Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Как живешь, район?
Координационный совет – важный ресурс развития экономики и общества Ноокатского района
Абдували ХУДАЙБЕРДИЕВ, заместитель председателя Координационного совета Ноокатского района от гражданского общества
Когда речь заходит о решении проблем, большинство людей в первую очередь думает о деньгах. Но деньги далеко не всегда являются универсальным ответом. Наша практика показывает, что часто более эффективно задействовать человеческие ресурсы и уже существующую инфраструктуру. Именно так мы начали работу по разработке Программы социально-экономического развития района (ПСЭР).
НЕ ВСЁ РЕШАЮТ ДЕНЬГИ...
Многие начинают с денежного ресурса, считая его универсальным решением. Однако деньги не всегда максимально эффективны. Например, в сельской местности есть случаи, когда люди продают свои дома, берут кредиты, переезжают, но их проблемы остаются нерешенными. Почему? Потому что деньги сами по себе не устраняют корень проблемы.
Мы предлагаем смотреть на любые задачи через три аспекта. Первый – человеческий ресурс. Люди – главная сила изменений. Пример: когда я ищу журналиста для публикации статьи, сначала полагаюсь на профессиональные связи, а не на бюджет. Второе – природный или материальный ресурс. Допустим, в селе нужно построить школу или детский сад. Вместо строительства нового здания можно рассмотреть возможность ремонта заброшенного здания. Если инфраструктура позволяет, это решит проблему быстрее и дешевле, задействовав существующие природные и материальные ресурсы. Финансовый ресурс – это последний этап. Если остальные ресурсы уже задействованы, их использование становится более осмысленным. Именно такой подход мы применили при подготовке ПСЭР.
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ КАК ГЛАВНЫЙ РЕСУРС
Все началось с создания Координационного совета. На конкурсной основе мы отобрали 21 участника из 62 претендентов, что говорит о высоком уровне конкуренции, отражающем интерес к участию в планировании развития района. Каждый из них – волонтер, искренне заинтересованный в развитии района. Состав был сформирован по строгим критериям: 30% предпринимателей, 30% госслужащих, 30% представителей НКО. Конкурсный отбор мотивировал людей: мысль о победе повышала ответственность и включенность.
С самого начала мы задействовали человеческий ресурс. После утверждения состава Совета в конце 2022 года началась работа над ПСЭР. Члены совета ездили в сельские аймаки, проводили фокус-группы, изучали, какие проблемы и источники их решения есть в селах, какие предприятия можно открыть, чему нужно обучить людей.
Собранные данные легли в основу ПСЭР. У каждого члена Совета была своя роль: предприниматели анализировали коммерческие вопросы; учителя сосредотачивались на проблемах образования; молодежь предлагала решения для своего поколения; госслужащие выявляли проблемы своей компетенции. Работа в команде помогла учесть различные аспекты проблем района.
Сегодня в Совете осталось 17 человек. Мы пересмотрели состав, исключив тех, кто не мог активно участвовать. Каждый член совета – это патриот, работающий на добровольной основе. Их вклад – это сила, на которой держится развитие района.
Работа Совета показала, что эффективное развитие возможно, когда деньги становятся не первоочередным, а поддерживающим ресурсом. Человеческие усилия, грамотное планирование и анализ уже имеющихся возможностей позволяют достигать реальных результатов.
ВСЕОБЩИЙ КОНТРОЛЬ
В 2024 году произошло важное качественное изменение: на заседании Координационного совета рассматривается информация о результатах мониторинга реализации ПСЭР, прогресс в достижении показателей и фиксируются исполненные и неисполненные пункты плана мероприятий к ПСЭР. Раньше такие документы оставались на бумаге и не анализировались на уровне республики.
Члены Совета на каждом заседании отчитываются о текущем статусе реализации ПСЭР. В будущем электронные версии ПСЭР позволят регулярно проверять прогресс. Ведомства увидят отчеты: в процентах, по пунктам, что сделано, а что еще нужно сделать. При этом Программа может обновляться, но уже включенные пункты остаются неизменными, что обеспечивает стабильность и последовательность.
Исполненные и неисполненные пункты фиксируются, это позволяет контролировать выполнение программы.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Государство выделяет деньги на выполнение ПСЭР через районные фонды развития и стимулирующие гранты. Важно, чтобы поддержку получали только проекты, включенные в ПСЭР. Министерство финансов должно проверять соответствие проектов программе. Это придаст распределению инвестиций из республиканского бюджета более системный, адресный характер. Я как член грантового комитета участвую в оценке проектов. Мы рассматриваем их целесообразность и соответствие текущим задачам.
Похожие материалы:
-
№2 (160) / 2025-03-03 Ассоциация предпринимателей Ноокатского района: авторитет и лидерство в Координационном совете
-
№2 (160) / 2025-03-03 Бренд «Ноокатские яблоки» – предмет особой заботы программы развития района
-
№2 (160) / 2025-03-03 Молодые советуют и продвигают: Координационный совет района как платформа роста молодых активистов
-
№2 (160) / 2025-03-03 Программа социально-экономического развития дала старт успешной работе по открытию швейных цехов в сельской местности
-
№2 (160) / 2025-03-03 Ноокат – небольшой город с большим будущим, но и немалыми проблемами
-
№2 (160) / 2025-03-03 Мамажунус АБИЛОВ: программа развития Ноокатского района основана на запросах жителей и потенциале района
-
№2 (160) / 2025-03-03 Исполнение ПСЭР Ноокатского района – втрое выросли инвестиции, появилось около тысячи новых рабочих мест
-
№12 (158) / 2024-12-31 Кластер «Ягоды». Найти крокодила в реке Нарын невозможно, но вырастить клубнику в Нарыне – вполне реально