Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Местное самоуправление – основа государства

2021-11-02 / МСУ в Кыргызстане
Местное самоуправление – основа государства

Поздравление директора Государственного агентства регионального развития Эльчибека Джантаева

Уважаемые сотрудники органов местного самоуправления и представители местных сообществ! От имени Государственного агентства регионального развития при Министерстве сельского, водного хозяйства и развития регионов Кыргызской Республики и от себя лично поздравляю вас с 30-летием органов местного самоуправления!

19 апреля 1991 года впервые в истории нашей страны был принят Закон «О местном самоуправлении», а постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 марта 2003 года каждое последнее воскресенье октября было объявлено Днем местных сообществ Кыргызстана. Это еще раз подтверждает то, что система местного самоуправления является одной из основ конституционного строя нашей страны, и это закреплено специальной статьей Конституции Кыргызской Республики.

Местное самоуправление – это наше историческое богатство, традиционная для кыргызов форма управления, находящая глубокий природный отклик в душе каждого кыргызстанца, кто помнит о своих предках, чтит их память и наследие. Из эпоса «Манас» мы знаем, что кыргызские вожди всегда советовались со своим кочевьем по всем важным вопросам. Особенно важными были советы, где решались вопросы войны и мира, походов и защиты Родины.

При этом в советах участвовали не только старейшины, но и выдающиеся батыры, народные сказители, а иногда вопросы выносились и на всеобщее обсуждение. Эпос также приводит детальные примеры реального местного самоуправления, например, выборов вождей. Наше самоуправление берет свое начало в самых древних временах, когда формировались кочевья, роды и племена – в каждой структурной единице народа действовали законы местного самоуправления. Исторически доказанный факт заключается в том, что кыргызское местное самоуправление стало первым проявлением демократической кыргызской государственности. То, что сейчас мы называем вопросами местного значения, – устройство быта, правила общежития, управление пастбищами и земельные споры – все решалось советами, с участием всех членов рода или племени. Важно помнить также, что женщины тоже имели право голоса в процессе принятия таких решений. Принципы местного самоуправления отражены в «обычном» кыргызском праве, то есть, исторически сложившейся форме права, основанной на обычаях. И это «обычное» право было настолько устойчивым, взвешенным, целесообразным, что даже централизованная Российская империя с большой осторожностью вмешивалась в местное самоуправление кочевых народов.

В советское время форма и содержание местного самоуправления существенно изменились, поскольку принципы демократического централизма, лежащие в основе советской системы управления, оставляли мало простора для принятия политических решений на местах, особенно ярко это проявилось в отношении кадровой политики. Но первичное, природное местное самоуправление оставалось сильным и в те времена – люди продолжали сообща решать вопросы организации своей жизни, работало множество различных советов, которые коллегиальным путем, с учетом всех мнений, устанавливали правила общежития и жизнедеятельности.

Поэтому ничего удивительного в том, что Кыргызская Республика продолжает следовать принципам местного самоуправления и по сей день, нет. Именно потому, что эти принципы представляют собой форму подлинного народовластия и возможности граждан принимать участие в решении вопросов, важных для их ежедневной жизни.

С момента создания органов местного самоуправления у всех граждан появилась возможность решать социально-экономические проблемы своей общины, поднимать общественные инициативы и защищать свои территориальные интересы. И сегодня местное самоуправление стало неотъемлемой частью гражданского общества.

Сегодня актуальность развития местного самоуправления возросла как никогда. Крепкое местное самоуправление, способное должным образом отвечать на потребности граждан и вызовы времени, – это основа нашей государственности. Важный вывод из тридцати лет истории местного самоуправления в Кыргызской Республике заключается в том, что взаимоотношения между государством и местным самоуправлением должны развиваться комплексно, синхронно и последовательно. Именно комплексность и последовательность необходимы обоим участникам единого процесса управления.

Будущее местного самоуправления Кыргызской Республики неотделимо от будущего нашего государства, нашей нации. Внутри страны, в каждом селе, есть немало людей, которые могут и будут решать вопросы местного значения под свою ответственность так, чтобы каждый уголок Кыргызстана стал цветущим садом. Все вместе мы научимся управлять местным развитием таким образом, чтобы будущие поколения наших граждан гордились каждой улицей каждого города или села. Слагаемые этого будущего успеха для органов МСУ выглядят так: достаточные полномочия, достаточные ресурсы, высочайшая ответственность перед гражданами и эффективное взаимодействие с государством.

Уважаемые сотрудники органов местного самоуправления!

Еще раз сердечно поздравляю вас с 30-летием органов местного самоуправления и благодарю вас за ваш огромный вклад в решение проблем людей на местах и развитие страны. Желаю вам крепкого здоровья, семейного счастья и успехов в работе!

Эльчибек ДЖАНТАЕВ, Директор Государственного агентства регионального развития при Министерстве сельского, водного хозяйства и развития регионов Кыргызской Республики