Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Субботняя школа для журналистов «Экономика для всех»: тема женского предпринимательства и цифровой экономики в СМИ

2023-07-18 / Новости Коалиции МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
Субботняя школа для журналистов «Экономика для всех»: тема женского предпринимательства   и цифровой экономики в СМИ

Турар БЕКБОЛОТОВ, Проект USAID «Успешный аймак 2», специалист по коммуникациям Автор фото: Ахмад АЛАМИ, Rana Labs.

Национальный альянс бизнес-ассоциаций совместно с Институтом политики развития проводят субботнюю школу

для журналистов «Экономика для всех», помогая представителям СМИ, включая Интернет-издания, разбираться в сложных экономических процессах. В июне состоялись 4 занятия, посвященные следующим темам: мораторий на налоговые проверки – почему не дает результата? женское предпринимательство – где болевые точки? может ли Кыргызстан стать цифровым хабом? и станет ли туризм спасением для экономики регионов?

Каждое занятие школы посещают 20-25 человек, включая представителей СМИ, преподавателей и студентов факультетов журналистики, а также представителей бизнес-ассоциаций.

Женщины-предпринимательницы – сектор экономики?

Большой интерес вызвала тема женского предпринимательства. Команда Женского форума «Курак» подготовила впечатляющие материалы, а опытный тренер Айнура САГЫНБАЕВА прекрасно осветила цели, задачи, барьеры, перспективы женского предпринимательства, ответив на главный вопрос: почему именно женское предпринимательство получило статус отдельного направления в бизнесе? Журналистам было представлено много живых примеров, личных историй женщин-предпринимательниц, включая саму Айнуру, которая прошла длинный и сложный путь развития нескольких видов бизнеса. Много обсуждений вызвала принятая в декабре 2021 года Государственная программа по поддержке и развитию женского предпринимательства, за реализацию которой отвечает Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики. Пошел второй год, однако ведомство пока не дало информации о ходе исполнения программы. На сайте министерства нет никакой информации о Госпрограмме, которая завершается в 2026 году. Отсутствие информации и порождает у общества ряд вопросов: есть ли прогресс, в каких сферах развивают бизнес кыргызстанки, в каких областях дела идут лучше. На сегодня в этом плане нет серьезных исследований, анализа и статистики. Со своей стороны Женский форум «Курак» заявил о готовности оказать содействие журналистам в подготовке материалов: в части знакомства с героинями из регионов, организовавшими свой бизнес; предоставления статистики, нужных контактов чиновников и экспертов.

В целом суббота оказалась продуктивной: эксперты со своей задачей справились на «отлично», участники активно задавали вопросы, высказывали свое мнение. Атмосфера была одновременно деловой и в то же время непринужденной. По словам участницы субботней школы Асыл ОСМОНАЛИЕВОЙ, школа создает уникальные возможности для журналистов: «Здесь мы получаем ресурсы, источники, темы для материалов от представителей бизнеса. И что очень важно, не от теоретиков, а практиков. Возможно, было бы важно включать элементы мастер-классов по работе с данными и взаимообучение».

Станет ли Кыргызстан цифровым хабом?

Главными вопросами для обсуждения во время следующего субботнего занятия «Станет ли Кыргызстан цифровым хабом?» стали электронная торговля, логистика, риски и вызовы, развитие платежной системы, кибербезопасность и способы защиты потребителей услуг. Спикерами стали Айбек КУРЕНКЕЕВ, руководитель Ассоциации электронной коммерции Кыргызской Республиуи и разработчик мобильных «кошельков»,  специалист в финансовой сфере Тимур САРЫБАЕВ.  Этот тандем оказался очень удачным. Два спикера в ходе обсуждений и дискуссий дополняли друг друга, делясь с участниками историями из своей практики – каждый в своей сфере.

Тон  и содержание разговору – не предаваться эйфории – задала Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления Института политики развития, которая  подготовила интересную презентацию о глобальных угрозах и рисках,  которые несет цифровизация человечеству одновременно с пользой.  Айбек КУРЕНКЕЕВ и Тимур САРЫБАЕВ, говоря о развитии цифровизации в Кыргызстане, так или иначе касались потом проблемы безопасности. Тем самым предупреждая, что любой технический прогресс можно использовать как во благо, так и во вред.  Из материалов лекторов стало понятно, что Кыргызстан находится  на  самом начале глобального процесса, барьером на пути к внедрению электронных услуг является отсутствие технического оснащения, цифровая и финансовая неграмотность населения. В республике есть десятки сел, куда не дошел интернет.  Для развития и продвижения цифровизации на данном этапе больше делает IT-сообщество, нежели государство, которое с опозданием осознает важность внедрения новых технологий, создания парков высоких технологий, предоставления бизнесу налоговых послаблений. Тем не менее отсутствие какой-либо статистики, количества занятых мест, объема торговли и безналичных платежей наводят на размышления:  как бы не стала цифровая экономика  в КР вместо прозрачного носить теневой характер.

В целом третье занятие  субботней школы  оказалось богатым на новые знания, информативным, полезным и живым.  Атмосфера сложилась творческая.  Вот как отозвался о мероприятии корреспондент информагентсва «Вести.kg» Ислам ЖОЛДОШЕВ: «Цифровая экономика – это неизбежность, в которую мы движемся. Поэтому я с удовольствием посетил этот тренинг. Мне помогли разобраться с терминами, узнал о вызовах и угрозах,  а также о возможностях и перспективах. Лекторы подробно и доступно смогли донести всю информацию. Кроме того, у нас была возможность задать вопросы и получить на них ответы».

Однако в целом в отношении роли СМИ в цифровизации организаторы сделали вывод, что важнейшая и самая современная на сегодня тема слабо освещена в СМИ.  Причин несколько:  цифровая экономика – это «темный лес» для журналистов. Никто не специализируется на этом направлении, потому что слабо представляет, что такое цифровизация, а тем более ее роль в экономике. Кто-то должен взять на себя миссию первопроходца и подготовить пул журналистов, которые  могли бы анализировать происходящие в цифровой экономике процессы, готовить самостоятельно свои материалы, а не слепо лоббировать интересы бизнеса или государства.  Эта ниша – обучение цифровой экономике для СМИ – пока свободна.

Все материалы можно найти здесь:

Похожие материалы: