Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Политическая судьба женщин в местном самоуправлении Кыргызстана: предварительные наблюдения о результатах кампании за продвижение политических прав женщин

2021-08-02 / Горячая тема
Политическая судьба женщин в местном самоуправлении Кыргызстана: предварительные наблюдения о результатах кампании за продвижение политических прав женщин

Надежда ДОБРЕЦОВА, Айнура ДЖУНУШАЛЕВА, АДИЛ уулу Арген. Рецензент Кайыргуль САДЫБАКАСОВА, эксперт по гендерным аспектам

Институт политики развития обобщил предварительные наблюдения о факторах, способствующих и препятствующих продвижению политических прав женщин в рамках предвыборной и выборной кампании 2021 года. Активная информационная кампания и работа с женщинами, имеющими намерение баллотироваться в депутаты местных кенешей, позволила сделать интересные наблюдения и предварительные выводы о том, что становится фактором успеха в политическом продвижении женщин, а что – препятствием. При этом  важно отметить, что многие факторы успеха имеют характер «палки о двух концах» – они могут как помочь женщине стать депутатом местного кенеша, так и помешать ей в этом. Важно отметить, что набор факторов успеха и препятствий уникален для каждого сообщества, ситуация в отношении выборов сложилась в различных муниципалитетах по-разному. Где-то женщины спокойно и уверенно заняли свои места в местных парламентах, а где-то возмущенные мужчины, не попавшие в состав кенешей, проявили свое негативное отношение к женщинам, претендующим на депутатский мандат, широким спектром действий: от высказывания намерений опротестовать результаты выборов в суде до прямых угроз и насилия. 
Выводы и рекомендации не носят окончательного характера, их стоит рассматривать лишь в качестве некоторых гипотез, объясняющих те или иные результаты выборов. Для подтверждения или опровержения этих гипотез требуется проведение масштабного количественного социологического исследования, чтобы получить более полное и глубокое представление об общественном восприятии политического участия женщин, господствующих стереотипах и предубеждениях, с целью разработки действенной стратегии и тактики поддержки политического участия женщин в будущем периоде.

ВВЕДЕНИЕ

Выборы в местные кенеши состоялись 11 апреля 2021 года с учетом нового «коридора возможностей» для женщин, который был создан путем установления 30%-ной квоты для лиц одного пола в составе местных кенешей. Институт политики развития (далее – ИПР) в рамках Проекта «Проведение информационной кампании по расширению участия женщин и их вовлеченности в предстоящих местных выборах»1 провел большую информационную кампанию, охватив различными инструментами и каналами информирования до полумиллиона граждан Кыргызской Республики. Кроме того, Институт политики развития тесно работал с 19 WhatsApp-группами, которые объединили более 500 женщин, кандидатов в депутаты, по всей стране. WhatsApp-группы были созданы для обмена информацией между женщинами-кандидатами, оперативного консультирования и, главное, взаимной поддержки. Практика работы групп показала, что именно взаимная моральная поддержка участниц групп стимулировала их преодолевать возникающие трудности. Для ИПР группы представляли ценность, в том числе аналитического характера, поскольку информация, полученная в рамках работы данных групп, исходила непосредственно от самих женщин, прошедших регистрацию в качестве кандидатов в депутаты и в дальнейшем участвовавших в агитационных работах.

Активная информационная кампания и работа с женщинами, имеющими намерение баллотироваться в депутаты местных кенешей, позволила ИПР сделать интересные наблюдения и предварительные выводы о том, что становится фактором успеха в политическом продвижении женщин, а что – препятствием. Предварительный набор факторов успеха выглядит следующим образом:

  • возраст женщины не является препятствием для ее участия в местных выборах;
  • победу в выборах обеспечивает не столько активность во время избирательной кампании, сколько ранее проявленные лидерские качества, вклад в развитие своего сообщества, о котором известно гражданам;
  • женщин меньше подозревают в коррупции;
  • многие считают, что женщины дают более обоснованные предвыборные обещания, чем мужчины;
  • поддержка семьи (супруга, детей и ближайших родственников) имеет для женщины-кандидата решающее значение.

При этом важно отметить, что многие факторы успеха имеют двойственный характер – они могут как помочь женщине стать депутатом местного кенеша, так и помешать ей. Например, женщин меньше подозревают в коррупции и считают хорошими депутатами, в том числе и потому, что у женщин меньше денег. Обратная сторона «медали» – у женщин меньше финансовых возможностей для проведения агитационной кампании. Позитивное мнение: женщины в своих программах предлагают достижимые результаты и дают меньше пустых обещаний. Но этот же фактор может работать и против женщины: в силу существующих гендерных стереотипов многие расценивают это как слабость женщины, ее неспособность решить все проблемы сообщества одномоментно. Препятствия носят более однозначный характер, и их предварительный перечень формулируется так:

  • общественное отрицание роли женщины в местной политике, давление гендерных стереотипов все еще широко заметно, но не подавляет поддержки женщин-депутатов со стороны избирателей;
  • у женщин меньше финансовых ресурсов для участия в выборах;
  • женщинам не хватает знаний о том, как стать депутатом (избирательная кампания) и о том, как быть депутатом;
  • у мужчин больше, чем у женщин, возможностей для неформального общения с избирателями, много мест проведения досуга и более доступны общественные пространства, что дает им больше возможностей для охвата и убеждения избирателей;
  • у женщин меньше времени на предвыборную кампанию и политическое участие в целом, поскольку они вынуждены тратить много времени на неоплачиваемую домашнюю работу, чем мужчины (согласно бюджету времени, НСК).

То, что препятствия носят однозначный и очевидный характер, а факторы успеха имеют двойственный характер, говорит о неустойчивых позитивных результатах выборов в гендерном отношении. И многое будет зависеть от того, какие усилия будут предприняты, чтобы факторы успеха стали такими же очевидными, как и препятствия.

Важно отметить, что набор факторов успеха и препятствий уникален для каждого сообщества, ситуация в отношении выборов сложилась в различных муниципалитетах по-разному. Где-то женщины спокойно и уверенно заняли свои места в местных парламентах, а где-то возмущенные мужчины, не попавшие в состав кенешей, проявили свое негативное отношение к женщинам, претендующим на депутатский мандат, широким спектром действий: от высказывания намерений опротестовать результаты выборов в суде до прямых угроз и насилия. Единственный фактор, препятствовавший расширению политической активности женщин равномерно по всей стране, – это недостаток знаний у них о выборном процессе и его тонкостях и общая недостаточная комптентность в отношении роли, полномочий и обязанностей депутата местного кенеша в целом.

Данные, позволившие сделать приведенные здесь предположения, были собраны через активных женщин, которые были участницами информационных встреч в предвыборный период, а затем были объединены в WhatsApp-группы по регионам. Всего в группах было зарегистрировано 556 участниц, из которых в обсуждении результатов приняли участие около 15% или более 80 человек. Другим важным источником данных стали онлайн-консультации для 150 женщин-кандидатов через Портал лучшей практики МСУ: www.myktyaimak.gov.kg, который ИПР проводил в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии и выполняемого ИПР.

Институт политики развития выражает намерение принять участие в таком исследовании, равно как и в будущих кампаниях по расширению политического участия женщин, и приглашает к сотрудничеству все заинтересованные стороны. 

По всем вопросам просьба обращаться по электронному адресу: office@dpi.kg 

Нурия МУКАМБЕТОВА, Кара-Жыгачский айылный аймак Аламудунского района Чуйской области: «До сих пор жива догма, что политика – это пространство, где господствует абсолютизм мужчин. Поэтому большинство женщин не стремится к власти (некоторые думают, что мужчины лучше справятся с решением проблем сообщества, другим не разрешают мужья, третьи считают, что участие в делах сообщества отнимает слишком много времени). 

Мои близкие меня поддерживали, но не как других кандидатов: не подвозили избирателей, не агитировали очень активно в день выборов, не стояли и не уговаривали избирателей у входа в УИК. Это было правильно с их стороны. Я считаю, что все эти нарушения должны пресекаться. В  итоге становятся депутатами не заслуженные и не достойные люди, а те, у кого лучше сработает его команда (подвозили, уговаривали, обещали, наливали и т.д.).

Я стала депутатом, но могла проиграть из-за вышеназванных нарушений. Мне не хватало  знаний. В процессе регистрации все познавалось «методом тыка», хотя у меня были какие-то материалы, но все равно знаний и навыков не хватало.  Советую кандидатам:  прежде чем выставить свою кандидатуру, нужно изучить все процедуры.

В части агитации думаю, что лучше всего «работают» встречи с избирателями. Из  материалов я использовала только программу, на встречах с избирателями она всегда была со мной.

Конечно, мне хочется  стать успешным депутатом. Для этого,  думаю, должна как можно чаще встречаться со своими избирателями, знать их проблемы и постараться использовать весь свой опыт и знания для решения проблем сообщества».

ФАКТОРЫ УСПЕХА: ДВОЙНОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Возраст женщины не является препятствием для ее участия в местных выборах

Перед выборами было распространено мнение, что молодой возраст женщины может стать основным препятствием для реализации ее политического права на участие в местном самоуправлении. Но на практике во многих случаях оказалось неважным, в каком возрасте женщина баллотируется в депутаты местного кенеша. Есть случаи, когда молодость не стала помехой женщине войти в состав кенеша. Так, например, ИПР наблюдал за успешной предвыборной кампанией как минимум 10 женщин, моложе 28 лет. Еще больше примеров победы в выборах среди женщин пожилого возраста, что неудивительно, так как возраст сам по себе вызывает уважение во многих сообществах, а пожилые женщины, ставшие депутатами, как правило, давно известны в своих селах своей активной жизненной позицией и нередко уже имеют опыт работы депутатом местного кенеша. В итоге можно сделать предположение о том, что уровень общественной активности, профессиональные качества, политический потенциал больше влияют на результаты участия женщины в выборах, чем ее возраст.

Но никакой возраст не может стать гарантией победы в выборах или защитой от стереотипов. Так, молодой женщине могут сказать, что она еще слишком молода и неопытна, что ее дело заниматься маленькими детьми, а пожилой женщине могут сказать, что у нее уже нет сил и ей лучше заняться внуками. Женщины подвергаются двойной дискриминации – по полу и по возрасту, хотя гарантии гендерного равенства должны соблюдаться на протяжении всей жизни человека.

Айнагул ЫРЫСБАЕВА (https://youtu.be/uPoLF6b4va8): «Я была школьной учительницей почти 40 лет, сейчас на пенсии. Выдвинула свою кандидатуру в депутаты айылного кенеша, понимая, что могу внести свой вклад в развитие села. Главное – способствовать правильному распределению бюджета. Между депутатами-мужчинами и депутатами-женщинами всегда много споров. Депутаты-мужчины не хотят «отвлекаться» на социальные проблемы, не замечают нужды женщин. Женщины сами должны отстаивать свои права, находить способ реализовать свои возможности. К сожалению, в менталитете жителей сельской местности Кыргызстана немало стереотипов. Мне приходилось слышать нечто вроде «в старости дома бы сидели, что вы можете сделать и т. д.». Но стараюсь не слушать такие мнения, я знаю, что могу сделать и делаю».

Читать материал полностью...

 

___________ 

1 Грант Программы поддержки выборов в Кыргызстане, реализуемой ПРООН в Кыргызской Республике при финансировании Правительства Швейцарии.

Похожие материалы: