Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Об отпуске главы айыл окмоту, о требованиях к муниципальным служащим

2021-04-29 / Юридическая консультация

Отвечают специалисты Портала лучшей практики МСУ www.myktyaimak.gov.kg

ВОПРОС. Сколько отпускных дней определено законодательством для главы айыл окмоту – 28 или 30? Согласно статье 38 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской и муниципальной службе», продолжительность отпуска составляет 30 дней. Для лиц, занимающих политические должности, срок отпуска уставлен продолжительностью 28 дней, но начисляется пособие на оздоровление в размере двух окладов. Не является ли это правовой коллизией?

ОТВЕТ. Да, действительно частью 1 статьи 38 Закона Кыргызской Республики  «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» предусмотрено, что служащему предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в установленном законодательством порядке. Но эта норма касается муниципальных служащих, занимающих административные муниципальные  должности.

Согласно части 3 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», действие данного Закона не распространяется на лиц, занимающих политические муниципальные должности, то есть депутатов местного кенеша, глав исполнительного органа местного самоуправления (мэров городов и глав айыл окмоту).

На глав айыл окмоту, согласно статье 6 Трудового кодекса Кыргызской Республики, распространяется трудовое законодательство.

Согласно статье 117 Трудового кодекса Кыргызской Республики, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Согласно части 2-1 статьи 14 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», в стаж государственной и муниципальной службы входит время трудовой деятельности на государственных и муниципальных должностях, в том числе срочной службы в Вооруженных Силах СССР и Кыргызской Республики, работы в аппаратах партийных, комсомольских и государственных органов бывшего СССР, а также трудовой деятельности по замещению временно отсутствующего служащего.

Пунктом 8 постановления Правительства Кыргызской Республики от 1 марта 2017 года № 131 установлено, что  нормы, предусмотренные пунктом 4 данного постановления, распространяются на лиц, занимающих политические муниципальные должности (то есть мэров городов и глав айыл окмоту), также  установлено, что при выходе в отпуск государственному гражданскому служащему и муниципальному служащему выплачивается пособие на оздоровление в размере двухмесячной заработной платы.

Таким образом, в данном случае, правовой коллизии нет. Законодательством Кыргызской Республики для глав айыл окмоту предусмотрен ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 28 календарных дней, в стаж муниципальной службы входит трудовая деятельность на должности главы айыл окмоту, начисляется пособие на оздоровление в размере двухмесячной заработной платы.

ВОПРОС. Кандидат на должность заведующего финансово-экономическим отделом айыл окмоту имеет высшее образование по специальности «Информационный менеджмент», три сертификата краткосрочных курсов при Министерстве финансов по профилю бухучета и стаж исполняющего обязанности заведующего соответствующим отделом в течение четырех лет. Государственная кадровая служба не допускает данного кандидата к прохождению конкурса, мотивируя отказ несоответствием образования и отсутствием стажа работы на муниципальной должности. Правомочен ли отказ в доступе к конкурсу?

ОТВЕТ. В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», служащий должен соответствовать следующим требованиям: 1) являться гражданином Кыргызской Республики; 2) быть не моложе 21 года (для государственной гражданской службы); 3) быть не моложе 18 лет (для муниципальной службы); 4) соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной должности законодательством и соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления, осуществляющим прием на службу.

В статье 14 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» установлены квалификационные требования к административным служащим.

Должность заведующего отделом айыл окмоту отнесена Реестром государственных и муниципальных должностей Кыргызской Республики, утвержденным Указом Президента Кыргызской  Республики от 31 января 2017 года УП № 17, к старшей группе должностей. Согласно части 1 статьи 14 Закона «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», в квалификационные требования к административным служащим включаются требования: 1) к стажу и опыту работы по специальности и соответствующим профессиональным навыкам; 2) к уровню и профилю образования с учетом категории и группы административных должностей; 3) к владению государственным языком в объеме, необходимом для осуществления деятельности служащего в предусмотренных законодательством случаях. Частью 2 статьи 14 Закона «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» для замещения старшей административной должности установлены квалификационные требования к стажу работы. Так, необходимо наличие стажа государственной или муниципальной службы по совокупности не менее одного года либо стажа работы в соответствующей профессиональной сфере не менее трех лет.

Согласно части 2-1 статьи 14 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», в стаж государственной и муниципальной службы входит время трудовой деятельности на государственных и муниципальных должностях, а также трудовой деятельности по замещению временно отсутствующего служащего. Также, согласно части 9 статьи 31 Закона КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», трудовая деятельность по замещению временно отсутствующего служащего засчитывается в стаж государственной и муниципальной службы, а при наличии классного чина и выслуги лет выплачиваются соответствующие надбавки.

Необходимо учитывать, что данная норма действует с 7 июня 2016 года (вступление в силу Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»).

Частью 3 статьи 14 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» для старших административных должностей установлены квалификационные требования к уровню образования – высшее образование. В пункте 15 Типовых квалификационных требований к группам административных должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 декабря 2016 года № 706 «О вопросах организации государственной гражданской службы и муниципальной службы», предусмотрено, что к административным государственным и муниципальным должностям старшей группы устанавливаются типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования – высшее образование соответствующего направления.

Скорее всего, в конкурсных требованиях на замещение должности заведующего ФЭО было указано высшее образование по экономическому направлению. А претендент имеет высшее образование по направлению «Информационный менеджмент».

Следовательно, претендент соответствует квалификационным требованиям к стажу работы, но  не соответствует квалификационным требованиям к уровню образования.