Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Центральная Азия. Будущее
Центральноазиатская идентичность – задача гражданского общества. Институт политики развития принял участие в Неделе гражданского общества в Узбекистане
Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления ИПР, главный редактор журнала "Муниципалитет" (с использованием информационных материалов движения "Юксалиш")
В первый день Недели состоялся Форум гражданского общества Центральной Азии, проведение которого направлено на укрепление многостороннего сотрудничества, углубление региональной кооперации и добрососедских отношений между странами региона. В форуме приняли участие более 100 экспертов аналитических центров. Форум стал важным сигналом о созидательном потенциале гражданского общества для стран региона, подчеркнул вклад НКО в развитие и определил перспективные сферы сотрудничества власти и гражданского общества на региональном, национальном и местном уровнях.
Выступая на церемонии открытия, председатель движения «Юксалиш», председатель комитета Законодательной палаты Бобур БЕКМУРОДОВ отметил, что в новом Узбекистане гражданское общество – это не просто сила, помогающая решать социальные проблемы, но и ключевое звено в развитии демократических процессов и обеспечении всестороннего благополучия населения. В этом плане Неделя служит важной платформой для укрепления развития гражданского общества, углубления взаимодействия между государством и гражданами, а также для подчеркивания роли и значения гражданского общества в решении общественных проблем.
Участники обсудили роль гражданского общества в процессе демократизации Центральной Азии, вклад ННО в местное развитие и поддержку реформ, эффективные стратегии сотрудничества между негосударственными некоммерческими организациями и государственными структурами. «Институты гражданского общества, помимо деятельности внутри страны, выполняют роль своеобразного моста в совершенствовании отношений между государствами и обществами через народную дипломатию, в улучшении позитивного имиджа и установлении культурных связей, – отметил директор Центра «Стратегия развития» Эльдор ТУЛЯКОВ. – Культурные выставки и студенческий обмен в сфере образования способствуют укреплению дружеских отношений между странами Центральной Азии. Использование социальных сетей и онлайн-платформ позволяет охватить широкие слои общества. Институты гражданского общества дополняют государственные инициативы, расширяя влияние народной дипломатии. Организация форума также является примером реализации народной дипломатии».
Участники из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана обсудили общие вызовы, возможности для сотрудничества, а также определили приоритеты развития гражданских инициатив. Основное внимание уделено вопросам устойчивости общественных организаций, роли гражданского сектора в социально-экономическом развитии и сотрудничеству с государственными структурами.
В основной части официальной церемонии открытия, в числе спикеров из других стран Центральной Азии выступила председатель правления Института политики развития Надежда ДОБРЕЦОВА.
– Очень важно отметить высокий уровень участия представителей государственных органов Республики Узбекистан в открытии Недели гражданского общества. Руководители парламента, министр юстиции пришли на встречу с обществом и сказали о роли и вкладе гражданского общества в развитие. Это крайне важный посыл для правительств стран региона, который задает тон, формирует мейнстрим во взаимоотношениях общества и власти. Местное самоуправление, которым занимается Институт политики развития, является настоящей «тканью» жизни, средой, где человек рождается, получает образование, заводит семью, совершенствуется и достигает своих личный и семейных целей. И именно на уровне местных сообществ есть большая потребность во вкладе НКО как на уровне отдельных сообществ, так на трансграничном уровне в регионе Центральной Азии.
Хочу обратить внимание на слова Камолиддина ИШАНХОДЖАЕВА, председателя Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций, о роли гражданского общества в государственном строительстве и развитии нации. А Бобур БЕКМУРОДОВ точно оценил потенциал гражданских организаций как созидательный. В развитии двух этих важных положений нужно сказать о необходимости оценки вклада гражданского общества для того, чтобы всем участникам процесса было ясно, какой вклад, в каком объеме, какой важности вносят НКО (ННО) в развитие своих стран. В Кыргызстане мы посчитали этот вклад и увидели, что НКО стали настоящей отраслью экономики, которая вносит в ВВП страны вклад в сумме около 2 миллиардов сомов, что составляет 0,4 процента ВВП и сопоставимо с долями сектора водоснабжения (0,3% ВВП), получения вторичного сырья (0,2% ВВП), гостиничного бизнеса (0,2% ВВП). Отрасль создает 17 тысяч рабочих мест, что сопоставимо с количеством государственных и муниципальных служащих. Подобная оценка вклада НКО в развитие своих стран на уровне региона Центральной Азии не только даст более ясное понимание значимости сектора, но и позволит государству более уверенно полагаться на НКО как на партнеров в решении многих социальных и экономических проблем, более эффективно используя созидательный потенциал гражданских организаций. Оценка вклада некоммерческого сектора в ВВП позволит также осознать, в какой мере гражданские активисты и организации исполняют свою главную роль – восполнять пробелы развития там, где их не восполняют государство, частный сектор и семья.
Сделав оценку вклада гражданского общества в развитие, мы увидим, что оно создает «инфраструктуру поддержки» реформ – систему взаимодействия государственных и негосударственных, внутренних и внешних акторов развития, которые обеспечивают многоплановую (экспертную, коммуникационную, техническую, финансовую) поддержку процессам разработки и реализации государственных преобразований в той или иной сфере развития. «Умное» государство обращается за помощью к гражданскому обществу за поддержкой по тем направлениям, где требуется гибкость, мобильность, инновации, но нет рыночного, коммерческого потенциала.
С точки зрения развития местного самоуправления и местных сообществ можно выделить несколько ключевых направлений для приложения созидательных усилий НКО.
Во-первых, это система управления знаниями. На уровне сообществ ежедневно возникает огромный спрос на очень разнообразные знания и навыки, которые зачастую не транслируются официальной системой образования, которая не может обладать тем уровнем гибкости, которого требует скорость изменений во внешней среде. Какую альтернативу предлагает современный мир? Раньше это были библиотеки, кружки для всех возрастов, Общество «Знание». Но сегодня это лишь ближайшее окружение и социальные сети. И далеко не всегда они предлагают качественный, безопасный контент в ответ на потребности людей. Необходимо вмешиваться в этот процесс, управлять контентом, давать людям «маяки» и ориентиры. Это могут и должны делать НКО – управлять знаниями. Сюда же входит задача консолидации, обобщения и анализа данных, исторического опыта и институциональной памяти – создание «копилки» знаний, доступных всем, включая государственные органы, которые могут использовать эту «копилку» для совершенствования политики развития.
Второе очень важное направление – это легитимная форма диалога между государством и местным самоуправлением, местными сообществами. Этот диалог – это необходимый процесс для стабильно развивающегося государства, так как он решает проблему конфликта интересов, которая всегда присутствует во взаимоотношениях между центром и отдельно взятым сообществом. Этот конфликт интересов неизбежен, является проявлением одной из сторон взаимоотношений центрального государства с сообществами, но он одновременно является и двигателем прогресса, стимулятором или триггером изменений к луч-шему при условии, что этот конфликт управляется через легитимный диалог. В этом контексте знаменательным событием для региона стал Указ Президента Республики Узбекистан о создании Ассоциации махаллей, который провозгласил создание легитимной формы диалога. В указе приводится очень ясный образ «моста» между человеком, семьей и государством, мостом, в роли которого выступает махалля. При этом важен еще и процесс трансформации понимания формы диалога, поскольку ассоциация как общественная организация создана вместо ранее существовавшего министерства махалли. Этот переход – от министерства к ассоциации – и означает признание необходимости и легитимности общественного диалога между центральной властью и сообществами. В Кыргызстане исторически процессы развивались по-другому, в стране давно создана и успешно развивается муниципальная ассоциация – Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики. Две муниципальные ассоциации соседних стран уже налаживают партнерство и сотрудничество как раз в целях развития приграничных связей между сообществами, чтобы усиливать созидательный потенциал в вопросах миростроительства и экономического роста.
Актуально прозвучали слова Содика САФОЕВА, первого заместителя председателя Сената Олий Мажилиса Республики Узбекистан о важности преодоления синдрома нездорового соперничества между странами Центральной Азии: «Это исключительно вредный синдром. Мы должны понимать, что судьба и процветание каждой страны в Центральной Азии глубоко связана с успехами и проблемами стран-соседей. Чем лучше будут жить люди в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, тем лучше будет жизнь в Узбекистане и наоборот. При этом мы должны в новом контексте говорить о лидерстве в регионе. Сегодня лидерство – это не гегемония, навязывание своих императивов и влияния. Сегодня лидерство – это выдвижение идей, инициатив, способность взять на себя ответственность за их реализацию, способность убедить, увлечь, повести за собой. Ключевым фактором развития региона станет формирование центральноазиатской идентичности, и в этом процессе гражданское общество будет играть особую роль. Мы объединены не только языковыми корнями, мы давно, тысячелетиями представляем собой единой пространство – пространство экономическое, культурное, духовное, а иногда и политическое. И осознание этого единства, возврат к нему, приведут нас в период процветания Центральной Азии, как это уже бывало в истории».
Центральноазиатская идентичность, о которой говорил господин САФОЕВ, востребована и актуальна. Если население Центральной Азии достигнет 100-150 миллионов человек – а к тому есть все предпосылки – регион станет представлять собой значимый субъект развития на международной арене. И это недостижимо для каждой страны в отдельности, но вполне реально для совокупности стран. Народы стран Центральной Азии действительно представляют собой историческую общность, имея много общего: традиции, ценности, кухню, языковую семью и многое другое. Культурное богатство стран региона и представляет собой идентичность народов Центральной Азии, но ее надо более четко описать, сформулировать, обосновать, внедрить в идеологию. И донести до каждого жителя наших стран, рассматривая общее будущее в иной исторический перспективе, заглядывая не на десять, а на пятьдесят и сто лет вперед. Существенная часть регионального контекста или региональной идентичности складывается из бесконечного числа «мелких» деталей, быта, обычаев, традиционных и новых знаний, личных контактов. И здесь существенно возрастет роль именно гражданского общества, так как многие «тонкие» связи не «впишешь» в государственную программу, и государство не очень хорошо управляет такими множественными процессами, протекающими на личностном уровне в культурной среде.
Еще одно значимое направление – молодежь и межобщинные связи. «На поверхности лежит» идея создания горизонтальных секторных объединений, например, приграничных молодежных платформ, платформы городов Ферганской долины, где возможно объединение не только городских властей, но и бизнеса, а также гражданского общества, молодежных групп.
Главный посыл Недели гражданского общества в Узбекистане для других стран региона заключается в том, что
диалог между гражданским обществом и государством важен, осуществим и является одной из целей государственной политики.
Второй посыл в том, что
диалог между местными сообществами и центральными властями также важен как на национальном, так и на региональном уровне, но эффективен при участии гражданского общества.
И третий важный посыл в том, что
наше будущее как региона должно выстраиваться как на уровне региональных, так и суб-национальных платформ с большим участием гражданского общества, начиная от внушительных региональных сетей – молодежных, климатических и других, заканчивая маленькими общинными организациями.
Полный текст выступления доступен по ссылке:
Похожие материалы:
-
№1 (159) / 2025-01-31 Кыргызстан – Узбекистан: партнерство в сфере экономической журналистики