Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Накен Касиев: наша задача - работать с людьми, оставаясь перед ними в ответе

2013-04-30 / Горячая тема
Накен Касиев: наша задача - работать с людьми, оставаясь перед ними в ответе

Интервью с Директором ГАМСУМО при Правительстве КР Касиевым Н.К.

Накен КАСИЕВ – личность в стране известная, однако для МСУ он человек новый. Его назначение руководителем Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтническим отношениям при Правительстве КР было для многих неожиданным. Несмотря на загруженность, – Накен Касиевич вникает в дела новой для себя сферы деятельности – он согласился дать свое первое интервью в новом качестве журналу «Муниципалитет».
 
– Почему вновь возникла необходимость создания специализированного государственного уполномоченного органа по вопросам местного самоуправления? Что заставило власти поменять решение?
 
– Совершенно бесспорно, что для успешного развития регионов необходима истинно государственная забота. Об этом говорит и мировая практика, насчитывающая около 200 моделей местного самоуправления. В каждой из них существует своя система местного управления и государственной опеки. В одних странах общий контроль – в руках центрального правительства. Во Франции, Италии, например, этим вопросом ведает Министерство внутренних дел, в Японии – Министерство по делам местного самоуправления, в Великобритании – Министерство охраны окружающей среды, в Филиппинах – Министерство внутренних дел и местного самоуправления. И мы практиковали различные варианты взаимоотношений государства с органами МСУ. Вспомните, была в нашем правительстве должность – министр без портфеля, затем появилось Национальное агентство по делам местного самоуправления, которое было преобразовано в Госагентство по строительству и региональному развитию. По-разному складывалось отношение центра к регионам. Были времена, когда на самом верху форсировали реформирование МСУ, затем наступало затишье. Органы местного самоуправления, заинтересованные в их развитии международные и отечественные неправительственные организации чувствовали существенное ослабление внимания и интереса центральной власти к вопросам регионального развития.
 
Между тем сама жизнь подсказала, что в стране необходим самостоятельный уполномоченный государственный орган, ведающий этими вопросами. Поэтому выход в свет постановления Правительства КР от 5 марта 2013 года, №109 об образовании Госагентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве, вместо Госагентства по строительству и региональному развитию, общество восприняло как закономерный шаг.
 
– Как бы Вы оценили современную ситуацию в сфере местного самоуправления?
 
– Данный институт молод, и требуется много времени, сил и средств на его усовершенствование. Проблемы есть как в области законотворчества, так и в правоприменении, много нерешенных вопросов, связанных с укреплением финансово-экономической базы и в повышении человеческого потенциала. Органам МСУ не хватает самостоятельности, компетентности, ответственности, инициативности и активности. Но все эти трудности решаемы, требуется только приложить усилия и проявить добрую волю.
 
Хочу заметить, что это задача не только нашего агентства, но всей государственной системы. Большая часть населения Кыргызстана проживает в регионах, мы всегда должны помнить об этом: работая с людьми, выслушивая все их запросы, оставаться перед ними в ответе за все государство. В этом направлении мы и будем двигаться, несмотря на то, что возможности нового агентства по осуществлению комплексного подхода в развитии местного самоуправления скромнее, а функции урезаны по сравнению с НАМСУ.
 
Положение об Агентстве еще пока разрабатывается. Но уже ясно, что оно будет выступать в роли государственного органа исполнительной власти, реализующего политику в сфере местного самоуправления и межэтнических отношений. Планы и задачи в этой сфере на предстоящие 5 лет четко обозначены в Национальной стратегии устойчивого развития страны до 2017 года, а также в разрабатываемой сейчас Стратегии развития местного самоуправления.
 
– Давайте еще раз пройдемся по их основным разделам.
 
– Это совершенствование организационно-правовых основ местного самоуправления, разграничение функций, полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, а также делегирование МСУ некоторых государственных полномочий. Требуется пристальное внимание обратить на оказание муниципальных услуг, улучшить межбюджетные отношения, обеспечить финансовую устойчивость местного самоуправления и эффективное управление ресурсами.
 
Особое место отводится повышению ответственности и роли глав органов МСУ, совершенствованию форм их отчетов перед местным сообществом и депутатами местных кенешей. В сфере межэтнических отношений я бы выделил необходимость совершенствования законодательной базы. Сегодня поставлена задача: реализовать государственную политику по формированию общегражданской идентичности и обеспечению национального единства путем консолидации всех этнических сообществ при сохранении культурного наследия народов. Это очень важный момент. Только сообща мы сможем создать условия для воспитания гражданского патриотизма, укрепления межэтнического согласия и толерантности, нетерпимости к любым формам насилия и дискриминации.
 
– В свое время вопросы муниципальной службы были переданы ГКС. Как новое Агентство собирается влиять на развитие этой службы?
 
– Знакомый всем тезис «кадры решают все» сегодня не только популярен, но и актуален. Происходит смена поколений и связанная с этим наметившаяся в последние десятилетия тенденция снижения качества подготовки специалистов в вузах. Скромное вознаграждение за труд делают профессию муниципального служащего малопривлекательной и совсем не престижной. Если в этом вопросе ничего не изменится, то ждать позитивных перемен в сфере МСУ не приходится.
 
Госагентство по строительству и региональному развитию, лишившись функций решения кадровых вопросов местного самоуправления, все равно занималось повышением квалификации сотрудников органов МСУ. В 2012 году при помощи и содействии таких международных организаций, как представительство ОБСЕ в Кыргызстане, Фонд «Сорос-Кыргызстан», USAID, мы провели ряд семинаров и тренингов в Баткенской, Джалал-Абадской, Ошской и Чуйской областях. И во всех этих мероприятиях поддержку нам оказывал Институт политики развития. Благодаря американскому агентству по развитию, группа специалистов МСУ смогла принять участие в обучающем туре по Чехии. Эту практику мы собираемся продолжить, более того, расширить программу обучения служащих, включив в нее проблемы развития межэтнических отношений. Конечно, тут возникает вопрос: «Целесообразно ли проводить кадровую работу врозь двумя ведомствами?Не дублируем ли мы друг друга?». К кому перейдут эти функции, думаю, покажет будущее. Сейчас не время, как говорится, качать права. Нужно работать, причем напряженно, засучив рукава.
 
– Кыргызстан – многонациональная страна. Между тем до недавних пор мы не особо акцентировали внимание на состоянии межэтнических отношений. Но, видимо, давно пора было это делать. Ваше мнение?
 
– Более 65 процентов кыргызстанцев проживает в сельской местности, среди них и представители многих этносов. Какие-либо вопросы, связанные с межэтническими отношениями, возникают из-за нерешенных проблем в регионах. Зная об этом, правительство и Жогорку Кенеш создали специальное Агентство, которое будет заниматься развитием местного самоуправления и параллельно укреплением межэтнического согласия.
 
Для этого необходимо, чтобы представители разных диаспор были представлены в органах местного самоуправления и принимали активное участие в решении проблем местного регионального развития.
 
Перед Агентством очерчен круг задач, которые предстоит решить. Кроме вышеперечисленных, это и усиление роли МСУ приграничных территорий, налаживание связи с побратимами – городами и селами, партнерские отношения с международными и неправительственными организациями и СМИ. Мы открыты к диалогу и конструктивному сотрудничеству.

 

Похожие материалы: