Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство

2021-09-07 / Юридическая консультация

Ответ подготовила юрист Союза МСУ КР Венера Болтобаева.

Кому органы МСУ могут предоставлять земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)? 

Земельные участки под ИЖС органами МСУ могут предоставляться: только гражданам Кыргызской Республики, достигшим 18 лет, независимо от пола, расы, уязвимости, этнической принадлежности; стоящим в очереди в качестве нуждающихся для предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и имеющим правовые основания на предоставление этих земельных участков, определенные в Положении о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 мая 2005 года № 177.

Согласно статье 32 Земельного кодекса КР о безвозмездном предоставлении земельного участка в собственность или в пользование, земельный участок предоставляется в собственность гражданам Кыргызской Республики безвозмездно один раз на всей территории Кыргызской Республики: для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства по установленным нормам, а также гражданам Кыргызской Республики, имеющим право на земельную долю в размере, определенном Правительством Кыргызской Республики.

Правом на получение земельного участка безвозмездно под строительство индивидуального жилого дома обладает гражданин КР:

  • проживающий на территории данной административно-территориальной единицы не менее трех лет – для городов Бишкек и Ош, а на остальных территориях (айылных аймаков и других городов) – не менее одного года;
  • не имеющий земельного участка, ранее предоставленного под индивидуальное жилищное строительство на всей территории КР;
  • не имеющий в собственности жилого помещения (дома, квартиры), за исключением граждан, жилая площадь которых не отвечает установленным санитарным нормам и требованиям;
  • не совершавший в течение последних пяти лет гражданско-правовых действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, выразившихся в отчуждении имеющихся в собственности жилых помещений третьим лицам, путем заключения сделок купли-продажи, мены, дарения и т. д.

Особенности предоставления земель под индивидуальное жилищное строительство

При предоставлении земель под ИЖС следует учитывать следующие особенности. Предоставление земельного участка безвозмездно в собственность гражданам Кыргызской Республики производится при наличии свободных земель.

Отвод земельного участка под строительство индивидуального жилого дома осуществляется в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, а при их отсутствии – со схемами генеральных планов, согласованных с главным архитектором области, города, района. Проведение и организация работ по предоставлению земельных участков осуществляются комиссией, создаваемой соответствующим уполномоченным органом (исполнительным органом МСУ), в компетенцию которого входит предоставление земельного участка под вышеуказанные цели. Объектом предоставления являются земельные участки, расположенные на соответствующей территории, которые могут предоставляться в собственность.

Нормы предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов определяются соответствующими представительными органами местного самоуправления (местными кенешами).

Земельные участки, подлежащие предоставлению для строительства индивидуальных жилых домов, должны быть свободными от прав третьих лиц и не иметь ограничений для совершения гражданско-правовых сделок.

На официальном сайте (если имеется) соответствующего органа МСУ и в СМИ размещается объявление о предстоящем предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, с обязательным указанием даты и места проведения общественного слушания.

Земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов предоставляются гражданам КР – согласно поданным заявлениям в порядке очередности, за исключением детей лиц, погибших в результате событий, произошедших в апреле - июне 2010 года, а также лиц, признанных инвалидами, получивших ранения и увечья, и детей лиц, погибших в событиях 17-18 марта 2002 года в Аксыйском районе Джалал-Абадской области, которым земельные участки предоставляются в первоочередном порядке.

Перечень документов для получения земельного участка под ИЖС:

  • заявление по установленной форме;
  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • справка уполномоченного государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество об отсутствии на праве собственности жилого помещения или земельного участка, ранее выделенного под индивидуальное жилищное строительство;
  • копия трудовой книжки (при наличии);
  •  ходатайство с места работы, в случае осуществления трудовой деятельности (предоставляется по желанию гражданина);
  • акт обследования жилищных условий (при наличии в личной или совместной собственности жилого помещения);
  • справка уполномоченного государственного органа, подтверждающего статус безработного;
  • справка с места жительства о составе семьи.

Полномочия и функции уполномоченных органов

Соответствующие уполномоченные органы на местах для рассмотрения представленных документов создают комиссию по рассмотрению заявлений граждан КР о предоставлении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в следующем составе:

  • представители исполнительно-распорядительных и представительных органов МСУ (сопредседатели комиссии);
  • представитель государственного органа по архитектуре;
  • представитель местного государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество;
  • представители общественности.

Комиссия изучает поступившие заявления граждан Кыргызской Республики о предоставлении земельных участков и сопутствующие документы, а затем принимает решение о выделении либо об отказе в выделении земельного участка.

Комиссия осуществляет свою деятельность на периодической основе, но не реже одного раза в месяц. Текущую работу комиссии осуществляют соответствующие службы уполномоченного органа, действующие на постоянной основе, в компетенцию которых входит предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

По каждому земельному участку, предполагаемому для отвода под строительство индивидуального жилого дома, комиссией формируется информационный пакет, который включает:

  • место расположения (адрес), кадастровый номер земельного участка (при наличии);
  • план земельного участка с нанесением его границ, границ действия сервитутов;
  • сводное заключение об условиях и ориентировочной стоимости подключения к различным видам инженерных коммуникаций.

В обязанности представителя государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество входит:

  • проверка соответствия документально установленным границам и площадям земельного участка в натуре;
  • согласование границ земельных участков, предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство, с собственниками или пользователями смежных земельных участков;
  • проверка наличия сервитутов и других обременений.

В обязанности представителя государственного органа по архитектуре входит:

  • подготовка необходимых материалов и документов для проведения заседаний комиссии;
  • определение границ участка, с учетом утвержденной градостроительной документации, строительных норм и правил;
  • осуществление запроса у санитарных, противопожарных и других служб об условиях использования предполагаемого к выделению земельного участка и условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • составление сводного технического заключения о возможностях использования земельного участка на основе полученных заключений.

Алгоритм пошаговых действий органов МСУ при предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)

Шаг 1. Разработка и утверждение Генерального плана айылного аймака или города1. Генеральный план разрабатывается органами архитектуры и утверждается местным кенешем в установленном законодательством порядке. Примечание: данный шаг выполняется в случае отсутствия утвержденного Генерального плана.

Шаг 2. Разработка и утверждение Правил застройки и землепользования. Правила застройки и землепользования разрабатываются исполнительным органом МСУ и утверждаются местными кенешами. Примечание: данный шаг выполняется в случае отсутствия утвержденных Правил застройки и землепользования. 

Шаг 3. Разработка и утверждение Программы обеспечения граждан жильем и развития инфраструктуры (инженерной и социальной). Правила обеспечения жилья и Правила развития инфраструктуры разрабатываются исполнительными органами местного самоуправления и утверждаются местными кенешами. Примечание: данный шаг выполняется в случае отсутствия утвержденных Программы обеспечения жилья и Правил развития инфраструктуры.

Шаг 4. Создание комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков под ИЖС. Комиссия создается исполнительным органом местного самоуправления.

Шаг 5. Размещение официального объявления о предстоящем предоставлении земельных участков под ИЖС. На официальном сайте (если имеется) соответствующего органа местного самоуправления и в средствах массовой информации размещается объявление о предстоящем предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, с обязательным указанием даты и места проведенияобщественного слушания.

Шаг 6. Вынесение исполнительным органом МСУ Постановления о предоставлении гражданину земельного участка под ИЖС или об отказе гражданину земельного участка под ИЖС. В случае положительного решения Комиссии, исполнительный орган МСУ выносит Постановление о предоставлении земельного участка под ИЖС. В случае принятия Комиссией решения об отказе, выносится Решение  исполнительного органа об отказе в предоставлении земельного участка под ИЖС.

Шаг 7. Отвод земельного участка в натуре и составление документов. Отвод земельного участка гражданам осуществляется органами архитектуры и оформляется соответствующим Актом об отводе земельного участка в натуре. 

Шаг 8. Оформление и выдача документов гражданину по предоставлению земельного участка под ИЖС. Выдача на руки гражданину Постановления о предоставлении земельного участка под ИЖС и акта об отводе земельного участка под ИЖС, а также информирование местного органа регистрации прав об этом (требования ст. 31 Земельного кодекса КР).

Правовая база предоставления земель под индивидуальное жилищное строительство 

Предоставление земель под индивидуальное жилищное строительство в Кыргызской Республике регулируется следующими нормативными актами:

  • Конституция Кыргызской Республики от 2021 г.;
  • Земельный кодекс Кыргызской Республики от 12 июня 1999 г.;
  • Жилищный кодекс КР; 
  • Закон КР «Об архитектуре и градостроительстве»;
  • Закон КР «Об индивидуальном жилищном строительстве»;
  • Положение о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, утвержденное постановлением Правительства КР от 6 мая 2005 года № 177 (в редакции постановления Правительства КР от 24 февраля 2017 года).
  • Базовый реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления КР, утвержденный постановлением Правительства КР от 14 января 2015 года № 6 (в редакции постановления Правительства КР от 5 февраля 2018 года № 80).

Постановления соответствующего айылного или городского кенеша:

  • об установлении норм предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов;
  • об утверждении генеральных планов населенных пунктов, схем генеральных планов, согласованных с главным архитектором области, города, района;
  • об утверждении правил застройки и землепользования соответствующего айылного аймака.

 

_____________ 

1 В случае отсутствия Генерального плана населенного пункта - а при его отсутствии - со схемами генеральных планов, согласованных с главным архитектором области, города, района. В соответствии с пунктом 13 статьи 20 Земельного кодекса КР, генеральные планы города Бишкек и города Ош утверждаются Кабинетом министров.