Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Взаимодействие местных сообществ с Президентом Кыргызской Республики (часть-II)

2018-04-06 / Горячая тема
Взаимодействие местных сообществ с Президентом Кыргызской Республики (часть-II)

Согласно Конституции Кыргызской Республики, Президент КР является главой государства и олицетворяет единство народа и государственной власти. Единство народа и государственной власти также подразумевает достижение баланса интересов.Президент Кыргызской Республики заинтересован в установлении постоянно действующего и эффективного канала прямого взаимодействия с местными сообществами Кыргызской Республики, а также органами местного самоуправления, осуществляющими решение вопросов местного значения в интересах местных сообществ.

Такая прямая связь позволяет Президенту Кыргызской Республики быть уверенным в том, что система управления работает эффективно и сбалансированно, не ущемляя интересы местных сообществ, не допуская угрожающих дисбалансов в региональном управлении. Особенно актуальной такая прямая связь становится в условиях недостаточно регламентированных процессов взаимодействия между другими органами государственной власти и местными сообществами (отсутствие регламента участия местных сообществ в законодательном процессе, отсутствие согласованного комплексного планирования развития территорий, отсутствие механизма согласования интересов в бюджетном процессе и т. д.). В истории существования института Президента Кыргызской Республики периодически применялись прямые формы связи с местными сообществами. Так, в разные годы в указанных целях функционировали следующие формы:

  • Конгресс местных сообществ, проводившийся с участием Президента КР
  •  Национальное агентство по делам местного самоуправления при Президенте Кыргызской Республики;
  • общереспубликанские совещания с участием всех руководителей органов МСУ и Президента КР.

Перечисленные формы прямой связи имели свои преимущества и недостатки, достигали определенных результатов, прежде всего, в части влияния Президента на государственную политику в сфере местного развития и регионального управления. Однако за последние годы никакой формализованной связи института Президента с местными сообществами установлено или использовано не было, что ослабило естественные, природные связи Президента с сообществами, потребность в которых традиционно высока, так как именно в сообществах проводятся выборы, и граждане возлагают на Президента надежды, связанные с защитой не только персональных и общенациональных интересов, но и интересов своих сообществ или малой родины – туулган жер. Необходимо рассмотреть возможность установления канала прямой связи между Президентом КР и местными сообществами в форме ежегодного доклада о состоянии местных сообществ КР и способности органов МСУ решать вопросы местного значения. Данный доклад способен выполнить следующие функции:

  • установить прямую связь Президента КР с местными сообществами, исключающую вольное или невольное искажение информации, проходящей через цензуру государственной исполнительной власти (доклад сформирует источник альтернативной информации, удостоверяющий или опровергающий информацию государственной исполнительной власти или СМИ в отношении проблем и состояния местных сообществ);
  • стать инструментом мониторинга регонального развития и его воздействия на гражданина; стать инструментом оценки воздействия подписанных Президентом КР законов на региональное развитие, состояние местных сообществ и способность органов МСУ удовлетворять потребности граждан в сфере вопросов местного развития;
  • стать инструментом влияния Президента КР на формирование государственной политики в сфере местного развития. 

Доклад будет эффективно работать в качестве набора указанных инструментов, являясь не только официальным документом, но и процессом, в ходе которого местные сообщества, органы МСУ и органы государственного управления получат независимую площадку для обсуждения проблем, вызовов и решений в деле развития. Зная, что доклад на регулярной основе будет представлять Президенту и обществу объективные показатели местного развития, влияния на него государственной политики, органы управления будут заинтересованы в улучшении этих показателей, сверяя собственные действия и меры с эффектом их воздействия на местные сообщества, где, в конечном счете, живут все граждане Кыргызской Республики.

Чтобы обеспечить максимальную объективность и представительность доклада, обеспечить звучание прямого голоса местных сообществ, целесообразно, чтобы процесс подготовки и представления доклада возглавил Союз местных самоуправлений Кыргызской Республи.как единственный легитимный представитель интересов местных сообществ и органов местного самоуправления. Однако в процесс разработки доклада должны быть вовлечены различные структуры, представляющие интересы различных групп и защищающие различные цели, включая органы управления и организации гражданского общества.

Доклад будет представлять состояние местных сообществ в разрезе реализации экономического потенциала, условий для развития бизнеса, экологического состояния, демографического и гендерного баланса, этнических и культурных особенностей и так далее. Также доклад будет оценивать способность органов МСУ эффективно решать вопросы местного значения и выполнять делегированные государственные полномочия. Такая оценка будет служить объективным и эффективным инструмен том корректирования государственной политики.
 
Чтобы доклад стал эффективным инструментом прямой связи, необходима его регламентация соответствующим Указом Президента Кыргызской Республики, который определит не только рамки процесса его разработки и представления, но и процесс внесения корректив в государственную политику по результатам представления доклада. Важно, чтобы доклад носил регулярный (ежегодный) характер и отслеживал динамику позитивных и негативных изменений. Воздействие на развитие Кыргызской Республики Итак, подводя итог вышеприведенному обзору, следует обобщить воздействие, которое могут оказать указанные механизмы взаимодействия органов МСУ с государством на устойчивое развитие Кыргызской Республики, создание более лучших условий жизни для граждан:
 
  • возможность разработки и реализации эффективной политики регионального развития;
  • сокращение разрывов развития между регионами и муниципалитетами;
  • сокращение угроз, вызванных территориальными дисбалансами, более сбалансированное социальное и экономическое развитие территорий;
  • повышение устойчивости социально-экономического развития и социальной стабильности общества;
  • возможность разработки и реализации эффективной политики государственных инвестиций в региональное развитие;
  • возможность реализации сбалансированной политики межбюджетных отношений;
  • видение территориально-дезагрегированной картины результатов управления в секторах;
  • укрепление парламентской демократии на национальном и местном уровнях;
  • укрепление единства народа; повышение прозрачности процесса принятия решений;
  • возможность выявления потребностей муниципалитетов для их учета при принятии решений;
  • повышение доверия к Жогорку Кенешу КР, Правительству КР и Президенту КР;
  • реализация прав граждан влиять на систему управления.
Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления Института политики развития (ИПР), при участии: ОЮЛ "Союз МСУ КР" в лице Омурбека АЛМАНБЕТОВАКадыралы ИМАНОВА, Айнуры ЧАНДЫБАЕВОЙ, Нуржан КОЖОШЕВОЙ; а также экспертов ИПР: Асель БЕКТЕНОВОЙ, Бекболота БЕКИЕВА, Бектургана ОРОЗБАЕВА

 

Похожие материалы: