Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О полномочиях местного кенеша

2023-07-01 / Юридическая консультация

На вопросы органов МСУ отвечают специалисты Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики и Академии местного управления Центральной Азии.

ВОПРОС: Вправе ли депутаты местного кенеша потребовать от муниципальных служащих предоставления персонального отчета?

ОТВЕТ: Нет, не вправе. Муниципальные служащие не обязаны отчитываться перед местным кенешем, таких требований законодательство не содержит. Муниципальные служащие отчитываются перед своим непосредственным руководством за квартал, полугодие, год. Местный кенеш (айылный кенеш) заслушивает только отчет главы исполнительного органа (айыл окмоту). Соответствующие территориальные организации, учреждения приглашаются на сессию местного кенеша и предоставляют требуемую информацию, но не отчеты. Муниципальные служащие могут быть приглашены депутатами для предоставления информации, связанной с их работой. Поэтому в повестку может быть внесен вопрос о заслушивании информации муниципального служащего, но не отчет. 

ВОПРОС: Может ли депутат использовать бланк местного кенеша?

ОТВЕТ: У депутата местного кенеша должен быть персональный депутатский бланк соответствующего местного кенеша. Депутат не может использовать общий бланк местного кенеша, поскольку на этом бланке выпускаются коллегиально принятые решения кенеша. Статус депутата местного кенеша установлен Конституцией Кыргызской Республики и специальным Законом КР «О статусе депутата местного кенеша». Депутат местного кенеша имеет право обращаться с депутатским запросом, запрашивать информацию. Бланк депутата указывает на статус депутата. Письма и обращения, изложенные на депутатском бланке, являются депутатским запросом или депутатским вопросом. Для бланка депутата не требуется ИНН, в нем указывается адрес места работы депутата, электронная почта и номера телефонов. Каждый бланк имеет специальный номер. Для того чтобы посторонние лица не использовали бланк, каждое письмо на бланке регистрируется в специальном журнале. Бланк местного (айылного) кенеша используется для документов, направляемых от имени всего кенеша, но не от имени отдельного депутата. 

ВОПРОС: Может ли Торага местного кенеша направлять письма с поручениями в адрес сотрудников айыл окмоту или председателей постоянных комиссий местного кенеша?

ОТВЕТ: Торага не может отписывать письма с резолюцией и давать поручения сотрудникам айыл окмоту, поскольку айыл окмоту не является органом местного кенеша. Айыл окмоту – самостоятельное юридическое лицо, исполнительный орган местного самоуправления. Торага должен направить официальное письмо главе айыл окмоту, в котором указано, что письмо направлено на рассмотрение айыл окмоту, для решения вопроса по существу. В письме также можно попросить айыл окмоту информировать о принятых мерах. Одновременно направляется письмо владельцу обращения или заявления, в котором содержится информация о направлении его письма главе айыл окмоту для рассмотрения, можно к нему прилагать копию письма главе айыл окмоту. После поступления ответа от айыл окмоту данный ответ направляется заявителю. 

А вот постоянным комиссиям местного кенеша торага может направить письмо с поручением или резолюцией, поскольку постоянные комиссии являются органами местного кенеша.

ВОПРОС: Может ли депутат местного кенеша самостоятельно сделать депутатский запрос, не обсуждая его на сессии местного кенеша? 

ОТВЕТ: Не может. Депутатский запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме, запрос подлежит включению в повестку дня сессии местного кенеша, в отношении запроса проводится обсуждение и принимается решение. Председатель местного кенеша направляет текст запроса в адрес соответствующего органа или должностного лица, к которым он обращен. Орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны в установленный местным кенешем срок дать устный или письменный ответ. Ответ на запрос рассматривается на сессии местного кенеша. 

Однако следует помнить, что, согласно статье 11 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», понятия «депутатский запрос» и «депутатский вопрос» различаются. Депутатский вопрос – это средство получения депутатом информации или разъяснения по той либо иной проблеме. Депутат местного кенеша может задать вопрос самостоятельно. Ответ на вопрос может быть оглашен на сессии местного кенеша или дан депутату в индивидуальном порядке. Депутатский вопрос не включается в повестку дня сессий, не обсуждается и решение по нему не принимается.

ВОПРОС: Депутаты местного кенеша приняли постановление о размере штрафов за выброс мусора в неположенном месте в размере 1500 сомов, не противоречит ли это Кодексу КР о правонарушениях? 

ОТВЕТ: Противоречит. Местные кенеши не вправе самостоятельно определять размер и устанавливать штрафные санкции за определенные нарушения, на это у них нет полномочий, предусмотренных законодательством. Штраф – это мера государственного взыскания, налагаемая на лицо, виновное в совершении правонарушения, параметры меры устанавливаются законодательством Кыргызской Республики. 

В статье 115 Кодекса КР о правонарушениях предусмотрена ответственность за выброс, сжигание мусора в неустановленных местах. Штраф за вышеуказанное правонарушение налагается комиссией органов местного самоуправления, наделенных полномочиями рассматривать дела о правонарушениях.

ВОПРОС: Относятся ли к компетенции местного кенеша вопросы регулирования работы пригородных и междугородных автомобильных перевозок пассажиров, в том числе тарифы перевозок? 

ОТВЕТ: Нет, не относятся. Хотя пункт 2 статьи 11 Закона Кыргызской Республики «Об автомобильном транспорте» установил, что тарифы на пассажирские перевозки на автомобильном транспорте общего пользования устанавливаются местными органами самоуправления, данный пункт не раскрывает полномочия органов МСУ в отношении отдельных видов перевозок пассажиров: междугородных, пригородных или городских. Поэтому следует обратить внимание на статью 13 данного Закона, согласно которой вопросы регулирования междугородных и пригородных автомобильных перевозок относятся к компетенции уполномоченного государственного органа в сфере транспорта (кроме городов Бишкек и Ош). Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного само-управления» четко устанавливает полномочия органов МСУ в сфере организации общественного транспорта. В частности, в соответствии со статьей 27 указанного Закона, к ведению органов МСУ относятся вопросы обеспечения функционирования муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов. 

Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование работы пригородных и междугородных автомобильных перевозок пассажиров, в том числе тарифов перевозок не относится к компетенции органов местного самоуправления.

ВОПРОС: Могут ли депутаты айылного кенеша выразить недоверие заведующему финансово-экономического отдела (далее – ФЭО) айыл окмоту из-за низкой эффективности его работы?

ОТВЕТ: Могут выразить недоверие, но не могут уволить. Заведующий ФЭО айыл окмоту является  муниципальным служащим, он назначается на должность приказом (распоряжением) главы айыл  окмоту, освобождается с работы по инициативе  главы айыл окмоту в случаях, предусмотренных  в статье 83 Трудового кодекса Кыргызской Республики.  Согласно части 13 статьи 37 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», в случае выражения недоверия местным кенешем муниципальному служащему, этот служащий может быть освобожден от занимаемой должности по инициативе органа местного самоуправления. Местный кенеш является представительным органом местного самоуправления и его взаимодействие с исполнительным органом местного самоуправления должно осуществляться в определенных законом границах. 

Разумеется, айылный кенеш может выразить недоверие муниципальному служащему, опираясь на пункт 10 статьи 37 вышеназванного Закона КР. Однако окончательное решение принимает глава айыл окмоту: работодателем является глава айыл окмоту и только он имеет право уволить с работы муниципального служащего.