Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Юридическая консультация

2020-05-08 / Юридическая консультация

В данном разделе юристы Института политики развития отвечают на вопросы, касающиеся проблем, возникающих у сельских школ, их учеников и родителей.

В школе нет горячего питания, кто должен его обеспечить, и что входит в школьное питание?

Указанный вопрос регулируется следующими нормативными правовыми актами:
  • Законом КР «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах КР» от 27 июня 2002 года, N 111;
  • Указом Президента КР «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах Кыргызской Республики» от 12 июля 2006 года, N 372;
  • постановлением Правительства КР от 18 сентября 2006 года, N 673 «Об организации питания учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных школах Кыргызской Республики»;
  1. постановлением Правительства КР от 16 апреля 2019 года, N 170 «О мерах по улучшению организации питания учащихся 1-4 (начальных) классов общеобразовательных организаций».
Закон определяет порядок организации питания учащихся общеобразовательных школ системы Министерства образования и науки КР, согласно которому питание учащихся городских и сельских общеобразовательных школ организуется по месту их учебы.
 
Организация питания учащихся осуществляется путем выдачи каждому школьнику начальных классов (I-IV классов) завтрака, который состоит из 200 г молока с булочкой. При этом допускается замена молока и булочки, соответственно, на другие напитки и хлебобулочные изделия, эквивалентные по своей энергетической ценности заменяемым продуктам.
 
Оплата питания учащихся 1-4 классов осуществляется из республиканского бюджета.
 
Питание учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ городов Бишкек и Ош обеспечивается за счет средств местных бюджетов соответствующих городов.
 
В школьных столовых по решению родительских комитетов могут быть организованы столы саморасчета (витаминные, чайные и др.), с реализацией ограниченного ассортимента продукции (овощные салаты, соки, чай, мелкоштучные булочно-кондитерские изделия и др.), дополняющей рацион питания школьника. 
Контроль за работой школьных столовых осуществляется родительским комитетом, медработниками, администрацией школы и отделами образования.
 
Кроме этого, постановлением Правительства КР от 16 апреля 2019 года, N 170 «О мерах по улучшению организации питания учащихся 1-4 (начальных) классов общеобразовательных организаций», в целях улучшения организации питания учащихся 1-4 (начальных) классов общеобразовательных школ, поручено Министерству образования и науки КР принять меры по организации горячего питания и выпечки хлебобулочных изделий для учащихся 1-4 (начальных) классов общеобразовательных школ, включенных в перечень.
 
Согласно утвержденному перечню, к организации горячего питания и выпечки хлебобулочных изделий для учащихся 1-4 классов в данное время допускаются по республике 135 общеобразовательных школ.
 
Расходы, связанные с реализацией горячего питания, осуществляются в пределах средств, предусмотренных Министерству образования и науки Кыргызской Республики.
 
Во время весенних и осенних полевых работ многих учеников родители привлекают к работе в полях в ущерб обучению в школе, законны ли действия родителей?
 

Кодекс Кыргызской Республики о детях запрещает использование детского труда. В целом статья 15 Кодекса о детях запрещает:

  • принимать или привлекать ребенка для выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здо-ровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
  • эксплуатацию детского труда в наихудших формах проявления, а также принудительный труд детей в любой форме на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в том числе в кооперативах, крестьянских и фермерских хозяйствах;
  • применение детского труда на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, в ночное время, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами и т.д.);
  • поднятие, переноску и перемещение детьми тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень работ, на которых запрещается применение детского труда, а также предельные нормы тяжестей, утверждаются Правительством КР.

Кроме этого, Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденные постановлением Правительства КР от 11 апреля 2016 года, №201, не допускают привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам (п. 195).

Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Уборку помещений общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки. Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, соблюдая инструкции по их применению.

Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствии обучающихся. Территория школы должна содержаться в чистоте. Уборку территории проводят ежедневно, до выхода обучающихся на площадки. В жаркую, сухую погоду поверхности площадок и травяной покров поливают за 20 минут до начала прогулки и спортивных занятий. Зимой площадки и пешеходные дорожки очищают от снега и льда. Мусор собирают в мусоросборники, которые должны плотно закрываться крышками, и при заполнении 2/3 их объема вывозят на полигоны твердых бытовых отходов, в соответствии с договором на вывоз бытовых отходов. После освобождения контейнеры (мусоросборники) должны быть очищены и обработаны дезинфекционными (дезинсекционными) средствами, разрешенными в установленном порядке. Не допускается сжигание мусора на территории школы, в том числе в мусоросборниках.

Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарников. При наличии непосредственно перед окнами учебных помещений высоких деревьев, закрывающих светопроемы и уменьшающих значения показателей естественной освещенности ниже нормируемых, проводят мероприятия по их вырубке или обрезке ветвей. Химическая обработка зеленых насаждений на территории образовательной организации во время учебного процесса запрещается (п.п. 211-230).

Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений (п. 301).

Можно ли установить ящики для анонимных писем в школе с целью улучшения участия молодежи в жизни сообщества и ведения диалога с администрацией школы?

Законодательство Кыргызской Республики не обязывает администрацию школы устанавливать ящики для анонимных писем, но администрация школы в целях улучшения участия обучающихся (школьников) в жизни учреждения, для выявления мнения учащихся и ведения диалога с обучающимися, в целях противодействия коррупции и т.д. могут устанавливать ящики для анонимных писем, телефоны доверия или другое. Данный вопрос может быть также инициирован попечительским советом, родительским собранием, педагогическим коллективом общеобразовательной школы, а также обучающимися.