Муниципалитет Научно-популярный журнал

7-8 (80-81) 2 Июля 2018

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Когда участие превращается в эксплуатацию? или Как бороться с "ашаром"?

2017-05-09 / Участие граждан в МСУ
Когда участие превращается в эксплуатацию? или Как бороться с

Когда журнал «М» пишет о местной инициативе, возможности и способности граждан самоорганизоваться для решения проблем, часто возникают вопросы: до какой степени местная, гражданская инициатива уместна и полезна? где проходит граница между ответственностью органов управления и стремлением переложить на граждан обязательства власти? Частой темой для дискуссии становится «ашар». Институт политики развития выступает против широкого использования «ашарного» метода в решении вопросов местного значения, считая, что «ашар» – это народная традиция, уместная в случае внезапных бедствий и чрезвычайных ситуаций, но неприменения в регулярном управлении развитием. Как оказалось, жизнь подтверждает наши опасения и аргументы. Свидетельством тому стал доклад «Строительство и безопасность школ в Кыргызстане: аварийные школы и дети», подготовленный в 2017 году Булан институтом по инновациям для укрепления мира (www.bulaninstitute.org). Далее печатается отрывок из данного доклада, посвященный «ашарному» строительству школ и его последствиям. Сюжеты о разрушающихся, построенных методом «ашара» школ сами по себе настолько впечатляют, что государство и местное самоуправление просто не могут не услышать и не увидеть, что продолжение практики «ашара» по меньшей мере неэффективно и бесперспективно, а в иных случаях – даже и преступно. К такому же выводу приходят специалисты Булан института, предлагая вообще запретить применение «ашара» в строительстве школ: «На государственном уровне должен быть наложен запрет на строительство начальных и средних школ методом «ашара» (добровольное коллективное строительство и добровольное пожертвование). Школы, как социальные объекты, должны строиться по инициативе государства, местных властей (городов Бишкек и Ош) и под их контролем». Мы лишь добавим, что и другие объекты, помимо школ, тоже не заслуживают участи быть построенными методом «ашара» и быть скоро разрушенными. Такое неэффективное и иногда опасное использование труда и энтузиазма граждан приносит разочарование и другие печальные последствия. Это не отменяет «ашар» как таковой, как добрую традицию взаимопомощи. Но нельзя превращать это в метод перекладывания ответственности от власти на плечи и кошельки граждан.

Исследование Булан института выявило, что по республике очень много школ, построенных методом ашара. Возведенные силами жителей села школы из глины, самана и песка не соответствуют строительным нормам и быстро рушатся. Они не могут выдержать природных катаклизмов, стены покрываются трещинами, а полы начинают гнить. Например, учащимся трех школ, пострадавших от недавнего землетрясения (3 мая) в айылном аймаке Жекенди Чон Алайского района, соорудили палатки. Школы в селах Кара-Тейит, Кара-Мык, Жекенди устарели и некоторые из них были построены методом «ашара» без соблюдения строительно-технических норм. Об этом говорится в распространенном Министерством образования пресс-релизе от 8 мая (Пресс-релиз от 8 мая пресс-службы Министерства образования и науки)
Стоит признать, что безразличие со стороны государства вынуждает людей прибегать к крайней мере – строительству школ методом «ашара». Булан институт считает, что необходимо на государственном уровне запретить строительство школ и других социальных объектов «ашарным» методом. Мурат ЖЕТИМИШБАЕВ, возглавлявший 18 лет управление образования Джети-Огузского района, говорит, что во времена Союза по Иссык-Кульской области не было зафиксировано ни одного случая строительства школ методом «ашара», но, возможно, они имели место в южном регионе.
«Во времена 15-летнего правления Акаева «ашарный» метод строительства школ превратился в моду. Да и государство поддерживало акимов, которые строили таким образом школы. Потому что в бюджете не было денег и эта была вынуж-денная мера! И хвалили таких глав местных властей и вручали акимам награды! Но строительство школ методом «ашара» – дикость. Вот у нас аким БЕКТУРОВ построил две школы в селах Бозбешик и Чон-Кызыл-Суу, но не прошло и четырех лет, как они разрушились. Школы разрушились, а его пансионат, построенный в эти же годы в Чолпон-Ате, в замечательном состоянии! Ну разве это не проявление коррупции!». (Интервью Булан институту Мурата ЖЕТИМИШБАЕВА, 6 июня 2017 г.).
Государство обязано обеспечить своих граждан бесплатным средним образованием, об этом гласит и главный закон – Конституция Кыргызстана. Значит, государство должно полностью взять на себя обязанности по строительству школ и запретить возведение глинобитных школ силами местных жителей. Если бы государство строило типовые школы по специальному проекту из кирпича с соблюдением всех строительных норм, такие школы прослужили бы долго и надежно.
Бывший заместитель министра образования и науки Гульжигит СОРОНКУЛОВ отмечает, что отчитываться «Белому дому» о наспех построенных “ашарным” способом социальных объектах стало стало чуть ли не модой. “Государство должно взять на себя ответственность за безопасность и строительство зданий. А учителя и директора школ должны думать только о качестве образования. Но в настоящее время все происходит не так. Со времени приобретения независимости в регионах акимы, чтобы отчитаться и получить награды, начали строить “ашаром”. Но в высокогорных райо- нах школы, построенные «ашарным методом, не выдерживают нагрузок и быстро приходят в негод-ность. Причиной, по которой начали строить школы “ашаром”, явилось то, что некоторые села являются малонаселенными, и государство не будет строить для 100-150 учеников школы. Поэтому есть случаи, когда люди, согласовав свои намерения с акимами, строят школы методом «ашара». (Интервью Булан институту Гульжигита СОРОНКУЛОВА, от 15 июня 2017 г.)
Школа в селе Бостон Узгенского района была построена в 2011 году методом «ашара». Три года назад МЧС признало здание непригодным, но занятия там не прекращались. Полуразрушенные стены, которые держатся исключительно благодаря установленным подпоркам, протекаемая крыша, огромные дыры в полах, в которых чуть ли не проваливается нога – вот истинная картина школы. По словам депутата Жогорку Кенеша Улугбека ОРМОНОВА, вопрос о строительстве школы в селе Бостон поднимался и в парламенте. “Мы побывали в этой школе во время выездного заседания. Пра- вительство получило задание, и в 2015 году началось строительство школы, но из-за того, что не выделяются финансы, строительные работы приостановлены. Дети вынуждены учиться в сельском клубе. И в 2017 году для этой школы в бюджете не предусмотрены средства”, - с сожалением констатирует депутат.
Еще одна школа, возведенная “ашарным” методом, находится в селе Кара-Суу Тогуз-Тороузского района. А новая школа, строительство которой начато 4 года назад, простаивает. В 2013 году залили фундамент, в 2014 году подняли первый этаж, в 2015-м – второй этаж, в прошлом году завершены кровельные работы. И с тех пор строительные работы приостановлены. Ученики учатся в старой, построенной в 1958 году методом “ашара”, школе. Как рассказывает директор школы Венера ЭПЕЕВА, в стенах трещины и кровля никакая, 5-10-сантиметровые дыры, сквозь них просачивается во время дождя вода и затапливает классы.
В аварийном состоянии находится также школа имени М. Юлдашева в селе Чурбек Маргунского айылного аймака Лейлекского района, которая также строилась методом «ашара». И построена она в 1957 году из глины и самана. Часть стен давно рухнула. Даже построенное позднее – в 1980-1986 годы, но таким же методом, здание библиотеки, столовой, мастерской и комната сторожа пришли в негодность. Маргунский айылный аймак считается отдаленным и самым малобюджетным в районе.
Жители села Терек-Суу Токтогульского района «ашарным» методом в 2007 году построили школу. Через пару лет она рухнула, потому что была построена без соблюдения стандартов, из глины и самана. Корпус начальной школы № 12 имени Курама уулу Турусбека находится в аварийном состоянии, но несмотря на это учащиеся 1-4 классов продолжали учиться в этом опасном здании. Оно построено в 1970 году. Зимой младшеклассники переехали в главный корпус, теперь вынуждены учиться вместе со старшими классами и терпеть тесноту и неудобства.
В 2000 году «ашарным» методом была построена двухэтажная школа в селе Кабак Джети-Огузского района. Основную часть школы составляет построенное в 1946 году здание Дома культуры. Местные жители в 2000 году путем «ашара» пристроили с двух сторон здания 8 кабинетов. Но даже после этого здание не может вместить 336 учеников села. Дети учатся в три смены, здание школы в аварийном состоянии.
Школа в селе Боо-Терек Бакай Атинского района построена методом «ашара» в 1998 году. Из-за несоблюдения строительных стандартов полы покрылись плесенью, штукатурка посыпалась. Кашка-Жолская средняя школа Бакай-Атинского района тоже строилась аналогичным способом в 1998 году и имеет такие же последствия. В районе такая же ситуация и со школой в селе Урмарал (Из официальной информации, предоставленной Таласской обладминистрацией Булан институту).
В селе Манас Манасского района Таласской области к зданию средней школы в 2001 году «ашаром» пристроили дополнительные кабинеты. Классные комнаты очень тесные, в школе отсутствуют спортзал, библиотека, столовая. Из-за того, что фундамент возведен из камней, он начал оседать, а стены покрылись трещинами.
Первое здание школы в селе Май Манасского района в советское времябыло построено для нужд табаководства. Строительство второго корпуса начато в 1987 году методом «ашара», но из-за отсутствия средств простаивало целых 15 лет, и только в 2003 году сдано в эксплуатацию. Неправильное ведение строительных работ привело к тому, что деревянные конструкции подверглись деформации, а в стенах появились трещины.
Есть еще одна школа, построенная почти век назад “ашарным” способом. Школа имени К.Артыкбаева в селе Кепер-Арык Московского района Чуйской области возведена в далеком 1928 году. В то время село называлось Будон-Уй. Его жители затеяли строительство школы, они на санях, запряженных волами, через овраги перевозили тяжелые камни. Директор школы Кенжегул МУРЗАЛИЕВА рассказывает, что эта, построенная «ашаром» школа, впервые раскрыла свои двери перед учениками в 1930 году. “Так как она являлась единственной в районе, сюда приходили получать знания дети из отдаленных сел. В то время дети учились до 7 класса. В 1940 году она получила статус полноценной средней школы, а в 1966 году пристроено дополнительное здание. В 2009 году школе присвоено имя К. Артыкбаева, а здание полностью отремонтировано” (Школа имени К. Артыкбаева в Кепер-Арыке построена методом «ашар» в 1928 году. http://www.turmush.kg/news:322865/?from=kg_turmush&place=newstoplastarea).
В настоящее время школа имени А. Бекенова Керме-Тоузского айылного аймака находится в аварийном состоянии. Построенная в 1987 году “ашарным” способом школа пришла в негодность после землетрясения. “Несмотря на заключение МЧС об аварийности здания, из-за отсутствия другого здания 500 учеников продолжают обучение, подвергаясь опасности” (Из интервью омбудсмена Кубата ОТОРБАЕВА Булан институту, 20 мая 2017 г.). Кстати, в 2015 году тогдашний глава правительства Темирбек САРИЕВ во время рабочей поездки в Араване посетил данную школу и обещал включить ее в список объектов, подлежащих капитальному строительству в бюджете за 2016 год. Но строительные работы так и не были начаты.
В селе Борко Ноокатского района в 1972 году школа была построена “ашарным” методом и была рассчитана на 192 ученических места. Сейчас там в три смены учатся 576 детей, что является несо-блюдением санитарных норм. До сих пор вопрос по этой школе не решен. Такая же картина в школе села Үчбай Ноокатского района, где в 1975 году построили временную школу “ашарным” методом на 150 ученических мест. В 2000-х годах к школе пристроили дополнительное помещение из 8 комнат, и сейчас в нем учатся 411 учеников. «Фундамент школы был выложен из камня, и в 2009 году комиссия, изучив, пришла к выводу, что здание школы не сможет выдержать сильное землетрясение, так как нет привязки стен к фундаменту, и что здание не соответствует требованиям» (Интервью Булан институту депутата Жогорку Кенеша ТОКТОРОВА, от 22 мая 2017 г.). 
Есть случаи, когда местные жители, собрав необходимые средства, методом “ашара” сами переделывают здания, признанные МЧС аварийными и непригодными для ведения учебного процесса. Например, школе №52 имени Турата Арзыкулова села Кокон Багышского айыл окмоту Сузакского района 5 лет назад МЧС выдало заключение о непригодности здания. Но местные жители отказа-лись отправлять своих детей в соседнюю школу. Они собрали 100 тысяч сомов и отремонтировали школу, теперь учащиеся вновь продолжили обучение в этой старой школе.
В советское время строительство школ “ашарным” способом являлось очень редким случаем. “В то время были государственные стандарты строительства школ и государственный план, - напоминает бывший руководитель Нарынского облоно Чолпон ТИЛЕНБАЕВ. – Я много лет проработал в советское время, а после получения независимости возглавил Нарынское облоно. «Ашарным» методом в советское время могли строить только в исключительных случаях, ведь госкомиссия могла не принять школу. Невозможно было это в то время. Строилось только согласно общему проекту, утвержденному в Москве. Были типовые школы по нескольким проектам. Общая стоимость до 50-60 миллионов. И все придерживались утвержденнойсметы расходов. В эту сумму входили парты, доски и вся материально техническая база”, - говорит он.
Бывший министр образования Аскар КАКЕЕВ поделился своим мнением с Булан институтом. «В свое время «ашар» был выходом из сложившейся ситуации. Но сегодня строить подобным способом уже неправильно. Школы должны возводиться в соответствии с современными стандартами. «Ашар» – это изживший себя метод. Сейчас время другое, нельзя строить в спешке. По-моему, правительство вплотную занялось этим вопросом. Радует, что появляются новые школы, и работа в этом направлении оживилась».
После получения независимости, столкнувшись с тяжелой экономической ситуацией, государство вынуждено было поддержать местные инициативы по строительству школ “ашарным” способом. “А что делать, раз у государства не было другого выхода, пришлось поддержать айыл окмоту и акимов. Впоследствии даже некоторым вручили награды,  говорит Чолпон ТИЛЕНБАЕВ. – За то, что собрали народ, инициировали, отвлекали от пьянства, и строили школы методом «ашара». Конечно, такие органы, как архитектура и госнадзор, не давали разрешений айыл окмоту. Они потом обращались к акимам за помощью. Вот таким образом строились школы без соблюдения строительных норм” (Интервью Чолпон ТИЛЕНБАЕВА, бывшего руководителя Нарынского облоно, Булан институту, от 14 июня 2017 г.).
 
Чолпон ОРОЗОБЕКОВА, директор Булан института: «Наш институт опубликовал свое исследование именно по аварийным школам и по темпу строительства новых школ, потому что этот вопрос остро стоит и нужны срочные меры, чтобы улучшить качество школьных зданий. ЮНИСЕФ опубликовал свое исследование в 2013 году, где эксперты пришли к выводу, что 80% школ в Кыргызстане структурно небезопасны. В докладе наш институт пришел к выводу что, строительство школ "ашарным" методом надо запретить на государственном уровне. В первые годы независимости у государства не было средств на строительство новых школ, и это подстегнуло местные власти совместно с жителями приступить к строительству методом "ашара". Естественно, о нормах строительства говорить не приходилось. Эти школы пришли в негодность уже через 5-10 лет. В дальнейшем такие методы нужно запретить. Как социальные объекты школы должны строиться по инициативе и под контролем государства. В последние годы правительство Кыргызстана уделяет строительству школ большое внимание. В прошлом году, например, было построено рекордных 77 школ. По–моему, было очень верное решение направить на строительство 100 миллионов долларов, вырученных от продажи лицензии на разработку месторождения Джеруй.
За счет этих средств были возведены 54 школы. Нужно обратить внимание на то, что половина школ Кыргызстана построена еще до 1980 года. Например, 32 школы возведены в 30–40–х годах прошлого столетия, то есть здания уже разваливаются. В эту сферу необходимы инвестиции, нужно привлекать к строительству школ иностранных доноров и местных богачей. Необходимо создавать для них разные стимулы, в том числе и налоговые. Кроме того, за годы независимости в республике построено много школ методом "ашара". Эти сооружения, сляпанные кое-как, уже приходят в негодность. Нужно прекращать такую самодельщину. Или вот в Оше учебное заведение имени президента Казахстана Нурсултана Назарбаева тоже разваливается, а ведь на него соседнее государство выделило 80 миллионов сомов, и работали вроде бы профессионалы. Недавно Саудовская Аравия решила предоставить Кыргызстану на строительство школ кредит в 32 миллиона долларов. Мы должны сделать правильные выводы, экономно расходовать эти финансы, и возвести качественные школы».

 

Похожие материалы: