Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Юридическая консультация
Программа социально-экономического развития органа МСУ Кыргызской Республики: ответы на актуальные вопросы
Печатается по материалам сборника, подготовленного Союзом МСУ КР. Составители: Бакыт РЫСПАЕВ, Айнура БАЛАКУНОВА, Данияр АЙТБАЕВ, Айнура БУРКАНОВА. Рецензенты: Искандарбек МАМАТОВ, Максим СЕМЕНЯК, Айгуль ЖАРКЫНБАЕВА. Под редакцией Бектургана ОРОЗБАЕВА, Надежды ДОБРЕЦОВОЙ.
В 2024 году государство утвердило новую методологию разработки программ социально-экономического развития органов местного самоуправления (МСУ), которая содержит ряд новшеств, включая единообразный формат, широкое использование данных, алгоритм разработки и требования к прогнозированию и участие граждан. После утверждения новой методологии все органы МСУ прошли обучение применению нового инструмента планирования. В ходе обучения участники сформулировали множество вопросов, уточняющих процесс и результат разработки ПСЭР, особое место среди которых заняли вопросы в отношении источников данных. Тренеры, проводившие обучение, и эксперты, предоставлявшие помощь в разработке методологии, обработали данные вопросы и подготовили сборник ответов, который призван помочь органам МСУ в процессе разработки программ развития. Руководство разработано Союзом местных самоуправлений Кыргызской Республики по заказу Всемирного банка в рамках Программы «Эффективное управление для экономического развития», финансируемой Правительством Великобритании.
Что такое «алгоритмическое мышление»? Почему новые методологии основаны на алгоритме?
Ранее в процессе разработки ПСЭР было принято говорить о причинно-следственных связях при выявлении проблем для того, чтобы выявить истинную причину возникновения проблемы. Например, проблема отсутствия в селе возможности разумного проведения досуга для подростков заключается не в том, что клуб находится в аварийном состоянии, а в том, что отсутствуют какие-либо услуги для проведения досуга. Следовательно, решение проблемы – это не ремонт клуба, а организация услуги, например, наем преподавателя курсов английского языка или тренера по футболу. Это пример логического мышления, которое помогает принимать решения, делать выводы на основе полученного опыта. Логическое мышление позволяет сделать анализ информации и принять решение.
Алгоритмическое мышление – это следующий шаг, который позволяет правильно выстроить последовательность действий для решения какой-либо конкретной задачи. Очень простой пример алгоритма – процесс посадки дерева, состоящий из последовательных шагов:
-
начало:
- выкопать яму в земле;
- поместить в нее саженец;
- присыпать яму с саженцем землей;
- полить саженец водой;
- конец.
Кажется, что это – элементарный мыслительный навык, и абсолютно все и абсолютно всегда мыслят и действуют таким образом. Однако в системе управления часто встречаются случаи, когда действия выстраиваются в неправильной последовательности или какие-то шаги упускаются. Например, для решения проблемы досуга молодежи сначала строится футбольное поле, а затем осуществляется выявление молодежи, которая готова этим полем пользоваться.
В применении к методике разработки ПСЭР алгоритмическое мышление используется в двух целях. Во-первых, сам процесс жестко регламентирован и описан в виде последовательности шагов, то есть, в виде алгоритма. Во-вторых, внутри методики «зашит» алгоритмический процесс прогнозирования. Например, алгоритм прогнозирования определит, что при внедрении новой, более урожайной сельскохозяйственной культуры вырастут доходы населения, снизится отток молодежи из села, повысится рождаемость и увеличится потребность в местах в детских садах.
Каким образом органы МСУ взаимодействуют с районным уровнем государственного управления при разработке ПСЭР и по каким вопросам?
Основная задача органов МСУ в процессе разработки районной ПСЭР – своевременно и в полном объеме передать на уровень района информацию о проблемах и ситуации в сферах, которые не входят в полномочия органов МСУ, но важны для населения (например, развитие сельского хозяйства, безработица, преступность и другие).
Такое взаимодействие необходимо при подготовке разделов ПСЭР, связанных с вопросами снижения оттока трудоспособного населения, уменьшения уровня безработицы и стимулирования демографического роста.
Два уровня управления – район и муниципалитет совместно обсуждают вопросы, касающиеся финансирования бюджета развития, как за счет средств фондов развития, так и за счет ресурсов местного бюджета. Органы МСУ информируют региональный уровень планирования о своих инвестиционных потребностях, в первую очередь в сферах инфраструктуры и экономики.
Дополнительно рассматриваются вопросы пространственного развития: ограничения, перспективы и приоритеты, определенные государственными программами и региональными пространственными планами. Взаимодействие охватывает и такие темы, как реагирование на чрезвычайные ситуации, обеспечение санитарного благополучия населения, экологический и технический надзор.
Особое значение имеет координация с региональными структурами при реализации на территории МСУ проектов государственных инвестиций и национальных программ, особенно если эти проекты затрагивают вопросы экологии или имеют экологические аспекты в рамках более масштабных инициатив, например, в сфере горнодобывающей промышленности.
Взаимодействие между органами МСУ и региональными структурами осуществляется посредством письменных или электронных запросов и ответов на них. Такая форма официальной коммуникации обеспечивает документальное подтверждение договоренностей и способствует более четкому планированию совместных действий.
Также в круг вопросов, по которым осуществляется сотрудничество, входят вопросы:
- распределения ресурсов;
- развития межмуниципальной и государственной инфраструктуры;
- реализации экономических проектов;
- предоставления социальных услуг.
Такое взаимодействие по ключевым вопросам вносит весомый вклад в развитие как региона в целом, так и конкретных местных территорий.
Как можно использовать автоматизированную систему «Санарип Аймак» для прогнозирования и возможно ли составить прогноз без нее?
Автоматизированная модель «Санарип Аймак» должна в ближайшем будущем использоваться для формирования прогноза в рамках программы социально-экономического развития (ПСЭР)¹. Она облегчает процесс анализа данных и позволяет строить более обоснованные прогнозы по развитию территории, на основе цифровых инструментов и алгоритмов.
Однако использование модуля «ПСЭР» не является обязательным.
Если доступ к «Санарип Аймак» отсутствует, прогноз можно составить и другими методами, например:
- экспертная оценка – с привлечением специалистов по планированию и развитию;
- анализ статистических данных – с использованием имеющихся данных по демографии, экономике, инфраструктуре и т. д.;
- сравнительный анализ – с учетом практик схожих аймаков.
Таким образом, главное – это наличие качественного анализа и реалистичных оценок, а не сам инструмент. Автоматизированная информационная система «Санарип Аймак» помогает, но не является единственным возможным решением.
Является ли районная ПСЭР суммой программ органов местного самоуправления, расположенных на территории района?
Нет. У каждого уровня управления свои полномочия и ответственность. Программа развития разрабатывается в строгом соответствии с полномочиями и ответственностью.
Например, в Кыргызской Республике развитие спорта и физической культуры осуществляется на трех уровнях: местном, районном и государственном. Органы местного самоуправления создают условия для занятий спортом – строят и содержат спортивные площадки, организуют кружки и секции для детей, молодежи, включая женщин и для лиц с ограниченными возможностями развития, проводят локальные турниры. На районном уровне содействуют развитию более крупной спортивной инфраструктуры, организуют районные соревнования и поддерживают работу спортивных школ. Государственные органы отвечают за разработку национальной политики в области спорта, строительство республиканских спортивных объектов, подготовку сборных команд и развитие элитного и олимпийского спорта.
Например, на уровне МСУ остаются вопросы услуг сбора и вывоза твердых бытовых отходов, а вот координация земельного решения для организации межмуниципального полигона будет у района. Но между двумя уровнями программ есть жесткая связь, так как местные программы формулируют и передают на уровень района потребности и проблемы, которые органы МСУ решать не уполномочены. Для этого методологии предусматривают «стыковочные узлы».
Что означает на практике понятие «стыковочный узел»?
Простыми словами «стыковочный узел» – это момент или вопрос в разработке ПСЭР, когда требуется обмен данными или совместные решения между уровнями управления (местного самоуправления и местной государственной администрации). Разработка ПСЭР предусматривает системный обмен информацией между органами местного самоуправления, уполномоченными государственными органами, а также региональным уровнем планирования (область). В тех случаях, когда алгоритмом предусмотрены такие взаимодействия, используется специальная отметка «стыковочный узел».
В алгоритме социально-экономической программы понятие «стыковочный узел» означает этап, на котором собранные во всех разделах данные и планы сводятся в одно место для формирования проекта общей программы. Здесь обеспечивается взаимосвязь и согласованность целей и мероприятий каждого раздела. Для реализации «стыковочного узла» члены рабочей группы собираются, обсуждают подготовленные по каждому разделу материалы, разрешают противоречивые мнения и составляют текст общей программы. Этот этап крайне важен для обеспечения полноты и последовательности программы.
Что такое «уровень сложности»ПСЭР и как определить подходящий?
Алгоритм един для всех органов МСУ, однако сами органы МСУ существенно отличаются друг от друга. Особенно может отличаться процесс и сложность ПСЭР городов областного значения и столиц. В методологии предусмотрены два уровня сложности разрабатываемой ПСЭР – более сложный и менее сложный. Исполнительные органы местного самоуправления с расширенной системой управления, такие как города областного значения, могут выбрать более сложный уровень разработки ПСЭР. Соответствующие фрагменты в алгоритме выделены пометкой «Сложный уровень». Мэрии крупных городов и крупных сельских органов МСУ включают в рабочую группу представителей городских отраслевых подразделений и служб, а мэрии городов обладают потенциалом для привлечения профессиональной экспертизы в сфере социально-экономического планирования и прогнозирования.
___________
¹ На момент составления настоящего сборника автоматизированный модуль планирования в АИС «Санарип аймак» находится в стадии разработки.
Похожие материалы:
-
№12 (158) / 2024-12-31 О муниципальной службе. О земле. О закупках. О муниципальных предприятиях
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О прямой продаже домовладения
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О совмещении должности торага местного кенеша
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О ротации муниципальных служащих
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О муниципальном резерве кадров
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О взысканиях, налагаемых на муниципальных служащих
-
№1 (147) / 2024-01-30 О земельной амнистии
-
№1 (147) / 2024-01-30 О сокращении кадров по результатам проведения административно-территориальной реформы