Муниципалитет Научно-популярный журнал

6 (92) 14 Августа 2019

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Устав местного сообщества: хроники обсуждений малой Конституции аймака

2014-05-24 / Участие граждан
Устав местного сообщества: хроники обсуждений малой Конституции аймака

Пилотное обсуждение нового проекта Устава местного сообщества в трех айылных аймаках наверняка останется в истории страны как первые настоящие реальные обсуждения своей малой Конституции – таковым считают Устав местного сообщества сами жители аймаков.

 
«Третий раз утверждается Устав местного сообщества (МС), только если раньше это происходило в кабинетах, на сей раз широко. В обсуждениях активное участие принимает население, – высказал свое впечатление один из местных лидеров. – Наша главная задача заключается в том, чтобы этот документ начал работать, а не пылился на полке. И чтобы в нем не было противоречий с законодательством».
 
Речь идет о собраниях в трех айылных аймаках КР, где детально, по пунктам люди анализировали новый проект Устава местного сообщества,который кто-то уместно сравнил с малой Конституцией сообщества.В результате обсуждений были выявлены многие противоречия – «подводные камни», которые в будущем могли стать серьезным барьером и негативно влиять на развитие сел. Но самый важный вывод, который можно сегодня сделать по итогам всей проделанной работы, – это то, что люди поняли суть документа,где изложены все правила их совместного проживания, учитывается специфика каждого айылного аймака.
Устав уставу – рознь
 
Прежде стоит отметить, что проведенные исследования и анализ действующих уставов местного сообщества (далее-Устав МС) в ряде айылных аймаков экспертами проекта ГГПОМСУ показал, что этот документ раньше существовал только номинально.Он не работал и поэтому не имел никакой силы. Это подтолкнуло экспертов к разработке нового проекта документа, который затем был протестирован и апробирован в трех пилотных аймаках.
 
Важная роль отводилась обсуждениям, целью которых было выявление особенностей локальных проблем села и выработка путей их решения, исходя из географических, этнических, традиционных и иных особенностей, прописанных в специально разработанных правилах проживания – в Уставе местного сообщества. Для обсуждения были отобраны Ивановский АА (Чуйская область), Ленинский АА (Джалал-Абадская область) и Кара-Ойский АА (Иссык-Кульская область). Выбор пал на них не случайно. Эти муниципалитеты по разным критериям – географическому расположению, этническому составу и другим параметрам – наиболее подходили в качестве пилотов. На первом этапе специалисты Проекта ГГПОМСУ провели семинары-обучения для 118 участников трех АА – это сотрудники АО, депутаты АК,квартальные, айыл башчы, руководители учреждений и лидеры сообществ. Те в свою очередь избрали рабочую группу по вопросу реализации плана обсуждений, составили план мероприятий, согласно которому участники тренинга уже на местах – в своих жамаатах, коллективах организаций/учреждений, кварталах, на улицах – провели мини-сходы по обсуждению проекта Устава МС. Всего прошло 22 мини-схода, где приняло участие около 1000 человек, от которых поступило 149 предложений. Затем состоялись еще 7 сходов в каждом из сел трех аймаков, собравших 314 сельчан, давших 68 предложений по 46 темам .
 
Таким образом, в обсуждениях проекта Устава МС приняло участие 1 288 человек из числа представителей органов МСУ (депутаты АК и сотрудники АО) и простых жителей села: фермеры, учителя,пенсионеры, безработные, лидеры сообщества, молодежь. Общее количество мероприятий (минисобрания и общие сходы сел) в трех АА составило 29, всего поступило 149 предложений.В качестве ведущих обсуждений выступили торага айылных кенешей, которые раскрывали важность Устава МС и его преимущества как основного правила совместного проживания жителей села, влияющего на развитие аймака в целом. Активность населения в обсуждениях была высокой.Много важных, интересных предложений поступило со стороны аксакалов и простых жителей сел,которые поднимали самые актуальные проблемы, касающиеся доступа к питьевой и поливной воде,вывоза мусора, ремонта дорог и очистки каналов,арыков, культурного развития, досуга молодежи и др., а также социальных вопросов, не входящих в компетенцию местного значения.
 
Что наболело и мешает жить?
 
Люди говорили об абсолютном беспорядке и хаосе в водной сфере. Они требовали от властей навести порядок – строго спрашивать с мирабов их работу, а также подписания договора с АВП.Сельчане требуют полноценного обеспечения чистой питьевой водой, подачи ее в частный сектор в определенное время и по очереди, а не стихийно,контроля за своевременной оплатой, наказания в виде штрафов за неподачу.
 
В одном из сел Ленинского АА жители высказали свое возмущение отношению к работе местных электриков, на которых нет никакой управы: они,по словам сельчан, везде, где вздумается, обрезают свет, выписывают большие штрафы, а потом берут взятки за подключение по 250 сомов. На что торага АК предложил пригласить начальника РЭС на сессию кенеша, чтобы совместно обсудить этот вопрос. «Но в большинстве случаев пользователи сами нарушают правила, и этим пользуются электрики, поэтому, требуя от них соблюдения законности, мы сами должны четко соблюдать все условия,чтобы не давать повода для вымогательств», – заключил он.
 
Не обошлось на сходе и без обсуждения политической обстановки в мире и тех угроз, что она сулит нашей стране. Серьезные опасения вызывают у людей активизация сомнительных религиозных деятелей и вербовка молодежи для участия в горячих точках. Один из аксакалов Ленинского АА вот что сказал на этот счет: «Многие, прикрываясь религией, творят беззаконие,юношам морочат голову. С этим необходимо покончить. И как можно быстрее, пока не поздно! Надо запретить хождение по домам даватчы, которые занимаются агитацией». Этот вопрос вызвал всплеск эмоций. Манас МАВЛЯНОВ, руководитель группы совместного мониторинга и оценки, считает, что работу даватчы должны контролировать имамы, совместно с айыл башчысы. Старейшины села в свою очередь предложили собраться с представителями духовенства и обсудить назревшую проблему, чтобы оградить молодежь от риска быть завербованным.
 
Сельчане хотят перемен и порядка
 
На сходах звучали различные предложения относительно наказания людей, ворующих поливную воду, злостных неплательщиков, жителей, не убирающих мусор в прилегающих территориях: это воспитательная работа среди населения, доска позора, «черный список» штрафников, которым не надо выдавать никаких справок из АО, привлечение к общественным работам, обсуждение с участием аксакалов, квартальных и участковых милиционеров.
 
Жители Кара-Ойского АА очень озабочены состоянием окружающей среды. Они предложили срочно создать комиссию по защите экологии, наладить контроль за эксплуатацией очистных сооружений, канализации и т.п. всех пансионатов на территории АА. А жители Ивановского АА хотят озаглавить в проекте Устава МС пункт, касающийся решения проблем мусора «Экологическая безопасность». Там будут прописаны все правила соблюдения чистоты сел и сохранения экологии.
 
  • это и непременное вывешивание графика вывоза мусора в самых многолюдных местах, и запрет на его сжигание, ежемесячные субботники по очистке улиц. Прозвучали также предложения заставить людей складировать отходы в мешки, ввести штрафные санкции за несоблюдение графика проведения субботников, наказывать в размере 1000 сомов за выброс мусора, установить баки, взимать дополнительную плату за строительный мусор, обязать всех владельцев торговых точексоблюдать чистоту вокруг прилегающих территорий, создать коммунальное хозяйство по вывозу мусора.
На сходе этого аймака был поднят вопросы о недобросовестной работе депутатов АК, например, в одном из сел Ивановского АА жители предложили работу народных избранников выделить отдельным пунктом в Уставе МС, в нем прописать, что они обязаны прислушиваться к просьбам и пожеланиям населения, обязать их регулярно отчитываться в своих округах.
 
  • Депутаты и айыл башчыне активны, мы даже не знаем некоторых своих представителей в лицо,поэтому и проблем в селе так много накопилось,
  • заявил один из пенсионеров.- Их не интересует,как мы живем, как растут наши дети, в чем мы нуждаемся и т.д. Наш айылный аймак богатый, можно было бы сделать много полезного. Но нет связи между населением и депутатами АК. Поэтому пусть хотя бы раз в квартал они встречаются с нами, помогают решать проблемы, отчитываются о своих своей работе.

Торага АК подтвердил справедливость таких упреков: только из одного села избраны 7 депутатов, которые не только не встречаются с населением, но и не приходят на сессии АК. А между тем они могли бы разрешить конфликты, возникающие время от времени из-за потрав: нерадивые пастухи осуществляют выпас домашней скотины на полях, огородах озимых. По мнению одного из аксакалов села, это одна из самых больных тем. Он предложил ввести жесткие штрафные санкции, а еще «животных отправлять на джайлоо до конца мая,организовать «кезуу» и нанять пастуха с зарплатой 300 сомов».

На сходах люди били тревогу и из-за возрастающих расходов семейного бюджета на проведение обрядов и праздников. Например, свадебные картежи сегодня стали бичом общества. Аренда 7- 10 джипов или «хаммеров» по 6-7 тыс. сомов за каждую машину «съедает» 42-60 тыс. сомов за какието несколько часов. А как расточительны тои, похороны, юбилеи.На этот счет депутат АК Ленинского АА А.ТОЙЧИЕВ сказал следующее: «Сократив расходы до минимума, мы сможем сэкономить средства для того, чтобы нормально обучать детей,достойно и лучше жить. Сейчас все средства расходуем на всевозможные праздники, в результате похороны превращаем в той, старики пьют вместес молодежью. Потом сидим в нищете и жалуемся на судьбу. Хватит так жить, мы не развиваемся, а катимся вниз».
 
  • Во многих аймаках давно сократили эти расходы, и никто их не учил этому, никаких проектов там нет, люди сами решили изменить свою жизнь,
  • поддержала его руководитель НПО Бактыгуль АНАРБАЕВА. – Из-за этих расходов некоторым семьям не хватает денег на обучение детей, одежду,книги, обустройство дома. Нужно навсегда покончить с этим мракобесием.
Тут же, не теряя времени даром, депутат АК А.МУРАТАЛИЕВ предложил сократить свадебные картежи до 5 простых машин, уменьшить количество приглашенных на тои до 100 человек или же проводить праздники соразмерно бюджету: если это похороны, то вместо лошади ограничиться одним бараном и т.д. Молдо села согласился с разумными доводами.
 
Со стороны педагогов школы прозвучало предложение создать ИГ, которые взяли бы на себя анализ и изучение проблем села в различных сферах. Некоторые в ответ захотели видеть такие группы на каждой улице. Одним словом, инициативы рождались одна за другой. В двух АА жители сами предложили начать целенаправленную борьбу с коррупцией, разработать положение и обязатель ного внести такой пункт в проект Устава местного сообщества. Не остались обделенными людским вниманием и такие вопросы, как духовное и культурное развитие, сохранение межнационального согласия.
 
О необходимости внесения этих пунктов в Устав местного сообщества никто не сомневался. Сельчане много говорили о необходимости ремонта или строительства клубов, организации культурных центров для проведения мероприятий, планирования досуга молодежи, нравственно-эстетического воспитания детей и взрослых, открытия библиотек,обновления книжных фондов. А еще о предоставлении возможности вечернего образования для тех, кто не закончил среднюю школу. Выступающие коснулись и такой важной моральной стороны, как окружение вниманием и заботой пожилых людей, оставшихся без присмотра, серьезно заняться предотвращением насилия в семье.
 
Житель Садового Ивановского АА заявил, что его села нет на картах, а в документах оно значится как улица. По этой причине возникают трудности при прописках/выписках граждан, а также – оплате за мусор. «За год мы платим 240 сомов, тогда как жители других сел намного меньше», – жаловался он. В ответ специалист по правовым вопросам Проекта Бектур ОРОЗБАЕВ разъяснил порядок получения статуса села, объяснил порядок подготовки документов и представления их в правительство путем проведения сходов, сессии АК и т.д. Сельчане Садового предложили внести ограничения по содержанию в одном дворе крупного и мелкого рогатого скота, чтобы не нарушались санитарно-эпидемиологические нормы (отходы, запахи,шум и др.). Не все были согласны с таким подходом, однако большинство жителей его приняли с некоторыми коррективами.
 
  •  Необходимо решить вопрос по телефонным сотовым станциям, в частности «Битела», которые устанавливаются в неположенных местах, вплотную к частным домам, принося огромный вред здоровью людей, – пожаловалась одна из сельчанок.Юрист Проекта Бектур ОРОЗБАЕВ пояснил, что для решения проблемы нужно создать комиссию по исследованию вредности, чтобы получить независимую оценку. Для этого нужно написать заявление, в АО должна быть создана комиссия, которая примет меры. Надо знать, что сотовые компании для установки станций должны получить прежде согласие у жителей.
Один из депутатов заявил, что правильно, если гражданин, прописанный в другом селе, но проживающий в данном АА, обязан будет соблюдать и исполнять Устав местного сообщества именно этого аймака. А учительница школы Ленинского АА В.МАМЕДИЕВА пошла дальше, она предложила односельчанам: «Пусть каждая семья подпишет Устав, и коль уж это местная Конституция,пусть все соблюдают ее, также нужно прописать все виды штрафных санкций в Уставе со ссылкой на Административный кодекс».По мнению организаторов народных вече, их ценность в том, что в них приняли участие молодежь и даже старшеклассники, ведь на плечи именно юного поколения ложатся все те проблемы и задачи, которые были озвучены на сходах.
 
Памятка от юриста
 
После обсуждений проекта Устава местного сообщества, Бектур ОРОЗБАЕВ обобщил все высказывания и предложения и дал свое пояснение:
 
1) Не все вопросы можно внести в Устав, некоторые лучше направить в суд/совет аксакалов,где самостоятельно могут рассмотреть и вынести решения, например, по вопросу наложения административных штрафов по потравам. Согласно Кодексу об административной ответственности, суд аксакалов имеет такие полномочия (статья 185 по потравам).
 
2) Открытие швейного цеха в школе. Конечно,это можно сделать, но нужно действовать через АК,написать проекты,найти доноров.
 
3) По поводу покупки спортинвентаря для спортзала. Этот вопрос относится к делам местного значения, которые необходимо решать в рабочем порядке, исходя из средств местного бюджета.
 
4) Питьевая вода. Возьмите в пример Кара-Ойский АА, где ЖКХ АО с каждым двором составил договор, на основе чего производятся все оплаты.
 
5) О необходимости прописать все виды штрафных санкций в Уставе. Нельзя в этот документ прописывать все разновидности штрафных санкций, это регулируется специальным законом,где все прописано, а в Устав нужно вносить только правила.
 
 
Что показали сходы?
 
Ранжирование всех предложений выявило 6 тем, присущих всем трем АА и 6 тем – в двух АА (Таблица 3). Судя по предложениям/рекомендациям жителей, во всех селах накопилось множество проблем, входящих в дела местного значения, которые должны решаться. Решение некоторых
 
  •  вопрос крупных инвестиций. Но многие другие проблемные вопросы – это вопросы системы взаимоотношений. Поэтому часто «корень зла»,в отсутствии четких правил и в пресловутом «человеческом факторе» – ненадлежащем контроле,отсутствии координации и ответственности со стороны местных органов, поверхностном подходе при составлении договоров. Эти вопросы должны быть расписаны в УМС.
Это ведь не так сложно наладить очередность подачи воды, разработать расценки на услуги, тариф-график, мобилизовать население на субботники, наладить своевременную оплату, информирование населения, создание комиссии по защите экологии и многое другое. Разве для этого нужны большие деньги?
 
Не менее важными вопросами для двух муниципалитетов стали 6 тем, также требующих оперативного решения и обязательного внесения в Устав местного сообщества: это сокращение расходов на обряды /обычаи/ традиции, содержание домашнего скота, освещение,занятость молодежи, борьбу с коррупцией, соблюдение и исполнение Устава Проранжированы все поступившие предложения, специфичные и необходимые только для каждого АА и не повторяющиеся в двух других.Но многие из этих тем перекликаются между собой и, соответственно, существуют во всех айылных аймаках страны, они важны и требуют большого внимания.
 
Сегодня можно с удовлетворением сказать, что большая работа, проведенная экспертами Института политики развития по обсуждению проекта матика разговора на сельских сходах. Люди подняли глубинные проблемы и болячки, которые годами никто не решал и не лечил.
 
Следующий этап: с помощью юристов проекта ГГПОМСУ все поступившие предложения из трех аймаков будут проанализированы и в соответствии с законодательством КР максимально отображены в окончательном проекте Устава МС. Затем состоятся презентация окончательного варианта проекта Устава МС в ГАМСУМО и его официальное утверждение. Только после получения официального статуса этот документ будет разослан всем органам МСУ для рассмотрения и утверждения местными кенешами.
 
 
Гуляим ШАМШИДИНОВА,
специалист Проекта ГГПОМСУ

Похожие материалы: