Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Женщины в кенешах: уроки выборов и взгляд в будущее. Результаты исследования

2021-10-04 / Депутатские истории
Женщины в кенешах: уроки выборов и взгляд в будущее. Результаты исследования

Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала «Муниципалитет», по заказу Проекта USAID «Жигердуу жарандар»

Проект "Формирование позитивного отношения к женщинам-депутатам местного кенеша", финансируемый через Проект USAID "Жигердуу жарандар", провел исследование, направленное на выявление факторов, влияющих на уровень вовлеченности женщин в процессы принятия решений на местном уровне. Знание этих факторов, как мотивирующих, так и сдерживающих, способствует пониманию того, с какими препятствиями сталкиваются женщины на местном уровне и создание каких благоприятных условий необходимо большей активизации женщин.

Всего в исследовании приняли участие 164 женщины, включая 142 респондента опроса и 22 участницы фокус-группы. Благодаря применению онлайн-анкеты, удалось обеспечить представленность почти всех регионов Кыргызстана. 85% респондентов-участниц исследования являются депутатами местного кенеша. Остальные либо ранее были депутатами местного кенеша прошлых созывов (3%), либо готовятся стать депутатами (6%). 6% респондентов ответили, что не имеют к кенешу прямого отношения, однако занимают активную гражданскую позицию. Возраст респондентов колебался от 24 до 70 лет, но большая их часть пришлась на возрастную группу от 40 до 56 лет, поскольку основная часть женщин-депутатов в Кыргызстане также относится к этой возрастной группе. 

Выводы исследования помогут понять важные "точки входа" для поддержки женского лидерства и чья роль в поддержке женского лидерства самая важная. На основании данных выводов и наблюдений исследования важно будет разработать доказательную базу для принятия решений в будущем, ведь через 4 года вновь будут проводиться выборы депутатов местного кенеша и вновь будут стоять вопросы, как продвигать женское лидерство на местном уровне.

Принимая решение о политическом участии, женщины стремятся заниматься не только социальными, но и экономическими и инфраструктурными проблемами своего сообщества

Исследование пыталось найти ответы на вопросы: какие мотивы движут женщинами, когда они принимают решение об участии в выборах, какие цели они ставят перед собой? Подтвердилось распространенное и в общем справедливое мнение о том, что женщины стремятся решить, в первую очередь, социальные проблемы и вопросы своего сообщества – именно эти задачи ставили перед собой 65 процентов респонденток опроса. Но женщины не намерены ограничиваться только социальными вопросами, так, 62 процента задались целью улучшить экономическое положение земляков, содействовать экономическому росту аймака. Оба показателя, представленные на диаграмме 1, говорят о том, что женщины сбалансированно расставляют приоритеты, правильно понимают роль депутата местного кенеша. Немногим меньшее количество женщин – 56 процентов – уверены, что, став депутатами, они смогли бы решить застарелые, годами не решаемые инфраструктурные проблемы своего сообщества, села, муниципалитета, среди которых вопросы снабжения питьевой водой, ремонт дорог и тому подобное.

Диаграмма 1. Рейтинг причин, руководствуясь которыми женщина принимает решение участвовать в выборах

Диаграмма 2. Степень влияния внутренних и внешних факторов на решение женщины принимать участия в выборах

Каждая третья женщина – 35 процентов – ставила более специфичную задачу борьбы с коррупцией и способствования эффективному и рациональному использованию средств местного бюджета.  

А вот варианты ответов из разряда «воспользоваться ситуацией» оказались в разы менее популярными. Так, просто воспользоваться квотой решили 20 процентов женщин, и только 10 процентов лишь ответили на призыв, доверие своих земляков, которые предложили им выдвинуть свою кандидатуру.

Уверенность в себе и обладание знаниями намного важнее для женщин, чем внешняя среда

Решение об участии в местном самоуправлении в качестве депутатов местных кенешей подавляющее большинство женщин – 81 процент – принимает под влиянием внутренних факторов (диаграмма 2). Решение в пользу политического участия женщина принимает в том случае, если она уверена в себе, если считает, что ее социальная роль не должна ограничиваться только семейными обязанностями, и если у нее есть достаточно, по ее мнению, знаний, чтобы принимать решения не только в отношении своей собственной жизни, но и в отношении села или сообщества. И только для одной из пяти женщин решающее значение имеют внешние факторы – мнения окружающих, политика государства. И если общество признает, что политическое участие женщин должно расширяться, воспитательные и просветительские усилия должны быть направлены на решение трех основных задач: образование женщин; вывод их за границы одной только семейной роли; повышение самооценки, уверенности в себе путем развития «мягких навыков».

Учитывая, что именно внутренние факторы стали решающими в отношении готовности женщин участвовать в выборах, необходимо более детально разобраться, каких именно навыков, умений и знаний или других условий недостаточно женщине, чтобы более уверенно принять решение в пользу политического участия. На первое место в этом рейтинге вышли качества, которые формируют уверенность в себе, – навыки лидерства, убеждения, публичных выступлений, общения с различными аудиториями. Именно в этих навыках испытывало потребность наибольшее количество женщин – 67 процентов. Это был предсказуемый результат. 

На втором месте исследователи ожидали увидеть потребность в знаниях законов и практики их применения. И действительно, эта потребность оказалась в числе лидирующих, но заняла только третье место, уступив второе место совершенно иному навыку – умению правильно планировать свое личное время. Как оказалось, женщине нелегко совместить семейную и социальную (политическую) роли, но не только в силу большей, чем у мужчин нагрузки в семье, но и в силу неэффективного управления своим бюджетом времени – так, многие женщины осознают неэффективные затраты времени на социальные сети, просмотр видео в Интернете, общение с подругами и родственниками по телефону. Четвертым по значимости набором знаний стала финансовая и бюджетная грамотность.

Остальные предложенные варианты – знакомства с нужными людьми, компьютерные навыки, общий кругозор – набрали не такое существенное количество голосов – только 13-14 процентов. А вот смелости, инициативности, решительности у женщин, как выяснилось, в  достатке, поскольку смелыми, инициативными и решительными себя ощущают 94 процента  опрошенных женщин. 

Диаграмма 3. Рейтинг внутренних условий и качеств, недостаток или отсутствие которых мешают женщине принять решение о политическом участии

В борьбе со своими внутренними страхами и неуверенностью женщина нуждается в поддержке окружения. Респонденткам опроса был предложен широкий выбор категорий заинтересованных лиц, которые могли бы оказать поддержку женщины, выбравшей путь в депутаты. В числе этих лиц были предложены трудовые коллективы, аксакалы, женские советы, официальные лица (чиновники), друзья в социальных сетях и религиозные лидеры. Как видно из диаграммы 2, решающее значение для женщины имела поддержка семьи – супруга, детей и других родственников.

Диаграмма 4. Рейтинг заинтересованных сторон, чья поддержка наиболее важна для женщины, принявшей решение участвовать в выборах

Ближайшее окружение и внутренние факторы мешают бороться с внешними проблемами

Результаты исследования однозначно подтвердили, что внутренние факторы не только останавливают женщину в процессе принятия решения о политическом участии, но и мешают ей реализовать свое право на участие уже после того, как решение принято (диаграмма 5).

Диаграмма 5. Рейтинг проблем, которые мешают женщинам активно принимать участие в политической и общественной жизни на местном уровне

Анализ выявил три основные группы факторов, которые мешают женщине реализовать свое право на участие. В первую группу входят запреты родственников (членов семьи, мужа, свекрови) и негативное мнение сообщества в отношении политических прав женщин (менталитет), которые чаще всего назывались как основные проблемы и препятствия для женщин – на них указали более 40 процентов опрошенных женщин. Почти столько же столкнулись с открытым противостоянием мужчин (мужчины препятствовали женщинам в проведении агитационной кампании, выступали против 30%-ной квоты для женщин и тому подобное). Принимая решение о реализации своих политических прав, участии в выборах, женщины ждут поддержки, в том числе от других женщин. Так, 36 процентов женщин отметили, что им не хватает союзниц – женщин, с которыми можно обменяться опытом, спросить совета. 

Во вторую группу негативных условий, в которых женщина принимает решение о реализации своих политических прав, вошли препятствия национального масштаба: недостаток образования и информации (31%), отсутствие поддержки со стороны государства (28%), перегруженность домашними обязанностями (27%). Здесь же фактор противостояния со стороны женщин – каждая четвертая женщина столкнулась с противодействием женщин (публичное унижение, распускание слухов и тому подобное).

Финансовые вопросы, недостаток официальной поддержки на местном уровне назывались в качестве проблем на порядок меньше и составили третью – минимальную группу проблем, которые набрали от нуля до 15 процентов голосов.

От кого и почему женщины получили поддержку на выборах?

Во время предвыборной кампании весной 2021 года исследователям приходилось сталкиваться с мнениями женщин-кандидаток в депутаты о том, что негативное отношение к себе они чаще встречают со стороны женщин, чем мужчин. Однако данные опроса этого не подтверждают (диаграмма 6). Две трети опрошенных женщин считают: женщин-кандидаток на выборах поддерживают оба пола в равной степени, а треть респонденток больше поддержки получили со стороны женщин. 

Диаграмма 6. Половой состав поддерживающего женщин электората

В разрезе возраста поддерживающего электората большинство женщин (69%) также ощутили поддержку со стороны обеих возрастных категорий – молодежи и людей старшего поколения (диаграмма 7). Большую поддержку со стороны молодежи почувствовала каждая пятая женщина, со стороны людей в возрасте – только каждая десятая. Получается, что, хотя большинство женщин не ощутили разницы в отношении к ним электората в разрезе возраста, все же женщин, ощутивших поддержку молодежи, было в два раза больше, чем тех, кого поддержали старшие группы.

Почему же женщины, избранные депутатами местных кенешей, получили поддержку мужчин и женщин разных возрастов? Среди экспертов по гендерному равенству существует мнение о том, что в сообществах доминирует стереотип, согласно которому женщин-политиков сельские избиратели видят исключительно на социальной работе, но не замечают их политического потенциала. Однако сами женщины считают, что получали поддержку на выборах по другим причинам.

Диаграмма 7. Возрастной состав поддерживающего женщин электората 

Больше половины респонденток полагают, что женщины получили поддержку на местных выборах, поскольку избиратели считают женщин более объективными и справедливыми политиками, чем мужчин; уверены, что женщины стараются учесть все мнения (диаграмма 8). Почти половина респонденток уверена, что решающим фактором стал половой состав избирателей: среди тех, кто приходит голосовать, женщин больше, поэтому женщины проголосовали за женщин. Треть респонденток убеждена, что женщины более тщательны, внимательны и терпеливы в своей ипостаси депутата, всегда стремятся дойти до сути проблемы, разобраться в причинах и устранить их, довести дело до конца, тогда как мужчины могут бросить вопрос, решение которого затягивается, переключаются на другие дела, не завершив ранее начатые. 

Почти никто не считает, что предвыборные программы кандидатов-женщин были в чем-то лучше, чем программы кандидатов-мужчин. Очень мало респонденток поддержали версии о том, что кандидаты-женщины получили поддержку, поскольку способны навести чистоту в селах и искоренить насилие в отношении женщин. Относительно равное количество участниц опроса – от 21 до 26 процентов – согласились с версиями, что поддержка кандидатов-женщин была обусловлена их способностью решать социальные проблемы, управлять хозяйством («управлять селом, как своим домом»), отсутствием склонности к коррупции и решению личных вопросов с помощью депутатского мандата.

Диаграмма 8. Рейтинг причин, по которым женщины получили поддержку на выборах

Вывод заключается в том, что миф об исключительно «социальной» специализации женщин в местных кенешах не подтвердился. Сами женщины считают, что получили поддержку на местных выборах не потому, что земляки видят их предназначение в решении социальных вопросов, а потому, что больше доверяют женщинам.

Формальные и неформальные условия выборов: законы хороши, но их не знают и не соблюдают 

По результатам выборов женщины подтверди-ли, что законодательно установленная квота для обоих полов имеет существенное значение и в целом выборное законодательство удовлетворяет граждан – около половины опрошенных женщин считает, что пробелов в законах вообще нет. При этом женщины признаются, что проблема заключается в отсутствии у депутатов-женщин знаний о законах. Две из трех женщин отмечают  недостаточное знание законов у себя или коллег  (55% говорят, что женщины в целом плохо знают законы, а 12% признаются откровенно, что не знают законов, см. диаграмму 9).

Диаграмма 9. Мнения женщин в отношении пробелов законодательства, затрудняющих участие женщин в политическом процессе на местном уровне

Отмечая многочисленные попытки нарушить требования законодательства о 30%-ной квоте и сформировать состав кенеша, не учитывая квоту для женщины, 40 процентов женщин считают, что нужны специальные меры мониторинга исполнения данного требования законодательства.

В отношении неформальных условий выборов, больше всего (41%) женщин согласны с тем, что в процессе политического участия их вклад в развитие часто недооценивают, например, при номинировании депутатов местных кенешей на различные награды, кандидатуру депутата-женщины рассматривают на порядок реже, чем кандидатуры депутатов-мужчин (диаграмма 10). 

Диаграмма 10. Пробелы в процедурах местного кенеша, которые мешают женщинам эффективно играть роль депутата

Каждая третья женщина отмечает попытки нарушить требования закона о 30%-ной квоте. Также почти треть женщин призналась, что во время агитации они были вынуждены просить разрешения взять деньги из семейного бюджета, что стало причиной семейных проблем. Примерно каждая шестая женщина столкнулась с фактами запугивания, оскорблений, давления через мужей и семьи, принуждения к отказу от участия в политическом процессе.

Что нужно сделать, чтобы женщинам было легче выполнять свои депутатские обязанности?

Самой существенной проблемой в отношении внутренних процедур (формальных и неформальных) работы местного кенеша почти половина – 46 процентов – опрошенных женщин считает то обстоятельство, что мужчины создают внутри кенеша микрогруппы, в которые женщин «не впускают» (диаграмма 10). То есть, женщины оказываются исключенными из каких-либо групповых и неформальных обсуждений внутри кенеша. После выборов весной 2021 года в кенешах, скорее всего, появятся исключительно женские группы, но если вдруг по каким-то причинам женщины в отдельном кенеше объединиться в группу не смогут, то они окажутся в определенной изоляции, без ближайших партнеров и соратников, так как мужчины их в свои микрогруппы не пригласят. Это обусловлено, в числе прочего, гендерными ожиданиями, традициями, согласно которым одной женщине «не прилично» находиться в группе мужчин по каким бы то ни было причинам. Чтобы соблюсти приличия, женщина часто вынуждена искать «подругу» или отказываться от участия в группе. 

Пока не ясно, как преодолеть это препятствие, которое существенно повлияет на эффективность и результативность женщин как депутатов. Дело в том, что женщины, будучи исключенными из микро-групп, лишатся возможности знать «закулисную» информацию, понимать мотивы тех или иных депутатов в процессе принятия решений, а также будут ограничены в возможности «готовить» почву, убеждать коллег в отношении своей позиции в неформальном порядке. Им остаются лишь официальные возможности выступать во время сессии или на заседании постоянной комиссии, а политика состоит во многом из неофициальных переговоров и создания коалиций. В этом отношении положение женщин в городских кенешах существенно благоприятнее, чем в сельских, поскольку в городах женщины-депутаты могут взаимодействовать с партийными микро-группами и получать поддержку от фракций, чего сельские женщины-депутаты лишены. В этом отношении приходится признать, что партийный принцип формирования местного кенеша дает женщине некоторые преимущества.

Близко к первой трудности расположена вторая – более 40 процентов женщин также отмечает отсутствие или слабое развитие этических принципов в рамках постоянной работы кенеша, жалуются, что депутаты-мужчины не соблюдают этические нормы поведения. Столько же женщин считает, что план работы кенеша не учитывает особые потребности женщин (здесь требуется уточнения, чем именно недовольны женщины). Способом решения проблемы может быть массовое внедрение Кодекса этики в местных кенешах, который однако надо пересмотреть на предмет норм и условий гендерного равенства.

Ожидалось, что женщины не будут удовлетворены уровнем доступа к важным вопросам управления, включая бюджетные вопросы. И хотя данное препятствие не было выделено большинством опрошенных женщин, все же 22% из них отметили, что при определении состава постоянных комиссий они ощущают ограничения в доступе к вопросам, связанным с местным бюджетом, то есть, только каждая пятая женщина считает, что в отношении процедур кенеша не хватает требований об участии женщин в самых главных постоянных комиссиях. Столько же женщин считант, что время проведения сессий не учитывает особые потребности женщин.

Среди условий, которые необходимо создать женщинам для успешного выполнения обязанностей депутатов местного кенеша, несомненным лидером является система мер государственной поддержки, в которую должны войти обучение, консультационное сопровождение, а также льготы, которые могут в некоторой степени компенсировать усилия и время женщины, которые она потратит на общественную работу. Данные льготы и компенсации не обязательно должны носить материальный характер, важным и значительным женщины считают общественное признание их политической роли, их вклада в развитие своего сообщества. При этом депутаты-мужчины также нуждаются в подобных льготах и компенсациях. Но в жизни они получают почет и  уважение в сообществе автоматически: достигая определенного возраста, демонстрируя вклад  в развитие сообщества, мужчины неизменно становятся уважаемыми членами местного сообщества, а женщине, как правило, необходимо предпринимать большие усилия, чтобы получить такое же признание со стороны земляков. 

Диаграмма 11. Меры поддержки, в которых нуждаются депутаты-женщины 

Другие условия, необходимые для успешной работы депутатов-женщин, оказались втрое менее популярными, чем меры государственной или официальной поддержки, и набрали примерно равное количество голосов, ответов – от 18 до 26 процентов (диаграмма 11). При этом каждая четвертая женщина считает, что нужно целенаправленно повышать среди мужчин-депутатов уровень понимания сути и необходимости соблюдения гендерного равенства.  Немногим реже встречались предложения оказывать женщинам всестороннюю  информационную поддержку (учебники, сайты, др.); поддержку со стороны руководства на основной работе (не препятствование участию в сессиях, выделение времени на депутатскую  работу и др.); улучшить условия работы депутатов,  которые должно создать местное самоуправление  (помещение для сессий, постоянных комиссий, освобожденный ответственный секретарь). Необходимо отметить, что все меры поддержки, которые «не выбились» в лидеры, в равной степени касаются как депутатов-женщин, так и депутатов-мужчин. Специфичную меру поддержки для себя женщины ждут от государства – обучение, льготы и компенсации. 

 

Похожие материалы: