Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О земле

2023-05-15 / Юридическая консультация

На вопросы органов МСУ отвечают специалисты Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики и Академии местного управления Центральной Азии.

ВОПРОС: Может ли айыл окмоту принудить собственника земельного участка разрешить на его земле устройство объекта инфраструктуры, например, прокладку водопроводных труб?

Да, такая возможность законодательством предусмотрена и называется она «сервитут». Сервитут – это право лица на ограниченное целевое пользование земельным участком, находящимся в собственности или в пользовании у другого лица. Например, для обеспечения доступа к своей собственности хозяину недвижимости нужно проходить через чужой участок. В этом случае устанавливается сервитут для прохода – ограниченного пользования. Сервитуты бывают добровольные и принудительные. Согласно ст. 53 Земельного кодекса КР, сервитут может устанавливаться по соглашению сторон (добровольный сервитут) или, в случае необходимости, на основании решения уполномоченного органа (принудительный сервитут). В данном случае речь идет о принудительном сервитуте, который возникает по решению уполномоченного органа. Данные полномочия есть у айыл окмоту, так как, согласно ст. 13 Земельного кодекса КР, предоставление земельного участка в собственность и в пользование подлежат ведению айыл окмоту.

Добровольный сервитут устанавливается по решению сторон и оформляется в виде договора. Принудительный сервитут айыл окмоту может установить для обеспечения:

  • 1) доступа к земельному участку, если другой доступ невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов;
  • 2) прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, теплоснабжения, мелиорации и других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления принудительного сервитута.

При этом решение айыл окмоту, предусматривающее установление сервитута, а также отказ собственника от сервитута, могут быть обжалованы в суде.

Важно отметить, что установление сервитута  влечет за собой возмещение убытков (в случае их возникновения). Так, ст. 57 Земельного кодекса КР установила, что убытки, причиненные собственнику земельного участка или землепользователю установлением принудительного сервитута, подлежат возмещению лицом, в интересах  которого устанавливается сервитут. То есть,  если в результате организации прохода через чужую территорию возникнут убытки, возмещать их будет тот, кому нужен данный проход. А если принудительный сервитут предоставляется для прокладки магистральных  водопроводных труб, то возмещать убытки будет поставщик услуги водоснабжения, например, муниципальное предприятие. При этом размер убытков определяется уполномоченным органом, а в случае несогласия собственника земельного участка или землепользователя – судом. А собственник земельного участка или землепользователь, земельный участок которого обременен принудительным сервитутом, вправе  вместо возмещения убытков потребовать от  лица, в интересах которого установлен сервитут, соразмерную плату.

Сервитут сохраняется в случае передачи, перехода прав на земельный участок, но не  может быть самостоятельным предметом купли-продажи. 

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника земельного участка или землепользователя пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему правом на земельный участок.

ВОПРОС: На каком основании может быть предоставлен участок земли, в дополнение к ранее предоставленному участку (для организации этнокомплекса)?

В данном случае дополнительный земельный участок может быть предоставлен путем прямой продажи, если это установлено в Положении о порядке и условиях возмездного предоставления прав собственности или аренды на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Такое положение должно быть принято каждым органом МСУ на основании типового положение, утвержденного Постановлением Правительства КР № 571 от 23 сентября 2011 года. Согласно типовому положению, решение о прямой продаже должна принять комиссия по предоставлению прав на земельные участки. В состав комиссии включаются представители айыл окмоту, органов градостроительства и архитектуры, регистрации прав на недвижимое имущество, общественности, некоммерческих и иных организаций. Состав комиссии утверждается исполнительным органом местного самоуправления.

В случае принятия комиссией решения о предоставлении земельного участка путем прямой продажи комиссия определяет: вид права, в соответствии с которым предоставляется земельный участок (собственность, аренда); способ предоставления права на земельный участок (прямая продажа); стартовую стоимость земельного участка (на основе заключения независимых оценщиков).

Прямая продажа проводится комиссией в течение 15 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении земельного участка путем прямой продажи. Айыл окмоту в течение 3 рабочих дней с момента принятия комиссией решения о предоставлении земельного участка путем прямой продажи обязан уведомить заявителя о дате и месте проведения прямой продажи и направить ему информационный пакет.

Прямая продажа проводится комиссией путем переговоров с заявителем относительно стоимости предоставляемого земельного участка. В ходе переговорного процесса комиссия вправе повысить или понизить стартовую стоимость земельного участка в пределах 20 процентов от оценочной стоимости.

Заявитель вправе отказаться от приобретения земельного участка на любой стадии переговоров.

Решение комиссии о предоставлении земельного участка путем прямой продажи оформляется в виде протокола.

ВОПРОС: Многие граждане Кыргызстана получили в свое время земельные наделы. Однако с тех пор выросло новое поколение кыргызстанцев. Могут ли они также получит земельные доли?

Этот вопрос возникает у многих – как граждан, так и органов МСУ. Действительно, в 1994 году было принято Постановление Правительства Кыргызской Республики № 632 «Об утверждении положений о проведении земельной и аграрной реформы», согласно которому земли в существующих юридических границах колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий подлежали разделу на земельные доли для предоставления: а) лицам, постоянно работающим в сфере сельскохозяйственного производства и проживающим в данном хозяйстве, ушедшим на пенсию (проработавшим и проживающим в данном хозяйстве), инвалидам, ставшим ими в период работы в этих хозяйствах; б) лицам, постоянно проживающим в хозяйстве и работающим в сфере здравоохранения, водного хозяйства, образования, бытового обслуживания, торговли, культуры и агрозооветхимтехсервиса, обслуживающим сельское хозяйство; в) по решению членов трудового коллектива лицам (выходцам из данного хозяйства), работавшим за пределами данного хозяйства и вернувшимся на постоянное место жительства.

Процесс продолжался до 2001 года, и в результате было выдано больше миллиона свидетельств на право пользования земельной долей. Дальше стало возможным только получение земли в аренду из Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий.

Нужно понимать, что земля – это не бесконечный ресурс, новые площади земли не появились, бесконечно раздавать земли невозможно. Историческая справедливость заключается в том, что представители нынешнего поколения, претендующие на землю, являются наследниками людей, получивших землю в 90-е годы прошлого столетия. Поэтому вопрос должен рассматриваться внутри каждой семьи и между ее поколениями.

ВОПРОС: В ходе переговоров инвестор настаивает на предоставлении ему в аренду земельного участка сроком на 49 лет. Может ли орган МСУ сам определить срок долгосрочной аренды, например, на 30 лет?

Может, если речь идет о срочном (временном) пользовании земельным участком. Собственник вправе самостоятельно определить срок аренды в пределах 50 лет (10, 20, 30 лет и т. д.), поскольку 50 лет – это верхний предел срока долгосрочного пользования. 

Также нужно учитывать, что органами местного самоуправления могут быть приняты местные нормативные акты, устанавливающие конкретные сроки и условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Сроки могут быть установлены в Положении о порядке и условиях возмездного предоставления прав собственности или аренды на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Такое положение должно быть принято каждым органом МСУ на основании типового положения, утвержденного Постановлением Правительства КР № 571 от 23 сентября 2011 года.

Другим важным обстоятельством, влияющим на срок аренды, является вид собственности на земельный участок и его категория. Так, земли сельскохозяйственного назначения из Государственного фонда сельскохозяйственных угодий предоставляются в аренду на пять лет. Однако срок может составить 20 лет в отношении богарной пашни; земель, занятых многолетними насаждениями; земель для ведения семеноводческого, племенного, экспериментального хозяйства, научно-исследовательских, опытно-селекционных, сортоиспытательных работ и сельскохозяйственных кооперативов. Чтобы получить результат от использования таких земель пяти лет недостаточно, поэтому законодатель установил срок продолжительностью 20 лет.

Также до 20 лет могут передаваться гражданам и  юридическим лицам Кыргызской Республики права на пользование малопродуктивными пастбищами для освоения и ведения сельскохозяйственного  производства. Однако в отношении данной категории земель сначала необходимо изменить их целевое назначение в установленном порядке и включить их в состав земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий. По истечении 20 лет, по согласованию сторон, сроки пользования земельным участком могут быть продлены.