Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Вопросы местного значения – все знают, что они есть, но никто их не «щупал»

2023-09-07 / Горячая тема

Александр ТРЕТЬЯКОВ, эксперт в сфере государственного управления, соавтор проекта Программы развития местного самоуправления

Местное самоуправление – это гарантированное ст. 111 Конституции Кыргызской Республики право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно решать вопросы местного значения в своих интересах и под свою ответственность. Именно вопросы местного значения (далее – вопросы МЗ) являются конституционным фундаментом МСУ, смыслом и содержанием деятельности местных сообществ и органов МСУ.

Системной проблемой является тот факт, что за много лет своего юридического существования вопросы МЗ не стали не только основой МСУ, но даже предметом ведения и управления со стороны сообществ и органов МСУ, а само местное сообщество в качестве ключевого субъекта, заказчика работы для органов МСУ практически исключено из управления вопросами МЗ. Хотя Конституция говорит о том, что именно местное сообщество самостоятельно решает вопросы местного значения.

Для граждан, для местных сообществ вопросы местного значения важны чрезвычайно. Не случайно регулярные Национальные опросы Кыргызстана1показывают, что проблемными вопросами на уровне сел и городов из года в год остаются вопросы жизнеобеспечения, которые заведомо входят в круг вопросов местного значения. Не случайно Президент своим Указом № 414 от 28.12.2022 «Об административно- территориальной реформе на уровне айылных аймаков Тюпского района Иссык-Кульской области КР в пилотном режиме» ставит задачу наделения органов МСУ необходимыми полномочиями и ресурсами для эффективной реализации возложенных на них задач и функций по решению вопросов местного значения и делегированных государственных полномочий. Эффективное решение вопросов МЗ требует обеспечения необходимыми полномочиями органов МСУ по самостоятельному решению задач местного значения.

Но решить эту задачу невозможно, пока не ясно, что включено в вопросы МЗ. Поэтому сначала проблема должна решаться в сфере управления, и только потом, следующим шагом – в сфере денег и ресурсов. Конституция КР, Закон КР «О местной государственной администрации и местном самоуправлении» № 123 от 20 октября 2021 года не дают ясного ответа на вопрос о том, а что такое «вопросы местного значения»? А управлять неописанным, неидентифицированным объектом невозможно.

Закон КР «О местной государственной администрации и местном самоуправлении» нормативно определил целевой характер вопросов МЗ, решение которых должно привести к организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического развития и предоставления населению социальных и культурных услуг. Также статья 25 закона определила набор принципов установления вопросов местного значения, иных функций и полномочий органов местного самоуправления. Но этих данных недостаточно для определения того, что именно должны делать органы МСУ для реализации вопросов МЗ. Также не определено, что население, граждане вправе ожидать от решения вопросов МЗ: гарантированное водоснабжение фиксированного объема и качества? курсы кройки и шитья? освещение в сквере? То есть, каковы конечные результаты решения вопросов МЗ для ежедневной жизни местного сообщества, граждан, семей?

 

Ответственность должна быть регламентирована: условия жизни людей – не поле для фантазий

В статье 27 Закон относит к ведению органов МСУ 24 вопроса МЗ. Список закрытый, то есть, расширять его без внесения изменений в законодательство невозможно. И это снижает риск «спускания» новых вопросов МЗ сверху вниз, с уровня государственного управления, что случалось ранее неоднократно, когда министерства и ведомства просто перекладывали ответственность за решение отдельных проблем на органы МСУ и считали, что вопрос закрыт, хотя на деле проблема не решалась, поскольку органы МСУ сделать это были не в состоянии. Однако закон по-прежнему не определяет количественные и качественные параметры вопросов МЗ, включенных в закрытый список, точное содержание вопросов и их результатов их решения остается неопределенным, а потому плохо управляемым. Это означает, что деятельность в сфере вопросов МЗ не нормирована и может строиться ситуативно и «творчески», в меру понимания и желания органов МСУ. Не случайно органы МСУ в большой степени загружены исполнением заданий, в том числе, делегированных с уровня государственного управления, который лучше организован и лучше контролируется. Сложности добавляет тот факт, что любой вопрос общественной жизни может оказаться одновременно вопросом и государственного, и местного значения.

Таким образом, «вечный вопрос» разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления не может быть решен, пока не будут содержательно и функционально («деятельностно») определены вопросы МЗ и вытекающие из них функции и полномочия органов МСУ, а также соответствующие им услуги. Кроме того, без решения вопроса о наполнении реальным содержанием вопросов МЗ не может быть реализована статья 28.1 закона, которая позволяет передавать исполнение отдельных вопросов местного значения юридическим и физическим лицам. А это сказывается на эффективности работы органов МСУ, поскольку часть функций целесообразно распределить между местным самоуправлением, частным сектором и сообществом, в зависимости от того, где вопрос решается быстрее, дешевле и результативнее.

Если не будет ясного содержания и показателей, никаких денег не хватит

Конституция КР, Закон КР «О местной государственной администрации и местном самоуправлении», Бюджетный кодекс в качестве основных управленческих инструментов наделяют органы МСУ правом и обязанностью разработки и реализации программ социально- экономического развития территорий и формирования местных бюджетов. Но ни программа, ни бюджет не содержат вопросов МЗ в качестве своего содержания. В методиках разработки и структуре этих документов вопросы МЗ отсутствуют. В том числе, в бюджетной классификации не предусматриваются расходные статьи по вопросам МЗ. Бюджетная классификация для местного бюджета повторяет статьи расходов государственного бюджета и не учитывает специфику местного самоуправления. Конечно, в целях единообразия управления государственными финансами такой подход имеет смысл, стремление Министерства финансов сохранить унифицированные формы бюджетной информации понятно, но время требует изменений. Однако много лет ведется разговор о применении принципов программного бюджетирования как на уровне государства, так и на уровне местного самоуправления. И в отношении министерств и ведомств программный бюджет применяется в той или иной степени эффективности, а программная бюджетная классификация регулярно пересматривается, чтобы программные бюджеты ясно отражали расходы, суть и результаты деятельности государственных органов, каждого в своей сфере. В отношении местных бюджетов такая система не внедрена и прежде всего потому, что не раскрыта суть вопросов МЗ, так как если не раскрыта суть, то и индикаторы результатов установить невозможно. А без них программный бюджет неполон и неэффективен. С другой стороны, реформа в отношении вопросов МЗ могла бы начаться как раз с бюджетных аспектов вслед за определением содержания вопросов МЗ.

Местные акты и методические материалы не решают проблему

Действующие организационные и методические материалы, подготовленные в помощь органам МСУ, также не отражают наличие вопросов МЗ как объекта внимания и управления. В лучшем случае вопросы МЗ упоминаются в общем виде как ограничения или задачи, а также встречается упоминание отдельных вопросов МЗ из общего списка в качестве основания для реализации того или иного мероприятия или действия органа МСУ. В то же время, Закон КР «О местной государственной администрации и местном самоуправлении» в статье 21.2. установил, что порядок взаимоотношений местного сообщества и органа МСУ в решении вопросов МЗ должен раскрываться в Уставе местного сообщества. Но уставы местных сообществ дублируют положения закона и не раскрывают самого «порядка установления и решения ВМЗ». Типовой регламент айылного кенеша также не содержит задачи по определению содержания или параметров вопросов МЗ.

Далее, Конституция КР в качестве акта прямого действия дает местным сообществам право управлять вопросами МЗ, а Закон КР «О местной государственной администрации и местном самоуправлении» ограничивает количество вопросов МЗ их «закрытым» списком. Но примечание к типовому Уставу местного сообщества разрешает эту коллизию: установленный законом список вопросов местного значения не является исчерпывающим. Местное сообщество и органы местного самоуправления, исходя из географических, традиционных, этнических, приграничных и иных особенностей, вправе в Уставе местного сообщества предусмотреть дополнительные вопросы, не отнесенные к компетенции органов государственной власти и не запрещенные законодательством КР. Здесь возникает проблема так называемого «дополнительного списка вопросов МЗ» (дополнительного по отношению к установленному законом перечню вопросов МЗ) – на основании каких критериев сообщество может отнести вопрос к местным? В отсутствие таких критериев, норма устава не работает.

Последствия «размытых» вопросов местного значения

Наполнение конкретным содержанием вопросов МЗ является сложной проблемой, имеющей разные последствия или сферы воздействия. Первое следствие состоит в том, что содержание и характер отдельных наименований вопросов МЗ в законодательстве не свойственны местному самоуправлению, предназначению и смыслу вопросов МЗ, заданных Конституцией КР.

Второе последствие важно с точки зрения управления и заключается в том, что из каждого вопроса МЗ должны «вытекать» конкретные функции, обязательства и услуги, из которых складывается работа органов местного самоуправления.

Третий эффект воздействует на конечных благополучателей, то есть на местное сообщество в целом и каждого человека в отдельности. Отсутствие точных количественных и качественных показателей каждого вопроса МЗ в разрезе каждого органа МСУ и каждого местного сообщества не позволяет добиться реальных управляемых улучшений условий жизни людей. И прогресс в развитии, который все же наблюдается, в большей степени обусловлен активностью и инициативами самих людей, нежели работой органов МСУ. Органы МСУ, в отсутствие таких показателей, действуют в реактивном режиме, реагируя на срочные потребности и проблемы, но не планируют развитие и не формируют будущее. Такая постановка проблемы прямо подводит к идее нормирования и даже стандартизации параметров конечных результатов вопросов МЗ для населения. На этой основе должна строиться система жизнеобеспечивающих и других услуг на местном уровне.

Предлагаемые меры

  • Разработка и нормативное закрепление критериев отнесения вопросов, находящихся в ведении органов МСУ к вопросам МЗ. Данные критерии должны раскрывать природу, свойственную (присущую) местному самоуправлению, а также соответствующую предназначению и смыслу, заданным Конституцией КР.
  • Наполнение содержанием вопросов МЗ как для исполнителей (что и как должны делать органы МСУ), так и для населения (какие конечные блага будут доступны людям). Первое возможно через разработку регламента реализации вопроса МЗ, второе – через закрепление минимальных количественных и качественных параметров результата исполнения каждого вопроса МЗ. При этом каждый орган МСУ и каждое сообщество должны установить количественные и качественные результаты решения вопросов МЗ в своих программах социально-экономического развития. Результаты, их показатели
  • должны опираться одновременно как на прогноз, расчеты, данные, стандарты, так и на потребности, предпочтения членов сообщества.
  • Усиление роли местных сообществ в решении вопросов местного значения. Как вариант – в уставе местного сообщества предусмотреть возможность по желанию сообщества вводить дополнительные вопросы МЗ, не отнесенные к компетенции органов государственной власти и не запрещенные законодательством КР, а также правила управления ими, с участием местных сообществ, включая процессы мониторинга и оценки результатов.
  • Финансовое обеспечение качественного решения вопросов МЗ, что достижимо через изменение методики разработки программ социально-экономического развития местных самоуправлений таким образом, чтобы они отражали планы и перспективы основных групп вопросов МЗ. Далее это позволит разработать программную классификацию для местных бюджетов, которая будет направлять расходы местного самоуправления на финансирование конкретных результатов решения вопросов МЗ.

1 Центр исследований в области опросов Международного республиканского института (CISR), компания SIAR Research and Consulting.

 

Похожие материалы: