов городского кенеша в коалицию фракций большинства, фракции или коалиции фракций меньшинства передается постоянная комиссия по бюджету и финансам.Исходя из данной нормы, в отношении ситуации, сложившейся в Орловском городском кенеше, можно сделать следующие выводы.
 
Во-первых, данная норма в целом носит императивный характер, т.е. обязательный к исполнению в той форме, в какой она изложена в законе, и не подлежит изменению или иному толкованию по инициативе ее адресатов.
 
Во-вторых, норма указывает постепенные этапы формирования депутатских фракций, коалиции фракции большинства и меньшинства с обязательным разделением отдельных функций городского кенеша. При этом норма не обязывает депутатские фракций объединяться в коалиции фракций большинства или меньшинства, оставляя право выбора объединения за ними. В то же время норма заранее предусматривает обязательное присутствие в городском кенеше двух основных групп – большинства и меньшинства.
 
В-третьих, данная норма не предусматривает иные случаи объединения депутатских фракций или коалиции фракций, например, объединение всех фракций в одну коалицию фракций большинства, или отказ от принятия фракцией меньшинства руководства над постоянной комиссией по бюджету и финансам, поскольку этапы формирования фракций и коалиции фракций в городском кенеше, а также разделение функции городского кенеша между фракциями или коалициями фракций большинства и меньшинства, установлены, исходя из принципа сдержек и противовесов для обеспечения их взаимного контроля и сдерживания.
 
В этой связи считаем решение городского кенеша об объединении всех фракций городского кенеша в одну коалицию фракций большинства противоречащим части 5 статьи 21 Закона КР «О местном самоуправлении».