Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Обучение организации услуг и управлению бюджетом прошли около 600 муниципальных служащих и местных депутатов

2023-07-01 / Новости Коалиции МСУ (Союз МСУ, ИПР и АМУЦА)
Обучение организации услуг и управлению бюджетом прошли около 600 муниципальных служащих и местных депутатов

Айнура ЧАНДЫБАЕВА, менеджер проектов АМУЦА

Зимой и весной 2023 года АМУЦА провела масштабное обучение почти 600 муниципальных служащих и депутатов местных кенешей при поддержке Проекта «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемого Правительством Швейцарии. Обучение состоялось в формате двух курсов повышения квалификации: курс «Организация предоставления услуг на местном уровне органами МСУ» (24 часа) прослушали 417 человек, 316 из которых получили сертификаты, подтверждающие повышение квалификации; курс «Формирование и исполнение местных бюджетов в КР» (8 часов) прошли 285 человек, сертификаты получили 202 человека1.

Программы курсов включали актуальные темы для всех, кто управляет местными услугами и их организацией, а также местным бюджетом:

  • правовые основы, регулирующие систему организации и управления услугами на местном уровне;
  • классификация услуг, предоставляемых органами МСУ на местном уровне; 
  • базовый реестр муниципальных услуг, с учетом внесенных в 2022 году изменений;
  • принципы и шаги по формированию дополнительного перечня муниципальных услуг;
  • разработка стандартов и административных регламентов муниципальных услуг;
  • методы управления организацией услуг на местном уровне: прямое управление, аутсорсинг, муниципальный заказ, муниципально-частное партнерство и межмуниципальное сотрудничество;
  • основы финансирования услуг.

Для закрепления материала в формате малых групп проведены практические занятия, в ходе которых участники определяли компетенции представительного и исполнительного органов МСУ в сфере организации услуг. Также группы выполнили практические задания по определению стандартов услуг жизнеобеспечения и переводу проблемы в формат услуги (на примере мусорного полигона). Каждая группа делала свои наработки и презентовала аудитории. В процессе тренинга участники задавали вопросы, ответы на них обсуждались с группой, тренерами и экспертами. 

Потребность в знаниях об услугах высока

Вместе с тем обучение было полезно и организаторам в части выявления пробелов и проблем, связанных с повышением квалификации муниципальных служащих в сфере управления услугами на местном уровне. Так, в числе ключевых трудностей были отмечены следующие.

Большинство участников из числа представителей органов МСУ были мало знакомы с содержанием законов и других актов в сфере организации и предоставления услуг, а некоторые даже не знали об их существовании. Речь идет как о законе о государственных и муниципальных услугах, так и о смежном законодательстве, позволяющем органам МСУ использовать различные инструменты управления: законодательство о государственном социальном заказе, местной инициативе и других инструментах, а также использовать различные формы организации услуг: муниципальный заказ, аутсорсинг. Слабая осведомленность отмечена в отношении базового реестра и дополнительного перечня муниципальных услуг. Так, среди 52 органов МСУ, представители которых прошли обучение, не было ни одного айыл окмоту, где был бы разработан и утвержден дополнительный перечень муниципальных услуг, поэтому практическая возможность, предоставленная тренингами, оказалась очень кстати – многие участники обучились разработке проекта дополнительного перечня муниципальных услуг и их стандартов.

Д. ЧОРОМБАЕВА, ведущий специалист Бирликского айыл окмоту: «Раньше я думала, что все услуги на территории айыл окмоту должны оказываться сотрудниками айыл окмоту – так я понимала смысл муниципальной услуги. Но на тренинге ознакомилась с классификацией услуг, различными формами их организации, и мне стало ясно, что услуги можно передавать другим поставщикам через аутсорсинг».

Ильяз ИСМАИЛОВ, ответственный секретарь Ильичевского айыл окмоту: «Было заметно, что большинство участников мало знакомы с дополнительным перечнем муниципальных услуг и их стандартов. А эти знания крайне важны – ведь все услуги, включаемые в дополнительный реестр муниципальных услуг, должны строго соответствовать критериям, установленным законодательством. Если нарушить эти требования, можно вольно или невольно допустить нецелевое расходование средств местного бюджета». 

Обучение защищает от нецелевого расходования средств

Большая практическая значимость подобного обучения заключается в том, что полученные знания позволяют руководителям и сотрудникам органов МСУ, а особенно депутатам местных  кенешей избежать невольных нарушений  законодательства, которые часто совершаются не по злому умыслу, а от неведения и некомпетентности. Например, продолжает применяться практика организации органами МСУ услуг, которые не входят в сферу вопросов местного значения и не могут финансироваться  из местного бюджета. И часто исполнительный  орган МСУ в лице айыл окмоту не может убедить депутатов, что покупать комбайн, строить чайхану, открывать хлебопекарный цех на средства местного бюджета нельзя. Депутатов тоже можно понять: они знают о проблеме и потребности населения в услугах комбайнера, месте для проведения семейных праздников и свежем хлебе, и хотят помочь своим избирателям. Но напрямую заняться организацией услуг и производством продукции, которые может предоставлять или производить частный сектор, предприниматели,  они не должны – местное самоуправление может  создать условия для бизнеса, но не создавать ему конкуренцию, тем более за счет средств местного  бюджета.

Саламат КАРЫМШАКОВ, торага Кичи-Кеминского айылного кенеша: «Спасибо АМУЦА  за сегодняшний семинар: честно признаться, мы не полностью понимали ранее, для каких именно целей необходимо создавать муниципальные предприятия, а какие задачи они решать не должны. Например, мы собирались приобрести комбайн, но пройдя обучение, узнали, что по законодательству айыл окмоту не имеет права оказывать сельскохозяйственные услуги». 

Фатима ЯКУПОВА, депутат Ак-Тюзского айылного кенеша: «За два дня тренинга я получила представление об организации услуг на местном уровне, государственных и муниципальных услугах. В целях развития туризма наш айылный аймак собирался выделить средства из местного бюджета для строительства гостиницы. Как выяснилось, законодательство не позволяет органам МСУ выделять средства из местного бюджета на подобные цели, но может предоставить земельный участок под строительство».  

Знаниями дорожат, когда доступ к ним платят

Слабая осведомленность и низкий уровень знаний в сфере организации услуг имеет и субъективные причины. Многие сотрудники органов МСУ и депутаты местных кенешей не «горят» желанием учиться, отвыкли от процесса усвоения знаний, переоценивают свой жизненный опыт, полагая, что бытовых навыков достаточно, чтобы осуществлять современное квалифицированное муниципальное управление. Другая причина в том, что руководители органов МСУ уделяют мало внимания вопросам повышения квалификации муниципальных служащих, не контролируют эффективность обучения, не проверяют последующее применение муниципальными служащими знаний, полученных во время обучения. 

У этой проблемы есть важное, но не очевидное обстоятельство – за долгие годы донорской помощи руководители и сотрудники органов МСУ привыкли к многочисленным бесплатным тренингам, значительная часть которых не всегда соответствует реальным потребностям представителей местного самоуправления в знаниях. Иными словами, органы МСУ не ощущают ценности обучения. Поэтому важным шагом для повышения ценности обучения должен быть принцип его платности. Если орган МСУ будет платить за повышение квалификации своих муниципальных служащих, он несколько раз подумает, насколько необходим именно этот тренинг, кому именно он необходим. А после обучения обязательно спросит с участника обучения практические результаты в виде внедрения инноваций и повышения качества работы.

Участники и тренеры отметили также ряд противоречий в нормативной правовой базе и сложностей в существующей практике правоприменения. Так, вопрос возник в отношении муниципальной услуги по выдаче справки о наличии крупного и мелкого рогатого скота (КРС и МРС), включенной в базовый реестр муниципальных услуг. Представители айыл окмоту из Чуйской и Таласской областей поделились информацией о том, что справку выдают не айыл окмоту, а ветеринары (государственные или частные). Еще одна проблемная ситуация сложилась в отношении справки о составе семьи, которую жители не могут получить в Центрах обслуживания населения (ЦОНах), но и айыл окмоту не вправе выдавать эту справку, так как данная услуга была исключена из базового реестра.

Гульнара ОРОЗОВА, ведущий специалист по социальным вопросам Интернационал айыл окмоту: «Темы тренинга раскрыты полностью, участникам предоставлена возможность подискутировать, рассказать о своих проблемах, поделиться опытом, дать свои рекомендации. Все участники получили новые знания, навыки, которые в будущем помогут улучшать нашу деятельность в сфере организации услуг на мест-ном уровне.  Также было интересно послушать примеры того, как можно  организовать услуги на местах, эта тема  сегодня очень актуальна».

Г. САРБАГИШЕВА, депутат Айдаралиевского айылного кенеша: «Я выполняю работу депутата местного кенеша второй год, но впервые за это время у меня появилась возможность получить максимальную информацию об организации услуг и управлении местным бюджетом. Я обязательно найду время для участия в следующих тренингах, организованных АМУЦА, владение этими знаниями - критически важное условие успешной работы депутата».

____________ 

1   Сертификаты о повышении квалификации получили те участники, кто успешно сдал тесты по итогам обучения.

 

 

Похожие материалы: