Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Управление землями: по каким «фронтам» проблемы?

2015-01-19 / Ресурсы МСУ

В декабре 2014 года Проект ГГПОМСУ обсуждал с руководителями и специалистами органов МСУ Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей (221 участник из 109 айылных аймаков) проблемы управления землями и пути их решения. Дискуссия оказалась острой и вновь подтвердила, что управление землями сталкивается со множеством проблем, которые не решаются годами, ведут к конфликтам и социальной напряженности, снижают объемы сельскохозяйственного производства, в целом негативно сказываются на развитии муниципалитетов и условиях жизни граждан.Журнал «Муниципалитет» публикует сжатое резюме многочисленных тревог и трудностей, озвученных руководителями органов МСУ на семинарах, и обращается к правительству с просьбой разработать и реализовать комплексную программу по решению проблем в сфере управления землями.

 
Обсуждение состоялось в рамках семинара, охватившего следующие вопросы:
 
  • компетенции органов МСУ в области земельных правоотношений;
  • земли населенных пунктов: процедуры, проблемы и правоприменительная практика,построение эффективных бизнес-процессов;
  • трансформация земель: процедуры, проблемы и правоприменительная практика,построение эффективных бизнес-процессов;
  • земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий: процедуры, проблемы,правоприменительная практика, построение эффективных бизнес-процессов.
Анализ ситуации в управлении земельными ресурсами показывает, что проблем остается множество и их необходимо решать в рамках осознанной государственной и муниципальной политики. Практика доказывает, что эффективное управление земельными ресурсами со стороны МСУ может помочь в реализации прав граждан, в увеличении доходной части местного бюджета, в решении социальных вопросов, в предотвращении земельных споров, в улучшении взаимодействия айыл окмоту с гражданским обществом и в повышении доверия к местному самоуправлению в целом. Но чтобы хорошая практика стала повсеместной, нужны усилия со стороны государства и местного самоуправления.
 
Проблемы в сфере управления землями Государственного фонда сельскохозяйственных угодий
 
При управлении землями Государственного фонда сельскохозяйственных угодий многие сельские муниципалитеты сталкиваются с такими трудностями, как разработка Перспективного плана использования земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий (далее по тексту ГФСУ), определение земельно-планировочных зон, проведение аукционов и инвестиционных конкурсов, определение стартовой арендной платы.Так, в частности, в Типовом положении об условиях и порядке предоставления земель ГФСУ в аренду, утвержденном постановлением Жогорку Кенеша КР от 29 июня 2007 года № 1997-III, не прописан четкий механизм определения стартовой арендной платы. Поэтому специалисты айыл окмоту и члены земельных комиссий испытывают трудности в определении стартовой арендной платы на земельные участки ГФСУ для того, чтобы проводить аукционы.
 
Специалисты айыл окмоту отмечают, что орошаемая пашня ГФСУ не обрабатывается из-за отсутствия воды. Поэтому нужна помощь со стороны уполномоченного органа – Министерства сельского хозяйства - в восстановлении ирригационных и дренажных систем.На практике органы МСУ часто не могут провести конкурсы на деградированные земельные участки ГФСУ, из-за непривлекательности и невостребованности эти земельные участки остаются необработанными. Проведение конкурсов проблематично в связи с отсутствием заинтересованных лиц (инвесторов) на местах. Норма по проведению инвестиционных конкурсов в этом случае не работает. Поэтому требуется внедрение новых механизмов управления деградированными земельными участками ГФСУ.
 
Проблемы в области управления землями населенных пунктов
 
У большинства айыл окмоту вызывает трудность управление землями населенных пунктов вследствие того, что муниципальные органы управления не имеют финансовых ресурсов и возможности самостоятельно решить вопрос подготовки и утверждения генерального плана земель населенных пунктов. К примеру, из 129 айыл окмоту Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей только один муниципалитет смог найти средства для того, чтобы разработать и утвердить Генеральный план сельского населенного пункта. Согласно определению, указанному в пункте 2-2 статьи 1 Земельного кодекса Кыргызской Республики, «Генеральный план является градостроительной документацией, в которой регламентируются положения о перспективном градостроительном планировании развития территорий городских и сельских населенных пунктов».
 
В пункте 3 статьи 18 Земельного кодекса установлено, что «айылный кенеш с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения по административно-территориальному устройству района, утверждает генеральные планы проектов застройки сельских населенных пунктов айылного аймака».Согласно положениям статьи 77 Земельного кодекса Кыргызской Республики, земли населенных пунктов должны использоваться в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки и землепользования, и генеральные планы населенных пунктов определяют основные направления использования земель населенных пунктов для промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения. Однако на практике муниципалитеты предоставляют земельные участки для застройки в границах населенных пунктов, не имея утвержденных генеральных планов. Вследствие чего не соблюдаются нормы земельного законодательства по предоставлению земельных участков населенных
пунктов.
 
Из-за того что градостроительная документация во многих айыл окмоту отсутствует, выбор и отвод земельных участков, предоставляемых в собственность или пользование гражданам и юридическим лицам в населенных пунктах, можно подвергнуть сомнению в части обоснованности и законности. Это ведет к возникновению множественных земельных споров.В решении вопроса подготовки проектов генеральных планов населенных пунктов должно быть заинтересовано государство как гарант и защитник прав граждан. При этом и фактическое решение возможно только на правительственном уровне при технической поддержке международных организаций и финансовых институтов.
 
Проблемы в управлении объектами, находящимися в муниципальной собственности
 
Одной из проблем муниципалитетов, с которой они сталкиваются в повседневной жизни, является отсутствие инфраструктуры в новостройках, то есть в тех землях, которые ранее трансформированы из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.Проблема возникает в силу неясного регулирования на законодательном уровне и недостаточности финансовых ресурсов. На законодательном уровне не определены роль и ответственность государственных органов и органов местного самоуправления, механизм финансирования вопросов обеспечения объектами инфраструктуры (электролиний, ЛЭП, строительство социальных объектов: поликлиник, школ,детских садов и др.).
 
Представители айыл окмоту отмечают невозможность в установленном законом порядке провести инвентаризацию объектов, находящихся в муниципальной собственности, получить на них правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы. К примеру, отсутствие финансовых ресурсов не позволяет провести инвентаризацию муниципальных земель.Чтобы решить данную проблему, муниципалитеты должны быть заинтересованы в защите муниципальной собственности. Следовательно,для решения вопроса финансирования муниципалитеты могли бы использовать лучшую сложившуюся практику других айыл окмоту. К примеру,Беловодский айыл окмоту проводит инвентаризацию объектов недвижимости поэтапно, по частям, так как не может сразу найти необходимую сумму на регистрацию всех объектов, находящихся на территории муниципалитета. При формировании
соответствующего местного бюджета они предусматривают нужную сумму для проведения инвентаризации объектов, находящихся в муниципальной собственности.Выделение средств из местного бюджета и проведение инвентаризации позволит повысить поступления средств в доходную часть местного бюджета за счет эффективного управления землями, предотвратить споры и защитить права муниципалитетов.
 
Проблемы трансформации земель
 
Многие айыл окмоту отмечают тенденцию увеличения заявлений граждан на получение земель под индивидуальное жилищное строительство. Поэтому айыл окмоту инициируют трансформацию земель из других категорий земель в земли населенных пунктов. Согласно нормам законодательства по трансформации земель, представители айыл окмоту и айыльных кенешей готовят необходимые документы по переводу земель, которые направляются в Республиканскую комиссию при Правительстве КР. Имеются случаи, когда документы направляются несколько раз, однако ответы на ходатайства своевременно не поступают. Проблема в том, что в законодательстве для республиканской комиссии при Правительстве КР не установлены основания для отказа или разрешения на трансформацию, сроки рассмотрения ходатайств, не принят Регламент работы данной комиссии.
 
Другие проблемы в области управления земельными ресурсами
 
Актуальными остаются проблемы определения и установления границ пастбищ, граничащих с земельными участками, находившихся в ведении лесхозов. Большинство представителей айыл окмоту жалуются на отсутствие на местном уровне независимых оценщиков и аукционистов.Наблюдается тенденция увеличения количества проверок айыл окмоту. Так, главы айыл окмоту отмечают, что «по предоставленным земельным участкам в аренду очень много проверок. Не дают айыл окмоту возможности работать».Вызывает трудность у айыл окмоту отвод земель под добычу общераспространенных полезных ископаемых – песка, глины, гравия. Часто они не разрабатываются из-за того, что гражданам трудно получить соответствующие разрешения.Неуверенность в способности правильно оформить документы также препятствует своевременной передаче в собственность участком малопродуктивных земель, которые ранее были переданы во временное пользование под освоение.
 
Передача в пользование малопродуктивных земель с условием их вовлечения в сельскохозяйственный оборот -неплохое решение для вопроса нехватки пашни. По плану, после выполнения всех мероприятий рекультивации, эти земли должны перейти в собственность пользователя. Однако фактически руководители МСУ опасаются оформлять право собственности, так как ранее не проходили эти процедуры, не уверены, что смогут сделать это правильно и избежать впоследствии претензий со стороны правоохранительных органов.Айыл окмоту необходима срочная помощь в решении данного вопроса: в Чуйской области - каждый шестой гектар, в Панфиловском районе Чуйской области - каждый второй гектар, в Жайылском районе каждый третий гектар относится к категории «малопродуктивных земель». Это означает, что урожайность на этих площадях снижается на 10-80%. Нетрудно представить, какой огромный объем сельскохозяйственной продукции недополучается по республике.
 
Послесловие
 
Анализ проблем органов местного самоуправления в области управления земельными ресурсами свидетельствует о том, что лидирующее положение занимают такие вопросы, как принятие нормативных актов органов местного самоуправления по предоставлению и прекращению права на земельный участок (постановление, решение и др.).Руководители органов МСУ стремятся к тому,чтобы выносимые ими акты соответствовали законодательству, и при этом соблюдались правила и процедуры предоставления, передачи или прекращения прав на земельные участки; не ущемлялись права и интересы третьих лиц. Однако они не имеют для этого достаточных знаний и опыта,
а потому либо уклоняются от принятия решений,либо подвергаются преследованиям со стороны правоохранительных органов.Авторы данной статьи надеются, что проведенный анализ в дальнейшем позволит развивать нормотворческую деятельность, совершенствовать законодательство с целью упрощения процедур и внедрения эффективных мер по управлению и использованию государственных земель,земель, находящихся в муниципальной собственности, а также улучшения правового регулирования для развития частного землепользования.Важный вывод заключается в том, что основные проблемы возникают на первичном рынке земли, то есть исходят от собственника или управляющего органа публичной власти. Формально все проблемы начинаются с неправильного толкования или применения норм и правил земельного законодательства при принятии акта; или с издания акта местного самоуправления с превышением полномочий или нарушением порядка и процедур его принятия. М