Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Создание достойных санитарных условий и горячего питания для школьников

2021-02-07 / Портрет Московского района
Создание достойных санитарных условий и горячего питания для школьников

Беш-Терекский АА Московского района Чуйской области

Беш-Терекский АА состоит из одного села, включающего 212 домохозяйств. Муниципалитет расположен на расстоянии 80 км от Бишкека, население составляет 1469 человек, включая 739 женщин (50%), состав населения многонациональный. Местный бюджет составляет 2 млн. сомов. В муниципальной собственности 3 объектов недвижимого имущества.

ПРОБЛЕМА: отсутствие условий для школьного образования

Село Беш-Терек – многонациональное, здесь проживают кыргызы, русские, лезгины, казахи и представители других национальностей, много вернувшихся на историческую родину кыргызов-переселенцев из Таджикистана и Узбекистана. Люди доброжелательные, живут единой семьей, вместе отмечают праздники, а если случается беда – всегда придут на помощь друг другу. Так, например, для односельчанки, у которой серьезно заболел сын, жители собрали денежные средства для лечения.

Единственная трехэтажная типовая средняя школа в аймаке была построена в 1988 году, сегодня здесь в 13 классах обучаются 309 учеников, есть два подготовительных класса, работают 15 учителей. Школа оснащена современной учебной техникой: лингафонный кабинет, кабинет информатики, где имеется 13 компьютеров «Пентиум», подключенные к Интернету, проведен Wi-Fi. В школе проводятся различные семинары на районном уровне с участием завучей и директоров школ. В то же время в школе долгое время отсутствовали самые важные для учеников условия: не было горячего питания, а старый туалет был расположен на улице. С притоком мигрантов возросло и количество учеников в школе, которые уже не помещались в одну смену обучения, пришлось вводить вторую смену.

На питание школьников государство выделяет 7 сомов на одного ученика, на которые школа могла организовать только чай с булочкой, этого не хватало, дети оставались голодными, без горячего питания у детей быстро иссякали силы, появлялась утомляемость и пропадала усидчивость. К тому же зимы здесь очень суровые, из-за того что пили только чай, дети часто выбегали на улицу в туалет, где падали, замерзали, заболевали и пропускали уроки. Все это плохо влияло на качество знаний, на посещаемость, у детей не было стремления к обучению. Учителя и родители постоянно были в напряжении, беспокоясь за детей.

РЕШЕНИЕ: активный поиск инвестиций помог органу МСУ решить острую проблему

Инициативу по решению проблемы отсутствия условий в школе в 2019 году совместно подняли администрация школы, педагоги и родители. С данной инициативой они обратились в орган МСУ, просили в первую очередь решить вопрос горячего питания. Но все понимали, что муниципалитет дотационный, местный бюджет составляет всего 2 млн. сомов, которых едва хватает на содержание социальных объектов и решение других вопросов местного значения. Айыл окмоту и депутаты МК стали активно искать дополнительные средства, писали в госорганы, обращались в разные проекты, и нашли международную организацию «Мерсико».

В первую очередь для сотрудников айыл окмоту и администрации школы сотрудники «Мерсико» провели обучение тому, как организовать горячее питание и какую пользу приносит своевременное и полноценное питание детей. Затем изучили состояние столовой школы и предложили свои условия органу МСУ: пусть местная власть сначала сделает ремонт столовой, а «Мерсико» приобретет кухонное оборудование. Так и поступили. Орган МСУ (вклад местного бюджета составил 90 000 сомов, республиканского – 536 000 сомов) организовал капитальный ремонт столовой, силами родительского комитета стены столовой были облицованы пластиком, пол выложен плиткой.

«Мерсико» установила холодильник, кухонные столы, большие раковины, приспособление для собирания жира, большую плиту, тестомес, шкаф для выпекания хлеба. По сегодняшний день «Мерсико» обеспечивает столовую школы продуктами питания (мука, все виды круп, макаронные изделия, растительное и сливочное масло и др.). Повар и кухработница прошли сертифицированное обучение по составлению меню, объемам порций, соблюдению качества блюд и др. В марте 2019 года был разбит пришкольный сад, в котором общими усилиями коллектива учителей, жителей села и бывших выпускников школы были высажены 100 саженцев карликовых яблонь, а для капельного орошения фруктового сада установлена трехтонная водоемкость. В недалеком будущем школа планирует получать урожай фруктов, из которых будут готовить сухофрукты для компота, а значит, дети будут обеспечены витаминами. После успешной реализации предыдущих проектов, поверив местной власти и сообществу, «Мерсико» помогла решить проблему туалета школы. В январе 2021 года для учащихся 1-4 классов установлен санузел на первом этаже школы.

РЕЗУЛЬТАТ: 158 учеников получили хорошие условия для обучения, выросли их посещаемость и успеваемость

Поиск и привлечение благотворителей помогло школе обеспечить достойное полноценное питание для учеников, что повлияло на рост посещаемости и улучшения качества знаний среди учеников младших классов. В настоящее время 158 учеников начальных классов ежедневно обеспечены горячим питанием, функционирует внутренний санузел и детишки младших классов больше не мерзнут на улице. Администрация, учителя и родители удовлетворены результатами и радуются за своих детей.

Алмаз ДУБАНАЕВ, глава айыл окмоту: «Мы смогли предоставить ученикам хороший стимул для полноценного обучения, совместными усилиями смогли обеспечить безопасность детям, проявили заботу об их здоровье, создали благоприятные условия для получения качественного образования. Далее мы обратились с официальным письмом в Министерство финансов КР с целью выделения денежных средств из республиканского бюджета для замены старых окон на пластиковые. Местное самоуправление считает своим долгом максимально улучшить условия в школе, а также решить проблемы инфраструктуры всего села. Для этого у нас есть продуманные, амбиционные планы, которые будем постепенно воплощать в реальность».

Гулжомол АБДУЛОЕВА, директор школы: «Учащиеся школы изменились, улучшилась посещаемость, значительно повысилось качество знаний у детей, что обязательно повлияет на их благополучное будущее. Спасибо за фруктовый сад, благодаря которому облагорожена пришкольная территория, что придает эстетичный вид школе, это способствует трудолюбию, бережному отношению к природе».

Арина ОБОДОВА, ученица 9 класса: «За последние годы в школе происходят много изменений в лучшую сторону. Появился внутренний санузел со всеми удобствами, столовая стала очень уютной и пахнет разными вкусностями, появился роскошный яблоневый сад, за которым мы с удовольствием ухаживаем, скоро заменят все окна и станет тепло и уютно, наша школа станет современной».

Социальная эффективность

Успешная реализация проектов по созданию условий школьного образования научила школьную администрацию активно сотрудничать с другими проектами. Так, в рамках Фонда Ага-Хан, в качестве технической помощи школе выделены пять компьютеров, два проектора и цветной принтер. С целью создания здорового образа жизни и физического развития молодежи, усилиями органа МСУ и самой молодежи в одном из помещений школы организован борцовский зал, для этого из местного бюджета выделили 120 000 сомов и закупили маты, груши, перчатки. Теперь юные борцы села участвуют в районных турнирах и занимают призовые места.

Административная эффективность

Благодаря реализации данного проекта, орган МСУ научился эффективно работать с проектами в сфере местного развития, регулярно подает заявки и ищет альтернативные пути привлечения дополнительных средств в виде грантовой помощи, научился тесно работать с местным сообществом, совместно разрабатывать проекты и доводить начатое дело до конца.

ЗАТРАТЫ

Общая сумма расходов на реализацию данного проекта составила 12078590 сомов, включая вклад местного бюджета – 210 000 сомов, грантовые средства «Мерсико» – 280 000 сомов, вклад республиканского бюджета – 536 000 сомов. На замену оконных блоков школы на I квартал 2021 года в местном бюджете заложено 700 000 сомов.

ВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ: нужно учитывать нюансы при реализации строительных и ремонтных проектов

АБДУЛОЕВА Гулжомол, директор школы: «Нужно максимально тщательно учитывать все нюансы при планировании таких проектов. Например, после завершения ремонта стало ясно, что нужно было сразу на всех трех этажах школы установить санузлы, поскольку там сохранились помещения для этих целей, необходимо было более детально проработать вопрос. Кроме этого, нужно было в столовой вытяжку сделать по-другому, пока все работает, но, как будет возможность, переделаем. Занятия в борцовском зале слышны во время уроков в классах, поэтому скоро мы планируем перенести борцовский зал из школы в другое место».