Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Порядок определения органами МСУ арендной платы за земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий(далее – ГФСУ)

2021-08-02 / Юридическая консультация
Порядок определения органами МСУ арендной платы за земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий(далее – ГФСУ)

Органы МСУ консультируют специалисты Союза МСУ КР Данияр АЙТБАЕВ (ответы) и Венера БОЛТОБАЕВА (консультации)

Порядок и условия предоставления в аренду земель ГФСУ (в том числе порядок определения арендной платы) регулируются Земельным кодексом КР, Типовым положением об условиях и порядке предоставления в аренду земель ГФСУ, утвержденным постановлением Правительства КР от 22 июня 2007 года №243.

Предоставление земель в аренду ГФСУ должно осуществляться на основе разработанного айыл окмоту и утвержденного айылным кенешем Перспективного плана использования земель ГФСУ.

1. Алгоритм действий органов МСУ по определению арендной платы при предоставлении в аренду земель ГФСУ посредством проведения аукциона1

Шаг 1. Для предоставления в аренду земель ГФСУ айыл окмоту формирует земельную комиссию, не менее чем из семи человек, в состав которой входят:

  • не менее трех депутатов местного кенеша (из числа этих депутатов избирается председатель комиссии),
  • представитель районного управления аграрного развития,
  • глава айыл окмоту (по должности),
  • другие члены (старосты сел, представители общественности и общественных организаций).

Состав и регламент работы Земельной комиссии утверждаются местным кенешем.

Согласно нормам вышеуказанного Типового положения, данная Земельная комиссия:

  • формирует лоты (земельные участки, которые выставляются на аукцион) и определяет их границы;
  • устанавливает размер стартовой арендной платы по каждому лоту аукциона по согласованию с местной государственной администрацией (при этом размер стартовой арендной платы должен быть выше размера земельного налога не менее чем на 20%);
  • устанавливает размер «шага» аукциона по каждому лоту (в размере от 10% до 20% от стартовой арендной платы);
  • определяет форму и сроки уплаты арендной платы по согласованию с местной государственной администрацией;
  • подписывает протокол результатов торгов;
  • осуществляет иные функции, установленные Типовым положением.

Шаг 2. Айыл окмоту и Земельная комиссия по организации и проведению аукциона проводят подготовительную работу (размещение объявления о проведении аукциона, регистрация заявлений претендентов об участии в аукционе, допуск заявителей к аукциону (проверка полноты пакета необходимых документов, поступления гарантийного взноса и т.д.).

Шаг 3. Аукцион проводится в порядке, предусмотренном Типовым положением, по итогам проведения аукциона определяется победитель, который предложит наибольшую сумму арендной платы.

Шаг 4. В день проведения аукциона аукционистом и членами Земельной комиссии составляется и подписывается Протокол результатов проведения аукциона победителем аукциона.

Шаг 5. В течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона заключается договор аренды земельного участка между айыл окмоту и арендатором-победителем аукциона (в договоре указывается сумма арендной платы, которая была предложена победителем аукциона). В договоре аренды должны содержаться существенные условия, в том числе сроки уплаты арендных платежей, обязательство об использовании 1/3 части земель для выращивания продовольственного зерна пшеницы, а также условия индексации арендной платы и размер годового земельного налога, с условием пересмотра в случае их изменения.

Шаг 6. Айыл окмоту направляет копии документов о предоставлении прав на земельный участок в государственный орган по регистрации прав на недвижимость (требования ст. 31 Земельного кодекса КР).

2. Алгоритм действий органов МСУ по определению арендной платы при предоставлении в аренду земель ГСФУ через конкурс2

Шаг 1. Для предоставления в аренду земель ГФСУ айыл окмоту формирует земельную комиссию, не менее чем из семи человек, в состав которой входят:

  • не менее трех депутатов местного кенеша (из числа этих депутатов избирается председатель комиссии),
  • представитель районного управления аграрного развития,
  • глава айыл окмоту (по должности),
  • другие члены (старосты сел, представители общественности и общественных организаций).

Состав и регламент работы Земельной комиссии утверждаются местным кенешем.

Согласно нормам вышеуказанного Типового положения, данная Земельная комиссия:

  • формирует лоты (земельные участки, которые выставляются на конкурс) и определяет их границы;
  • определяет условия конкурса (в том числе размер арендной платы);
  • устанавливает стартовый или фиксированный размер арендной платы по согласованию с местной государственной администрацией.

При этом в зависимости от предъявляемых арендатору земель ГФСУ, Земельная комиссия может провести конкурс путем:

  • установления размера арендной платы как одного из условий конкурса (определяется стартовая арендная плата, победителем признается участник, предложивший наилучшие условия по размеру арендной платы и форме, срокам уплаты арендной платы); или
  • без установления размера арендной платы как одного из условий конкурса (арендная плата фиксированная, победителем признается участник, предложивший наилучшие инвестиционные обязательства для улучшения земельного участка). При этом размер стартовой арендной платы не может быть ниже размера земельного налога на соответствующие земли;
  • определяет сроки аренды по каждому лоту по согласованию с местной государственной администрацией;
  • определяет форму и сроки уплаты арендной платы по согласованию с местной государственной администрацией;
  • подписывает протокол результатов конкурса;
  • осуществляет иные функции, установленные настоящим Типовым положением.

Шаг 2. Айыл окмоту и Земельная комиссия осуществляют подготовительную работу по организации и проведению конкурса (размещение информационного извещения о проведении конкурса, регистрация заявок об участии в конкурсе и т.д.).

Шаг 3. Конкурс проводится Земельной комиссией в порядке, предусмотренном Типовым положением. По итогам вскрытия конкурсных заявок определяется победитель, который, по мнению Земельной комиссии, предложил наилучшие условия.

Шаг 4. По результатам конкурса Земельной комиссией составляется протокол результатов конкурса, который подписывается победителем конкурса и членами Земельной комиссии.

Шаг 5. В течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах конкурса заключается договор аренды земельного участка между айыл окмоту и арендатором-победителем конкурса. В договоре аренды должны содержаться существенные условия, в том числе сроки уплаты арендных платежей, обязательство об использовании 1/3 части земель для выращивания продовольственного зерна пшеницы, а также условия индексации арендной платы и размер годового земельного налога, с условием пересмотра в случае их изменения.

Шаг 6. Айыл окмоту направляет копии документов о предоставлении прав на земельный участок в государственный орган по регистрации прав на недвижимость и несет ответственность за их представление (требования ст. 31 Земельного кодекса КР).

3. Алгоритм действий по определению арендной платы при предоставлении в аренду земель ГСФУ посредством прямого предоставления3

3.1. Алгоритм действий органов МСУ при предоставлении земель ГФСУ малообеспеченным семьям и гражданам4, а также социально ориентированным субъектам5:

Шаг 1. При утверждении земельно-планировочных зон Перспективного плана использования ГФСУ, местный кенеш вправе на основе изучения потребностей этих категорий землепользователей выделить из зоны экономически привлекательных земель земельные участки, общей площадью не более 20% от всего количества земель этого фонда ГФСУ, которые могут быть предоставлены социально ориентированным субъектам и малообеспеченным семьям и гражданам, проживающим на территории данного местного кенеша, путем прямого предоставления. 

Шаг 2. Прием и регистрация айыл окмоту заявлений, поступивших от социально ориентированных субъектов, малообеспеченных семей и граждан, о предоставлении в аренду земель ГФСУ.

Шаг 3. Рассмотрение Земельной комиссией заявлений, поступивших от этих категорий землепользователей, и составление Списка социально ориентированных субъектов малообеспеченных семей и граждан, которым будут предоставляться в аренду земли ГФСУ.

Шаг 4. Заключение договора аренды земель ГФСУ между айыл окмоту и лицами, которые включены в Список социально ориентированных субъектов, малообеспеченных семей и граждан. При предоставлении земель ГФСУ социально ориентированным субъектам, малообеспеченным семьям и гражданам, арендная плата устанавливается Земельной комиссией по согласованию с местной государственной администрацией в размере земельного налога, а срок аренды не может превышать 5 лет.

Шаг 5. Айыл окмоту направляет копии документов о предоставлении прав на земельный участок этим субъектам в государственный орган по регистрации прав на недвижимость и несет ответственность за их представление (требования ст. 31 Земельного кодекса КР).

3.2. Алгоритм действий органов МСУ при предоставлении земель ГФСУ семеноводческим, племенным, экспериментальным, опытно-селекционным хозяйствам, научно-исследовательским учреждениям, сортоиспытательным станциям и участкам, сельскохозяйственным кооперативам

Шаг 1. При утверждении Перспективного плана использования ГФСУ, на основе изучения потребностей вышеперечисленных субъектов, местный кенеш должен выделить из земельно-планировочных зон ГФСУ орошаемые земельные участки для предоставления этим лицам, сроком до 20 лет. При этом определение других условий предоставления в аренду земель (включая размер предельной арендной платы) этим указанным субъектам устанавливается местными кенешами.

Шаг 2. Айыл окмоту направляет в районное управление аграрного развития (далее – РУАР) уведомления о наличии земель ГФСУ для прямого предоставления семеноводческим, племенным, экспериментальным, опытно-селекционным хозяйствам, сортоиспытательным станциям и участкам, сельскохозяйственным кооперативам.

Шаг 3. РУАР в течение 14 календарных дней письменно извещает семеноводческие, племенные, экспериментальные, опытно-селекционные хозяйства, сортоиспытательные станции и участки, сельскохозяйственные кооперативы о наличии таких земель.

Шаг 4. Семеноводческие, племенные, экспериментальные, опытно-селекционные хозяйства, сортоиспытательные станции и участки, сельскохозяйственные кооперативы в течение 14 календарных дней вносят свои предложения в письменном виде в соответствующий айыл окмоту о получении земель ГФСУ путем их прямого предоставления.

Шаг 5. Земельная комиссия рассматривает предложения, поступившие от этих субъектов. В случае отказа или невнесения ими предложений о приобретении земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий по прямому предоставлению, Земельная комиссия вправе предоставить данные участки путем проведения аукциона или конкурса.

Шаг 6. В случае принятия Земельной комиссией положительного решения по результатам рассмотрения предложений, поступивших от этих субъектов, айыл окмоту заключает с ними договоры аренды земельного участка.

Шаг 7. Айыл окмоту направляет копии документов о предоставлении прав на земельный участок в государственный орган по регистрации прав на недвижимость (требования ст. 31 Земельного кодекса КР).

3.3. Алгоритм действий органов МСУ при предоставлении невостребованных земель ГФСУ6

Шаг 1. Местный кенеш при утверждении Перспективного плана использования земель ГФСУ определяет невостребованные земли этого фонда. При этом местным кенешем могут устанавливаться льготы по уплате арендной платы.

Шаг 2. Прием и регистрация айыл окмоту заявлений лиц, претендующих на данные земельные участки.

Шаг 3. Рассмотрение Земельной комиссией заявлений и проведение переговоров по условиям предоставления данных земель в аренду с заявителями (включая размер арендной платы, с учетом определенных местным кенешем льгот).

Шаг 4. В случае принятия Земельной комиссия положительного решения по результатам рассмотрения заявлений, поступивших от этих субъектов, заключается айыл окмоту Договор аренды земельного участка.

Шаг 5. Айыл окмоту направляет копии документов о предоставлении прав на земельный участок этим субъектам в государственный орган по регистрации прав на недвижимость и несет ответственность за их представление (требования ст. 31 Земельного кодекса КР).

 

___________ 

1 Аукцион – это форма торгов, в случае применения которой победителем признается участник, предложивший наибольшую сумму арендной платы.

2 Конкурс – форма торгов, при которой арендатор земель ГФСУ принимает на себя определенные обязательства, установленные условиями конкурса.

3 Прямое предоставление – способ предоставления физическим и юридическим лицам земель ГФСУ путем прямых переговоров, без проведения торгов.

4 Малообеспеченные семьи и граждане – семьи и граждане, у которых среднедушевой совокупный доход семьи не превышает установленного размера гарантированного минимального уровня потребления (ГМУП), имеющие социальный паспорт малоимущих семей и граждан, выданный в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

5 Социально ориентированные субъекты – организации, финансируемые за счет местного и республиканского бюджетов, деятельность которых направлена на обеспечение охраны здоровья, занятости сельского населения, образование, воспитание (больницы, школы и др.), социальное обслуживание, удовлетворение общественных потребностей граждан.

6 Невостребованные земельные участки – это земли ГФСУ, не пользующиеся спросом.