Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

МЕСТНАЯ ИНИЦИАТИВА – безграничный источник возможностей сообществ

2014-10-02 / Горячая тема
МЕСТНАЯ ИНИЦИАТИВА – безграничный источник возможностей сообществ

Подведены итоги третьего ежегодного конкурса «Местная инициатива» Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», благодаря которому мы с вами сегодня имеем возможность ознакомиться с опытом местных сообществ сельских муниципалитетов Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей в решении исключительно местных и исключительно важных для этих сообществ вопросов.Конкурс «Местная инициатива» призван:1) стимулировать более активное участие населения в жизни сообщества и процессе принятия решений на местах;2) выявить наиболее удачные примеры по реализации местных инициатив в решении дел местного значения с целью поощрения и распространения информации о них; 3) способствовать применению передовых методов работы и новых способов решения вопросов местного значения в партнерстве местных сообществ с органами местного самоуправления в Кыргызстане.

Местная инициатива-2014 В этом году Институт политики развития, реализующий Проект, финансируемый Правительством Швейцарии в партнерстве с Британским министерством по международному развитию, получил 74 заявки от представителей 38 айылных аймаков 12 районов трех областей. При этом 60% заявок поступило от муниципалитетов Джалал-Абадской области, 39% – Иссык-Кульской и 1% – Чуйской. Рекордсменами по числу заявок стали Тонский район – 29, Тогуз-Тороузский район – 16, Аксыйский – 8 и Иссык-Кульский – 7 заявок. Представители ряда муниципалитетов рассказали о своем опыте по решению более чем одного вопроса, а некоторые прислали по три, четыре и даже по пять заявок. В 2014 году больше всего было описано примеров решения вопросов организации условий для дошкольного и школьного образования, которые вместе составили конкуренцию вопросам благоустройства. Отличительной чертой заявок в этом году стало то, что во многих случаях авторы рассказывали о работе органов МСУ в партнерстве с местным сообществом, включая организации гражданского общества. Но не просто о работе, а о новом для многих пока опыте работы на результат – на удовлетворение реальных потребностей населения, о том, как органы МСУ проводили изучение потребностей среди жителей и потом действовали в заданном именно местным сообществом направлении, т.е. решали приоритетные проблемы. Все эти примеры основаны на:
 
  • участии местного сообщества в общественных мероприятиях, организуемых и проводимых органами МСУ;
  • активном участии в обсуждениях на общественных мероприятиях;
  • на неравнодушном отношении жителей муниципалитетов, которое проявлялось в готовности предлагать совместные решения и обсуждать сложности, которые испытывают и могут испытать органы МСУ при решении приоритетных для местного сообщества вопросов;на новых навыках сотрудников органов МСУ, которые стремятся создать условия свободному и активному участию населения в принятии решений местного значения; на появляющихся новых возможностях для пополнения местных бюджетов; на желании самой близкой к местному сообществу власти создавать нормальные условия для жизни, отвечать на вопросы и потребности на готовности и УЖЕ умении многих разделять ответственность за решения и их выполнение.
Победители Конкурса «Местная инициатива-2014»3 сентября 2014 года на основании оценок конкурсной комиссии в составе представителей Института политики развития, Альянса «За прозрачный бюджет», Государственного агентства по местному самоуправлению и межэтническим отношениям,ОО «Айыл демилгеси» и Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» были подведены итоги конкурса «Местная инициатива» и приняты следующие решения.Признать победителями конкурса «Местная инициатива» следующие заявки:
 
  • 1 место – «Новости в моем селе, каждый месяц выходят в свет» (заявитель – Паризат НАЙМАНОВА, специалист по доходам АО), Кок-Иримский АА Джалал-Абадской области, с присуждением приза на сумму 150 000 сомов.
  • 2 место – «Строительство современного ФАПа в селе» (заявитель – Нурадин УЗБЕКОВ, заведующий ФАПом), Чон-Сары-Ойский АА Иссык-Кульской области, с присуждением приза на сумму 100 000 сомов.
  • 3 место – «Забота о детях – задача каждого ответственного взрослого» (заявитель – Асылкан ИМАНОВА, заведующая детсадом «Жаш-Тилек»),
Первомайский АА Джалал-Абадской области, с присуждением приза на сумму 70 000 сомов.Отметить местные инициативы и присудить поощрительные призы в размере до 15 000 сомов следующим 23 заявкам:
 
  •  «Отдали дом под детский сад в селе Чет-Булак»,Каргалыкский АА, Тогуз-Тороузский район;
  • «Здоровое питание – здоровый ребенок»,Жаны-Жолский АА, Токтогульский район;
  • «Шаг в будущее начинается с детского сада»,Бешик-Жонский АА, Базар-Коргонский район;
  • «Жамаат – это сила развития села, а начать можно с дошкольного образования», Тогуз-Булакский АА, Тюпский район;
  • «Поливная вода – источник жизни для земледельцев села», Липенский АА, Джети-Огузский район;
  • «Освещение мини-футбольного поля», Барпинский АА, Сузакский район;
  • «Радость и смех для наших детей», Ивановский АА, Исык-Атинский район;
  •  «Приоритетные проблемы – на пути решения», Багышский АА, Сузакский район;
  • «Детский сад – всем миром», Ленинский АА, Сузакский район;
  • «Ремонт моста в селе Кара-Суу», Улахолский АА, Тонский район;
  • «Улучшение условий жизни населения», Аралский АА, Тюпский район;
  • «Кукольный театр: лучшее будущее для наших детей», Тору-Айгырский АА, Иссык-Кульский район;
  • «Достоверная информация – качественная услуга для населения», Болот-Мамбетовский АА, Тонский район;
  • «Хорошие дороги – путь к решению многих проблем», Бостеринский АА, Иссык-Кульский район;
  • «Ограждение кладбища в селе», Кумбелский АА, Иссык-Кульский район;
  • «Здоровая нация – здоровое общество», Кенешский АА, Базар-Коргонский район;
  • «Молодежный парк в селе – доступное место отдыха», Бел-Алды АА, Токтогульский район;
  • «Ремонт арыков методом "ашара"», Ак-Чийский АА, Аксуйский район;
  • «Оснащение мебелью электронной библиотеки», Тогуз-Тороузский АА, Тогуз-Тороузский район;
  • «Создание электронной библиотеки», Жерге-Талский АА, Аксыйский район;
  • «Ремонт кровли средней школы», Сары-Булунский АА, Тогуз-Тороузский район;
  • «Строительство насосной станции Кара-Булун», Жаны-Жолский АА, Аксыйский район;
  • «Прозрачный бюджет школы укрепляет доверие сообщества», Торт-Кульский АА, Тонский район.
Институт политики развития поздравляет призеров и лауреатов конкурса с признанием и получением от Проекта дополнительной возможности улучшить результаты того опыта, которым они поделились на страницах своих заявок. Но важнее то,что опыт организации конкурса дает основания поздравить Кыргызстан с развитием гражданского общества, повышением уровня гражданского участия.Опыт местной инициативы Результаты конкурса «Местная инициатива-2014» подтверждают рост вовлеченности отдельных граждан, их групп и объединений (как формальных, так и неформальных, объединенных общими целями и задачами, либо одной задачей) в решение актуальных местных проблем.Опыт показывает, что инициативы появляются с разных сторон:СВЕРХУ ВНИЗ: когда органы МСУ стимулируют социальную активность населения, используют более широкий спектр механизмов вовлечения граждан в принятие решений на местах, в решение вопросов местного значения, следуя принципам субсидиарной модели управления, требованиям реформ;СНИЗУ ВВЕРХ: когда население в диалоге или форме протеста доносит свои потребности до органов управления, при этом мобилизуясь и налаживая связи внутри сообщества, объединяясь вокруг определенных интересов.И это совершенно естественно, т.к. вовлеченность предполагает две стороны процесса: вовлекающих и вовлекаемых. И концепция конкурса направлена на стимулирование применения передовых методов работы и новых способов решения вопросов местного значения в партнерстве местных сообществ с органами местного самоуправления, открывает дополнительные возможности обеим сторонам.Диаграмма выше показывают изменения качественного состава «авторов» местных инициатив.Сравнение также дает основание утверждать, чтосами органы МСУ, муниципальные служащие (так называемые бюджетники) все чаще стремятся вовлекать местное сообщество в разделение ответственности за судьбу определенных объектов,условий предоставления услуг. Участников же ре-ализации описанных инициатив гораздо больше.Участие заключается в совместных мероприятиях,работе и непосредственно в финансировании реализации местных инициатив.Важно отметить, что инициативы не носят единовременный характер, т.к. чаще всего местная инициатива – это создание активов, вложения в инфраструктуру местных услуг, которая в дальнейшем требует содержания, регулярного финансирования поддержания физического состояния,увеличения (что часто бывает, к примеру, в случаях с дальнейшим расширением детских садов, увеличением длины очищенных каналов и т.п.). Почти каждая такая инициатива требует также обеспечения функционирования (оплата сопутствующих услуг: коммунальные услуги, оплата труда работникам новых объектов и т.п.). С этого ракурса органы МСУ можно назвать участником ВСЕХ инициатив на территориях муниципалитетов. Конкурс «Местная инициатива» также показывает рост финансирования решения вопросов местного значения в партнерстве местных сообществ с органами местного самоуправления именно за счет средств местного бюджета, что является доказательством роста степени подотчетности органов МСУ, которые в ответ на заявления, требования и предложения граждан тратят средства местного сообщества. Наработанный опыт и решенные конкретные общественно значимые вопросы в муниципалитетах ценны для местных сообществ, которые смогли принять участие. Но стоит отметить, что реже и реже встречаются уникальные примеры, все чаще в практиках, описывающих решение проблем, прослеживается описание технологий. Работать же технологии смогут только при наличии определенных условий:
 
  • наличие желания у представителей МСУ вовлекать, стимулировать МИ;
  • наличие желания у местного сообщества участвовать, инициировать МИ;
  • наличие реальной возможности у ОМСУ поддерживать МИ (средств в местном бюджете и прав распоряжаться ими на МИ).
Будущее местной инициативы Желание у МСУ получать поддержку от населения в своей работе, положительную оценку своей работы, несомненно, есть. Помимо этого желания,у органов МСУ есть обязанность по обеспечению участия граждан в местном самоуправлении, решении вопросов местного значения, обсуждении местного бюджета. И на сегодня наблюдается определенная тенденция усиления требований законодательства и процедур в этом направлении. Желание участвовать в общественной жизни у местного сообщества уходит глубоко корнями в историю народа. Ведь недаром каждый кыргызстанец с рождения знаком с традицией «ашар». Да и нередко можно слышать мнения экспертов о высоком уровне активности гражданского общества в Кыргызстане сегодня. И возможностей у органов МСУ с каждым годом становится больше, т.к. растут количество и размеры источников доходов местных бюджетов.Конечно, проблем на селе много, и все это множество требует затрат из местной казны, требует ресурсов. Но именно опыт МИ показывает, что не всегда и не только деньги - основной ресурс, который решает проблемы. Имеющийся человеческий потенциал, богатый и разносторонний опыт, новые знания и навыки, новые механизмы должны стать востребованными, значимость этих ресурсов важно не только описывать в конкурсных заявках, но и осознавать каждый день.Сегодня хочется вновь напомнить всем о трех механизмах, в полной мере основанных на идее гражданского участия и обеспечивающих вовлеченность местного сообщества:
 
  • участие граждан в бюджетном процессе через определение приоритетов для органов МСУ при планировании организации услуг, проведения работ по решению вопросов местного значения и, соответственно, распределении бюджетных средств;
  • социальный заказ (читайте МУНИЦИПАЛИТЕТ, выпуск №4 (29), апрель, 2014г.);
  •  конкурсы.
Пусть в каждом муниципалитете Кыргызстана ОМСУ могут не только вручать ценные призы и подарки (что также ценно), но и тратить средства местного бюджета на свои местные инициативы. Пусть каждый житель села когда-то в ответ на объявление конкурса органом местного самоуправления (АО или АК) «Подари своей малой Родине ИДЕЮ» сможет раскрыть свои таланты; помочь себе и своим соседям.Пусть каждый сможет сделать свой муниципалитет более привлекательным, условия проживания в нем – более комфортными, детей и стариков – чаще улыбающимися, Родину стабильной и счастливой.
Сабина ГРАДВАЛЬ,
заместитель руководителя Проекта
«Голос граждан и подотчетность органов МСУ:
бюджетный процесс»

 

Похожие материалы: