Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Органам МСУ отвечают сотрудники прокуратуры

2014-06-04 / Юридическая консультация

Подготовил Бектур ОРОЗБАЕВ, специалист Проекта ГГПОМСУ

Летом 2014 года Институт политики развития в рамках Проекта ГГПОМСУ при поддержке и активном содействии Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики провел в каждом из районов Джалал-Абадской области информационные семинары для руководителей и сотрудников органов МСУ. Главной целью этих семинаров стало преодоление ситуации противостояния, в которой сегодня оказались прокуроры и органы МСУ: первые ловят,вторые уворачиваются. В то время как обе стороны заинтересованы в достижении общей цели – предотвратить нарушения законодательства. Для этого нужно усилить профилактическую работу – помочь органам МСУ не допустить нарушений закона,особенно из-за его незнания. О том, как сложился этот диалог,мы расскажем в следующем номере журнала «Муниципалитет»,а пока предлагаем вниманию читателя ответы прокуратуры и сотрудников ИПР на многочисленные вопросы представителей МСУ, прозвучавшие во время семинаров.
Про служебную машину
ВОПРОС.
Зимой и весной в селах часто складываются чрезвычайные ситуации, при этом природа выходных и праздников не признает. Главе айыл окмоту приходится выезжать на аварийные участки на служебном транспорте, но со стороны работников прокуратуры было дано предостережение о том, что нельзя использовать служебный транспорт в нерабочее время. Имеет ли право глава айыл окмоту использовать служебную машину в выходные дни, например, если случится чрезвычайная ситуация?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Действительно, такие предостережения давались всем главам айыл окмоту, которые в выходные дни часто используют служебный транспорт в личных целях. Однако если действительно возникла чрезвычайная ситуация, то вы имеете право использовать служебный транспорт,но при этом у вас обязательно должен быть соответствующим образом оформленный путевой лист,где будет указано куда, почему, на какое время вы выезжаете на служебном транспорте в выходные дни. Без этого документа использование служебного транспорта в выходные дни считается незаконным.
Про ответы на заявления граждан
ВОПРОС.
В течение какого времени мы обязаны рассмотреть заявление граждан и на какое время можем продлить его рассмотрение? Если заявление гражданина не относится к нашей компетенции, в течение какого времени мы должны переслать его другим органам или рассмотреть сами?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Согласно последним изменениям, внесенным в Закон КР «О порядке рассмотрения обращений граждан» (ст. 8), граждане вправе обратиться в органы МСУ с обращениями в письменном и электронном виде. Письменное и электронное обращение граждан должно быть зарегистрировано в течение одного дня с момента поступления. В случае если решение вопроса, поставленного в письменном или электронном обращении, относится к компетенции других государственных органов или органов местного самоуправления, то копия обращения в течение пяти дней со дня регистрации перенаправляется в соответствующий орган.Сроки рассмотрения обращений граждан сокращены, если раньше для ответа давалось 30 дней, то сейчас вы обязаны рассмотреть обращение в те чение 14 дней со дня регистрации и дать заявителю соответствующий ответ о результатах рассмотрения его обращения. Если для рассмотрения обращения гражданина необходимо проведение специальной проверки (экспертизы), истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения обращения могут быть продлены до 30 дней. Решение о продлении рассмотрения обращения принимает руководитель органа МСУ.
Про оплату сверхурочной работы
ВОПРОС.
Из-за существующего дефицита кадров персоналу айыл окмоту нередко приходится работать сверхурочно, по субботам и воскресеньям. Должна ли работа в выходные дни оплачиваться дополнительно?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Согласно статьям 90, 100, 101, 114 и 115 Трудового кодекса КР, для работников айыл окмоту режим рабочего времени ограничен пятидневной рабочей неделей с двумя выходными днями, в общей сложности продолжительность рабочего времени не должна превышать в течение недели 40 часов, т.е. по 8 часов в день.Работа в выходные и нерабочие праздничные дни,как правило, запрещается. Привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни должно производиться с их письменного согласия. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя, т.е. по приказу главы айыл окмоту. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни должна компенсироваться по соглашению сторон в форме:
 
  • предоставления работнику другого дня отдыха; или
  • присоединения к трудовому отпуску дополнительного дня отдыха; либо
  • в денежной форме, не менее чем в двойном размере.
Про тестирование айыл башчысы
ВОПРОС.
Должен ли айыл башчысы проходить тестирование в Государственной кадровой службе? У нас получается, что те, кто способен пройти тестирование, не получают поддержки населения на сходах, а те, кто получает одобрение на сходах местных жителей, не могут пройти тест. Можно ли освободить айыл башчысы от обязанности проходить тестирование?
ОТВЕТ СОТРУДНИКА ПРОЕКТА ГГПОМСУ.
В законодательстве есть норма, которая обязывает всех муниципальных служащих проходить тестирование до принятия их на работу, в том числе и айыл башчысы, так как он тоже является муниципальным служащим. Но озвученная вами проблема действительно существует во многих айыл окмоту, в некоторых муниципалитетах даже не знают, что айыл башчысы должны проходить тестирование до своего назначения на должность. Однако хочу вас уведомить, что эта проблема уже известна руководству Государственной кадровой службы (ГКС). С участием экспертов ИПР ГКС разработан новый проект Закона «О государственной гражданской муниципальной службе», где для айыл башчысы сделано исключение.Новый законопроект не обязывает кандидатов на должность айыл башчысы проходить тестирование,для назначения будет достаточно согласия местных жителей. Подождем принятия нового закона.
Про проверки
ВОПРОС.
Когда граждане жалуются по каким-либо поводам на работу айыл окмоту в соответствующие государственные органы, эти органы могут провести проверку. При этом проверка часто проводится в отношении всей работы МСУ в целом, а не только по вопросу,в отношении которого поступила жалоба.Правомерно ли проверять всю деятельность целиком или государственные органы должны ограничиться только вопросом, вызвавшим недовольство жалобщика?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
В первую очередь проверяющие должностные лица должны ознакомить вас с доводом заявителя и провести проверку фактов и нарушений законодательства по доводам заявителя. Проверяющие органы не имеют права выходить за рамки доводов заявителя, но если для проверки доводов заявителя потребуется рассмотрение других вопросов, то проверяющие органы вправе производить проверку деятельности органов МСУ в части, непосредственно касающейся содержания заявления.
ВОПРОС.
Как часто должны осуществлять проверку деятельности айыл окмоту сотрудники прокуратуры?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Прокуратура осуществляет плановую проверку на основе плана, утвержденного Генеральной прокуратурой, где указываются также направления, по которым нужно проводить плановую проверку. Кроме этого, к нам могут обратиться граждане с заявлениями, на что мы обязаны реагировать, и в случае необходимости проводить проверку деятельности органов МСУ по поводам, указанным в заявлении.
ВОПРОС.
Проверяется ли при осуществлении плановой проверки органами прокуратуры деятельность айылного кенеша или проверке подлежит только деятельность айыл окмоту?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Поскольку айылный кенеш принимает нормативные правовые акты, определяет политику решения той или иной задачи, которая реализуется исполнительным органом (айыл окмоту), проверке подлежит деятельность и айылного кенеша, и его исполнительного органа. При проверках часто встречаются факты незаконного вынесения постановлений айылного кенеша, например, многие айылные кенеши своим постановлением налагают административные штрафы, что незаконно. Административные штрафы налагаются административной комиссией, согласно Кодексу об административной ответственности. Также часто случается, что постановления айылных кенешей не опубликовываются и не направляются в Министерство юстиции для включения в реестр НПА, соответственно, такие постановления не имеют законной силы.
ВОПРОС.
Должны ли все проверяющие записываться в книге инспекторских проверок, или некоторые имеют право не записываться?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ. Книга инспекторских проверок должна быть в каждом айыл окмоту, и все проверяющие должностные лица должны записывать в этой книге информацию: какую организацию или орган они представляют; с какой целью осуществляется проверка. Если проверка проводится на основании заявления, то проверяющие должны ознакомить айыл окмоту с заявлением. После каждой проверки должен быть составлен и предоставлен айыл окмоту соответствующий акт.
ВОПРОС.
Если проверяющие должностные лица отказываются записываться в книге инспекторских проверок, можем ли мы обращаться к прокуратуре с просьбой принять меры?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ. В этом случае нужно сообщить прокуратуре о факте отказа записи в книге инспекторских проверок, а прокуратура обязательно примет соответствующие меры.
ВОПРОС. В айыл окмоту периодически поступают телефонные звонки от некоторых контрольных органов с требованием предоставить некоторые документы. Законны ли эти требования?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
При изъятии документов (оригиналов) обязательно должны быть составлены соответствующие акты. Обычно это делается при проведении следственных мероприятий. Просто так давать оригинальные документы по просьбе кого бы то ни было вы не имеете права,тем более, если просьба поступила по телефону.В случае утраты документов вы понесете административную или уголовную ответственность.
ВОПРОС.
Имеют ли право депутаты айылного кенеша в лице постоянной бюджетной комиссии проверять всю бухгалтерскую деятельность айыл окмоту?
ОТВЕТ СОТРУДНИКА ПРОЕКТА ГГПОМСУ.
Нет. В соответствии с Законом КР «О местном самоуправлении» (ч. 10 ст. 32), постоянные комиссии местного кенеша не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и учреждений, расположенных на подведомственной территории.Более того, согласно Закону «О статусе депутатов местных кенешей» (ст. 12), депутат местного кенеша вправе ставить в местном кенеше и его постоянных комиссиях вопрос о необходимости проведения проверки деятельности расположенных на его территории предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также деятельности государственных органов и органов объединений граждан, за исключением финансово-хозяйственной деятельности. Местный кенеш вправе рекомендовать уполномоченным государственным органам провести проверки по фактам, изложенным депутатами. О результатах проверок и предложений по ним уполномоченный государственный орган информирует местный кенеш или его орган, по рекомендации которых осуществлялись эти проверки.По результатам проверок уполномоченным государственным органом вносится предложение об устранении выявленных недостатков и нарушений руководителям (собственникам) предприятий, учреждений, организаций и органов, деятельность которых проверялась, а также вышестоящим органам, ставится вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых произошло нарушение.
Про злостных жалобщиков
ВОПРОС.
В каждом муниципалитете есть граждане, которые часто жалуются в различные инстанции по поводу и без повода или по одному и тому же поводу в разные инстанции. В результате по одному и тому же заявлению в орган МСУ приходит несколько дублирующих друг друга проверок. В некоторых случаях жалобы не подтверждаются,но тратится большое количество времени, это отвлекает от основной работы, а лица,заявившие ложную информацию, не несут никакой ответственности. Предусмотрена ли законом ответственность граждан, которые пишут ложные заявления, можно ли наложить на них штраф?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
К сожалению, пока Кодекс об административной ответственности не предусматривает административной ответственности лиц, обратившихся с заявлением в государственные органы или органы МСУ с заведомо ложной информацией, но Уголовный кодекс содержит такую норму.Согласно статье 329 УК КР, за заведомо ложное сообщение о совершении преступления лицо несет уголовную ответственность. Этот вопрос нужно решать на законодательном уровне, но сначала необходимо проанализировать, какие дополнительные нормы нужно внести или не нужно вносить в КоАО.
ВОПРОС.
Можно ли внести ложных жалобщиков в «черный» список и в случае повторного обращения отклонять их обращения, особенно если по их доводам уже была проведена проверка?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Действительно, такие граждане есть в каждом айылном аймаке, но как такового «черного» списка в законодательстве не предусмотрено. Однако статья 10 Закона КР «О порядке рассмотрения обращения граждан» дает право государственным органам и органам МСУ не рассматривать повторные обращения (устные,письменные или электронные), если в них не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, и если по ним уже имеются исчерпывающие материалы проверок и заявителю даны ответы.
ВОПРОС.
Можно ли рассматривать анонимные заявления? Осуществляют ли органы прокуратуры проверки по анонимным заявлениям?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона КР «О порядке рассмотрения обращений граждан», письменное обращение гражданина, в котором не указаны его фамилия и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Поэтому мы не вправе рассматривать анонимные заявления.
Про порядок назначения айыл башчысы
ВОПРОС.
В айылном аймаке местные жители одного из сел самостоятельно сняли с должности айыл башчысы и назначили собранием жителей нового. Законно ли это? Каков в целом порядок назначения айыл башчысы?
ОТВЕТ СОТРУДНИКА ПРОЕКТА ГГПОМСУ.
В соответствии со статьей 52 Закона КР «О местном самоуправлении», айыл башчысы назначается главой айыл окмоту с согласия схода жителей села и является муниципальным служащим, который выполняет функции, делегированные ему главой айыл окмоту. Поэтому население не вправе самостоятельно снимать с должности и назначать по своему усмотрению нового айыл башчысы, это незаконное действие, которое может повлечь за собой уголовную или административную ответственность. Конкурс на замещение вакантной административной должности муниципальной службы, в том числе на должность айыл башчысы, проводится в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента КР от 28 июня 2006 года № 327, и включает три этапа:
 
  • предварительное рассмотрение документов участников конкурса на соответствие установленным квалификационным требованиям к муниципальной должности;
  • компьютерное тестирование кандидатов;
  • собеседование с кандидатами, проводимое конкурсной комиссией.
Про обязанности ответственного секретаря
ВОПРОС.
Ответственный секретарь айыл окмоту одновременно является секретарем местного кенеша. Какие обязанности он должен выполнять в первую очередь: ответственного секретаря айыл окмоту или секретаря кенеша?
ОТВЕТ СОТРУДНИКА ПРОЕКТА ГГПОМСУ.
В Законе КР «О местном самоуправлении» статья 46 гласит, что для осуществления исполнительной власти в айылном аймаке действует айыл окмоту,который оказывает содействие депутатам айылного кенеша в осуществлении ими своих полномочий,подготовке и проведении отчетов перед избирателями. Айыл окмоту в своей деятельности подотчетен айылному кенешу.Так же статья 35 того же закона, раскрывая данное понятие, более четко оговаривает, что организационное и материально-техническое обеспечение деятельности айылных кенешей возлагается на аппараты айыл окмоту.Далее, Типовые должностные инструкции работников органов местного самоуправления айылов и поселков КР, утвержденные постановлением Правительства КР 23 февраля 2004 года № 91, приоритетом определяют рассмотрение ответственным секретарем вопросов айылного кенеша, и только затем вопросов айыл окмоту. Так, согласно указанному документу, ответственный секретарь координирует деятельность по организационному обеспечению работы айылного кенеша и айыл окмоту, оказывает помощь постоянным комиссиям и депутатам местного кенеша, структурным подразделениям органов местного самоуправления. Обеспечивает подготовку необходимых материалов для организации и проведения сессий айылного кенеша, заседаний айыл окмоту и курултая представителей местного сообщества.Следовательно, ответственный секретарь айыл окмоту, согласно плану айылного кенеша или по поручению торага айылного кенеша, обязан в первую очередь координировать деятельность по организационному обеспечению работы айылного кенеша, оказывать помощь постоянным комиссиям и депутатам местного кенеша, обеспечивать подготовку необходимых материалов для организации и проведения сессий айылного кенеша.
ВОПРОС.
Могут ли депутаты айылного кенеша проводить сессию в отсутствие ответственного секретаря?
ОТВЕТ СОТРУДНИКА ПРОЕКТА ГГПОМСУ.
В случае отсутствия ответственного секретаря по уважительным или иным причинам, в случае вакансии, обязанности ответственного секретаря временно возлагаются на сотрудника аппарата айыл окмоту, который обеспечивает организацию проведения сессии айылного кенеша (подготовка материалов на сессию, оповещение депутатов, ведение протокола сессии, оформление постановлений кенеша по итогам голосования и т.д.).
ВОПРОС.
Могут ли депутаты айылного кенеша проводить сессию без ответственного секретаря,если ответственный секретарь отказывается участвовать в организации сессии?
ОТВЕТ СОТРУДНИКА ПРОЕКТА ГГПОМСУ.
Ответственный секретарь не вправе отказываться от участия в подготовке и организации проведения сессии кенеша, если согласно плану АК или по поручению председателя АК поступило предложение о проведении очередной или внеочередной сессии АК. Отказ от выполнения данного поручения является отказом от выполнения своих прямых служебных обязанностей,т.е. неисполнение и ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей, что непременно влечет за собой дисциплинарное взыскание, начиная от замечания вплоть до увольнения с занимаемой должности. Дисциплинарное взыскание возлагается главой АО.
Про земли лесхозов и границы пастбищ
ВОПРОС.
В айылном аймаке села граничат с землями лесного хозяйства, практически многие земли, включая пастбища и орошаемые пашни, находятся в введении лесхозов, поэтому МСУ не может выделить земельные участки даже для строительства новых домов молодым семьям. Как решить эту проблему?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Сначала необходимо произвести инвентаризацию земельного фонда в рамках реализации постановления Правительства КР от 3 марта 2014 г. № 114 «О проведении инвентаризации земельного фонда Кыргызской Республики». В случае отсутствия муниципальных земель, нужно готовить материалы для трансформации категории земель в порядке, установленном Законом КР «О переводе (трансформации) земельных участков», и вносить вопрос о трансформации на рассмотрение комиссии. Кроме того, необходимо заказать в соответствующем отделе архитектуры и строительства генеральный план населенных пунктов (сел) для четкого разграничения сел с землями лесного хозяйства.
ВОПРОС.
В айылном аймаке много споров по границам пастбищ, как нам решить эту проблему?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Согласно Закону «О пастбищах», границы пастбищ были установлены на основе границ бывших совхозов и колхозов с учетом границ существующих айылных аймаков (ст. 3). В случае наличия спорных участков в границах пастбищ, для правильного разрешения такого вопроса айылному кенешу необходимо обратиться к местной комиссии, образованной акимиатом, а в случае неразрешения данного вопроса местной комиссией, обратиться в областную рабочую группу либо в Государственную комиссию по установле-нию границ пастбищ. Следует помнить, что местные (районные) комиссии по установлению границ пастбищ уполномочены рассматривать вопросы,связанные с определением границ пастбищ айылного аймака. Областная рабочая группа, созданная для решения вопросов по установлению границ пастбищ, уполномочена рассматривать споры между органами местного самоуправления, касающиеся пастбищных границ, не разрешенные местными (районными) комиссиями. К компетенции Государственной комиссии по установлению границ пастбищ относится разрешение споров, не решенных местными комиссиями, образованными акимиатом либо областными рабочими группами.Про временное внеконкурсное замещение вакансии в айыл окмоту
ВОПРОС.
В айыл окмоту образовалась вакансия, можем ли мы взять на эту должность работника временно, до прохождения им конкурса, и можем ли выплачивать ему заработную плату?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
В случае образования вакансии, назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается (ст.74 Трудового кодекса). Допускается возложение исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего работника на другого работника, при этом продолжительность временного заместительства не может превышать трех месяцев. Поэтому глава айыл окмоту не может назначать на вакантную должность временно исполняющего работника, пока кандидат на эту должность не пройдет конкурс в порядке, установленном законодательством.Конкурс на замещение вакантной административной должности муниципальной службы проводится среди граждан, подавших заявление об участии в нем, в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной административной должности муниципальной службы Кыргызской Республики (утверждено Указом Президента КР от 28 июня 2006 года № 327).
Про испытательный срок
ВОПРОС.
Почему каждого работника нужно брать на работу с испытательным сроком? Обязательно ли назначать испытательный срок на три месяца?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Согласно статье 21 Закона КР «О муниципальной службе», испытательный срок назначается главой айыл окмоту для проверки профессиональных качеств специалиста, поступающего на муниципальную службу впервые и не имеющего стажа работы. Если работник имеет стаж муниципальной службы, то испытательный срок ему не назначается. Глава айыл окмоту может назначить его на муниципальную должность с испытательным сроком до трех месяцев с выплатой заработной платы по занимаемой должности. Итак, "новичкам", прошедшим конкурс, испытательный срок может быть назначен сроком от одного до трех месяцев.Если по истечении испытательного срока результат испытания будет признан неудовлетворительным, то муниципальный служащий может быть назначен на другую нижестоящую муниципальную должность либо уволен с муниципальной службы.Про штатного юриста айыл окмоту
ВОПРОС.
Имеет ли право глава айыл окмоту вводить в штатное расписание должность юриста?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Да. Согласно последним внесенным изменениям в постановление Правительства КР от 05.08.2011 года, № 451, штатная численность исполнительного органа МСУ – айыл окмоту - разделена на общие категории должностей, следующим образом: глава айыл окмоту, заместитель главы, ответственный секретарь, заведующий отделом, главный специалист, ведущий специалист, специалист.
Исходя из целесообразности и обоснованности, а также специфики айылного аймака, впредь наименование должностей в штатной численности айыл окмоту может быть установлено главой айыл окмоту в пределах общей численности штата айыл окмоту. В этой связи глава айыл окмоту может предусмотреть в штатной численности айыл окмоту отдельную должность юриста, с должностным окладом на уровне главного специалиста. Про статус председателя местного кенеша
ВОПРОС.
Является ли председатель айылного кенеша должностным лицом?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Согласно статье 21 Кодекса об административной ответственности КР (далее – КоАО), председатель айылного кенеша является должностным лицом, т. к. он наделен в установленном законом порядке специальными полномочиями для выполнения контрольно-надзорных функций в органах местного самоуправления. В случае невыполнения требований законодательства КР, он привлекается к административной ответственности, которая, в соответствии со статьей 400 КоАО, влечет наложение административного штрафа в размере 10 000 сомов, при повторном совершении административного правонарушения в течение года следует отстранение от занимаемой должности.
Про отмену решений айылным кенешем
ВОПРОС.
Могут ли депутаты айылного кенеша самостоятельно отменить постановления,принятые прежним составом?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Могут, если ранее принятое постановление противоречит вышестоящим нормам законодательства, но для этого нужно четко обосновывать, где, что и почему противоречит нормам законодательства.
ВОПРОС. Могут ли депутаты отменить решение главы айыл окмоту?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Не могут. Такая возможность законодательством не предусмотрена. Айылный кенеш, при обнаружении в решении главы айыл окмоту нарушения законодательства,может принять рекомендательное решение об отмене незаконного решения или приведении его в соответствие с законодательством.
ВОПРОС.
Может ли председатель кенеша единолично отменить постановление кенеша, если поступит протест от прокуратуры?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Не может. Айылный кенеш является коллегиальным органом, все его ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ решения принимаются коллегиально, следовательно, все незаконные решения кенеша, в случае поступления на них протеста, должны быть отменены на сессии коллегиально, большинством голосов от общего числа депутатов, либо приведены в соответствие с законодательством путем внесения поправок в него, также путем коллегиального решения.
ВОПРОС.
Кто несет ответственность за незаконное решение айылного кенеша, принятое давно и давно вступившее в законную силу? Должен ли торага единолично отвечать за то, что подписал постановление (хотя торага может проголосовать против, но решение может быть принято, если большинство депутатов проголосуют «за») или должны отвечать все депутаты? Почему в подобных ситуациях сотрудники прокуратуры стремятся привлечь к ответственности председателя кенеша за то, что он подписал незаконное постановление?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Согласно законодательству КР, местный кенеш является выборным коллегиальным органом, все его решения, оформляемые в виде постановления, принимаются путем  голосования. Решение айылного кенеша по тому
или иному вопросу считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов от их общего числа. В случае принятия незаконного решения, торага не должен нести единоличную ответственность за коллегиально принятое решение, если даже принятое решение противоречит законодательству. В таком случае айылный кенеш, по протесту органов прокуратуры, по решению суда или самостоятельно, должен отменить принятое решение или привести его в соответствие с законодательством путем внесения изменений. Торага может голосовать «против», но если большинство депутатов проголосуют «за», то он обязан подписать принятое решение и принять меры по его реализации. В случае причинения ущерба этим постановлением, айылный кенеш должен отвечать в целом как самостоятельное юридическое лицо.
ВОПРОС.
Если отмена решения кенеша по протесту прокуратуры влечет за собой материальные убытки (например, выполнены какие-то работы, кому-то выделены определенные ресурсы), не нарушает ли это права и интересы граждан Что делать с затратами, которые были произведены для исполнения этого незаконного решения?
ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ.
Прежде, чем выносить акт реагирования (давать протесты, предостережения, предписания),прокуратура тщательно изучает ситуацию, наступившие последствия от ранее принятого незаконного постановления, и только потом принимает решение. Если есть затраты, то вопрос передается в суд с рассмотрением возмещения затрат. Если нет серьезных последствий, то выносим акт прокурорского реагирования для отмены незаконного постановления.Про совмещение должностей с депутатским мандатом
ВОПРОС. Может ли депутат совмещать депутатскую работу с должностью директора школы, если он стал директором после избрания его депутатом айылного кенеша?
ОТВЕТ СОТРУДНИКА ПРОЕКТА ГГПОМСУ.
Депутат не может совмещать депутатский мандат с должностью директора, если он во время избрания его депутатом не был директором школы, но стал директором школы после вступления в силу изменения в Закон «О местном самоуправлении», касающийся запрета на совмещение депутатского мандата с должностью директора школы. Поэтому этот гражданин должен либо уволиться с работы и оставаться депутатом, либо сдать депутатский мандат и работать директором школы, поскольку закон вступил в силу до назначения его директором школы. Если гражданин, являясь директором школы, избран депутатом местного кенеша, до вступления в силу ограничивающей нормы закона, то продолжает оставаться депутатом и директором школы,поскольку закон был принят и вступил в силу после завершения выборной кампании, действие закона не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.
ВОПРОС.
Может ли председатель жайыт комитета совмещать свою работу с депутатской должностью, если он является подотчетным лицом?
ОТВЕТ СОТРУДНИКА ПРОЕКТА ГГПОМСУ.
Председатель жайыт комитета имеет право совмещать свою работу с депутатской должностью,т.к. согласно требованиям статьи 22 Закона КР «О местном самоуправлении», не могут совмещать свою профессиональную работу с депутатской должностью муниципальные и государственные служащие, если они подотчетны айылному кенешу,депутатом которого они являются.В данном случае председатель жайыт комитета не является государственным или муниципальным служащим, хоть и является подотчетным лицом. Поэтому председатель жайыт комитета имеет право совмещать свою работу с депутатскими полномочиями.М