Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Укрепление Союза МСУ КР помогает эффективнее защищать интересы органов МСУ и местных сообществ. Достижения партнерства с Проектом USAID «Успешный аймак»

2021-05-21 / Горячая тема
Укрепление Союза МСУ КР помогает эффективнее защищать интересы органов МСУ и местных сообществ. Достижения партнерства с Проектом USAID «Успешный аймак»

Бектурган ОРОЗБАЕВ, директор Союза местных самоуправлений КР

В 2022 году Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики (Союз МСУ) будет праздновать свой 20-летний юбилей. С момента образования Союз представляет интересы всех органов МСУ в Кыргызской Республике. Оказание помощи своим членам требует значительных финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Учитывая недостаточную собираемость членских взносов, Союз опирается на помощь различных проектов, выполняемых и финансируемых международными организациями. Особое место в помощи занимает экспертная поддержка инициатив, реализуемых Союзом. 

Следует признать, что некоторое время влияние и авторитет Союза МСУ среди центральных органов власти, а самое главное, среди его членов – органов МСУ – был недостаточным для эффективного решения уставных задач. Начиная с 2017 года, Союз получил импульс для институционального развития, благодаря трем ключевым партнерам, включая проекты «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс»1 и «Улучшение услуг на местном уровне»2,  финансируемые Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству, и финансируемому USAID Проекту «Успешный аймак». 

В рамках сотрудничества с Проектом USAID «Успешный аймак» Союз МСУ работал по трем основным направлениям. Первое направление было сфокусировано на институциональном развитии самого Союза как членской организации. При поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» Союз разработал План финансовой устойчивости, который затем был одобрен правлением Союза. Благодаря данному документу, Союз установил для себя четкие финансовые ориентиры для достижения устойчивости. В рамках второго направления Союз начал оказывать полноценную помощь своим членам, включая распространение практики принятия Кодекса этики депутатов местных кенешей, организацию юридической онлайн-службы, оказание поддержки органам МСУ при принятии или обновлении уставов местных сообществ, организацию платформы взаимообучения. Третье направление поддержки – это усиление эффективного взаимодействияс центральными и региональными органами управления. В рамках данного направления Союз подготовил Доклад Президенту КР о ходе реализации приоритетных направлений его политики с точки зрения органов МСУ Кыргызской Республики.

План финансовой устойчивости Союза МСУ КР

В 2018 году при содействии Проекта USAID «Успешный аймак» для усиления институциональной устойчивости была разработана прогнозная модель финансовой устойчивости Союза, местных самоуправлений Кыргызской Республики, основанная на оценке перспектив, вытекающих из плана развития организации, а также возможных рисков.

В соответствии с планом финансовой устойчивости Союза разработаны и утверждены Правлением Союза внутренние документы, являющиеся наиболее приоритетными.

В их числе:

  • 1) положение о мониторинге и оценке деятельности Союза;
  • 2) положение о закупках товаров, работ и услуг;
  • 3) учетная политика;
  • 4) политика работы со СМИ.

Определен также перечень услуг Союза МСУ, которые разделены на две категории: общие, под которыми понимаются услуги, оказываемые Союзом всем муниципалитетам за счет получаемых членских взносов, и платные – оказываемые по индивидуальным запросам отдельных муниципалитетов за дополнительную плату. Модель также содержит базовый сценарий поступления постоянных доходов и коэффициент финансовой устойчивости. В 2021 году стало ясно, что утвержденный коэффициент финансовой устойчивости выдерживается и равен 0,81%. Поступление членских взносов из года в год увеличивается и, по итогам 2020 года, достигло трех миллионов сомов.

Распространение практики принятия Кодекса этики депутатов местных кенешей Кыргызской Республики

Союз МСУ в 2018 году, в ходе обсуждения с представителями органов МСУ вопросов соблюдения депутатами местных кенешей общепризнанных норм этики, изучив опыт муниципальных образований других стран по разработке норм, правил деятельности и этики депутатов сельских и городских поселений, учитывая отсутствие такого документа в местных кенешах, при поддержке Проекта USAID «Успеш-ный аймак», разработал концепцию и структуру Типового кодекса этики депутатов местных кенешей Кыргызской Республики. Типовой кодекс был утвержден приказом директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики в июле 2018 года и рекомендован местным кенешам для адаптации и принятия. 

В целях дальнейшего распространения практики принятия Кодекса этики депутатами местных кенешей, Союз в 2019 году оказал содействие 15 местным кенешам в принятии собственных кодексов этики, что оказало положительное воздействие на дальнейшее развитие местного самоуправления в отобранных органах МСУ. В 2020 году Союз МСУ КР приступил к распространению Кодекса этики депутатов местных кенешей еще в 15 местных кенешах.

Платформа взаимообучения

В начале 2020 года Союз МСУ инициировал создание Платформы взаимообучения органов МСУ Кыргызской Республики, с помощью которой главы и председатели кенешей по принципу «равный-равному» обучают друг друга эффективному предоставлению услуг на местном уровне. Данный подход был уникален тем, что в качестве тренеров и презентаторов здесь выступали сами сотрудники органов МСУ. 

С помощью расширения масштаба передовых практик, реализованных Проектом «Успешный аймак» в пилотных районах, Платформа позволила внедрить и апробировать единый подход к обмену продуктами, знаниями и навыками, в целях поддержки органов МСУ на районном уровне при совместном участии пилотных и непилотных органов МСУ. 

В период с марта по август 2020 года проведено 8 заседаний в четырех отобранных районах: Сузакском, Джеты-Огузском, Ноокатском и Нарынском, с участием всех органов МСУ данных районов и местных НКО. В конце 2020 года Союз начал вторую фазу взаимообучения, в рамках которой будут проведены заседания в Араванском районе Ошской области, Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области, Кочкорском районе Нарынской и Ак-Суйском районе Иссык-Кульской областей. 

Учитывая успешный опыт работы платформы взаимообучения среди сельских муниципалитетов, в апреле 2021 года Союз при поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» провел заседание для го-родских муниципалитетов в столице республики.

Работа онлайн-юридической службы

В рамках Проекта «Создание Платформы взаимообучения органов МСУ КР» была создана и поддерживалась онлайн-юридическая служба консультаций в формате WhatsApp-группы. Анализ поступивших запросов в онлайн-юридическую службу поддержки в формате WhatsApp-группы показывает, что наиболее часто задаваемые вопросы касаются:

  • действий органов МСУ по предупреждению и предотвращению чрезвычайных ситуаций;
  • трудового законодательства и муниципальной службы (много вопросов вызывают расчеты отпускных и других денежных выплат);
  • процедуры досрочного освобождения от должности главы айыл окмоту;
  • управления муниципальным имуществом.

Всего за время деятельности проекта были получены 35 запросов на предоставление консультаций от 13 органов МСУ – членов Союза. Пилотные органы МСУ дали высокую оценку предоставленным со стороны консультантов Проекта USAID «Успешный аймак» консультациям. 

Оказание поддержки в принятии и обновлении органами МСУ уставов местных сообществ 

Начиная с 2019 года, Союз МСУ при поддержке Проекта USAID «Успешный аймак» оказал содействие Ак-Чийскому и Джеты-Огузскому айылным аймакам Иссык-Кульской области, Тепе-Коргонскому, Алля Анаровскому и Керме-Тоозскому айылным аймакам Ошской области, а также городу Ноокату, в разработке или обновлении уставов местных сообществ. Следует отметить, что при разработке и обновлении уставов местных сообществ Союз использовал Типовой устав местных сообществ, утвержденный приказом директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики в 2019 году. 

Союз МСУ провел правовую экспертизу действующих уставов местного сообщества, обучающие мероприятия для членов рабочих комиссий по разработке новых или обновлению действующих уставов, созданных главами айыл окмоту или мэрами городов, в состав которых были включены представители местных сообществ, депутаты айылных кенешей, сотрудники аппарата айыл окмоту.

Процесс принятия уставов местных сообществ повлиял на эффективное взаимодействие местного сообщества с органами МСУ. Благодаря принятым уставам МС, члены местных сообществ вовлекаются в обсуждение и решение вопросов местного значения, продвигают инициативы развития, привлекается больше инвестиций для развития муниципалитетов и местных сообществ. 

Доклад Президенту КР о ходе реализации приоритетных направлений его политики, с точки зрения органов МСУ Кыргызской Республики

Союз МСУ с помощью методологии Политико-экономического анализа (ПЭА) разработал методику подготовки Годового доклада Президен-ту Кыргызской Республики относительно статуса местного самоуправления и затем подготовил соответствующий доклад.

Разработка Доклада началась с формирования выборки решений и инициатив Президента КР за 2019 год, сгруппированных по критериям уровня развития МСУ. По результатам проведенных двух фокус-групп и анализа поступивших от участников предложений был подготовлен текст Доклада, который был вынесен на обсуждение с органами МСУ и местными сообществами.

После получения комментариев к проекту Доклада и внесения в текст соответствующих дополнений, Доклад обсуждался с участием представителей Аппарата Жогорку Кенеша КР, Аппарата Президента КР и Аппарата Правительства КР, государственных органов и экспертного сообщества. 

В целом, подготовка Доклада Президенту КР о ходе реализации приоритетных направлений его политики, с точки зрения органов МСУ Кыргызской Республики, получила положительные отклики как органов МСУ, так заинтересованных государственных органов. Органы МСУ выражают  надежду, что Доклад и его рекомендации станут одной из форм устойчивого взаимодействия Президента Кыргызской Республики с местными сообществами и представляющими их интересы органами МСУ и станет процессом, в ходе которого местные сообщества, органы МСУ и органы государственного управления организуют обсуждение проблем, вызовов и решений в деле развития регионов. 

 

________ 

1 Выполняется ИПР.
2 Выполняется Хельветас и ИПР.
 

Похожие материалы: