Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Ритмы Бишкека: от дворовой культуры до читающего «Эркиндика»

2016-10-07 / Участие граждан в МСУ

Местные блоггеры нет-нет да закидывают в социальную сеть снимки любимой столицы: обнов-ленные проспекты с высоты птичьего полета, утопающие в майской сирени скверы, переливающиеся огнями реклам свежие высотки и отели ночного Бишкека, безликие стены старых многоэтажек, в один прекрасный день превращенные талантливыми художниками граффити в огромные картины. И ты вдруг по-новому начинаешь видеть и ощущать свой город, который растет и вширь, и ввысь день ото дня. Замечаешь, что Он пытается примерить на себя последние архитектурные новинки, чтобы быть в «тренде», как юная бишкекчанка, всеми силами старающаяся соответствовать моде, имея при этом весьма скромные ресурсы и скудное представление о красоте, гармонии, комфортности.И это немудрено, те, кто привязан к родному городу по-настоящему, говорят о нем, относятся к нему, как к существу одушевленному. Для них Бишкек – это живой организм. У них нет и тени сомнения, что Он как люди, которые в нем обитают, так же нуждается в заботе, внимании и любви. Мы в этой статье расскажем о некоторых из них. И сделаем это с особым удовольствием, так как речь пойдет о молодых энтузиастах.А познакомились с ними благодаря проекту по открытию Школы прикладной урбанистики (ШПУ) «Я меняю город», который реализовали Институт политики развития и Фонд «Городские инициативы» при финансовой поддержке Фонда «Сорос - Кыргызстан» совместно с сетью центров прикладной урбанистики (Россия).

В июне был объявлен набор слушателей, условия приема, режим работы Школы, имена тренеров, темы лекций. Желающих оказалось неожиданно много, учитывая отпускное время. Людей не испугал тот факт, что придется учиться с 8 июля по 29 августа, то есть практически все лето. Слушателей привлекла возможность получить новые знания и познакомиться с современными технологиями для запуска и менеджмента городских проектов в масштабе двора/района/мегаполиса. – Чтобы сделать наши города краше, безопаснее и комфортнее для проживания, придать им свой особый шарм, не обязательно быть политиком или чиновником. Для этого нужно знать, изучать его. Для тех, кто хочет научиться понимать любимый город и непосредственно участвовать в процессе преобразования среды обитания, мы предоставляем уникальную возможность, - говорили организаторы летней Школы всем тем, кто интересовался проектом. – В перспективе наша цель - создать в Кыргызстане Центр прикладной урбанистики, которые есть и успешно работают во многих странах мира.
Итак, кого хотели видеть в ШПУ? В первую очередь людей активных и неравнодушных, готовых учиться и применять на практике полученные знания. Это мог быть предприниматель, молодой специалист (архитектура, социология, журналистика, антропология и др.), квартальный, управляющий ТСЖ. Как и обещали организаторы Школы, никому скучать не пришлось. Учеба сразу же началась с интенсивного погружения в тему – это специализированные лекции и мастер-классы по городским исследованиям и социальному проектированию, практическая работа в командах. Из-за насыщенной программы, состоящей из четырех блоков, читальный зал городской библиотеки №13 в 7 микрорайоне, приютившей ШПУ, никогда не пустовал. Здесь всегда можно было встретить кого-то из слушателей. Сюда спешили после работы в «поле», чтобы поделиться с друзьями своими наблюдениями городской среды, результатами исследований, чтобы узнать, как идут дела у других, показать кураторам первые наработки и спросить их совета. По сути, открыл летнюю Школу прикладной урбанистики координатор сети ЦПУ, российский исследователь Святослав МУРУНОВ. Он дал трехдневный мастер-класс «Инструменты развития города», на котором многие слушатели открыли для себя урбанистику как науку, как явление.
А далее началось более детальное изучение предмета. Слушатели Школы узнали об анализе пространства и городских субъектов, культуре и экономике города. Послушали увлекательные лекции о дизайне исследования, картировании, работе с данными, количественных методах исследований, социологии и антропологии города, художественных практиках и технологиях построения сообществ. По признанию многих из них, очень полезными оказались такие темы, как конфликтология, способы перезагрузки различных культурных объектов и общественных пространств силами сообществ и другие. Так как к концу обучения слушатели, разбившиеся на четыре группы, должны были на базе полученных знаний разработать свои проекты, наставники находились с ними в постоянном контакте, отвечая на вопросы, не скупясь на рекомендации. Практически все они советовали при подготовке проектов тщательно исследовать проблему – и по возможности с разных сторон. Не только покопаться в Интернете, но и походить по городу, поговорить с жителями и соседями, поинтересоваться мнением чиновников. Но рано или поздно все заканчивается. И вот с приходом осени организаторы летней Школы прикладной урбанистики «Я меняю город» объявили, что большая часть пути позади для оставшихся слушателей – самых увлеченных, самых мотивированных, самых креативных, самых творческих. Это те, а от набора осталось меньше половины, кто по вечерам после работы и в выходные дни аккуратно посещал все занятия, лекции, активно участвовал в разработке своих проектов.
Для них в субботу 17 сентября в конференцзале Института политики развития был объявлен сбор. Все участники, вовлеченные в процесс, и их болельщики горели желанием увидеть, что же каждая из групп сотворила, до чего додумалась, чем удивит и восхитит. Четыре команды, в основном состоящие из молодых увлеченных людей разных профессий и интересов, три месяца назад объединились на площадке ШПУ, чтобы превратить Бишкек в красивый, безопасный, комфортный для проживания город. Для того чтобы воплотить свои идеи и планы в реальные очертания проектов, юноши и девушки усердно учились, совмещая лекции с работой «в поле» – выездами в микрорайоны, парки, в городские дворы столицы, чтобы на месте увидеть проблемы, поговорить с жителями и убедиться, что идут в правильном направлении.
Первой защищала свой проект «Мастерская 13» группа архитекторов. Молодые люди поделились своими ближайшими планами и действиями: они собираются создать площадку, где каждый желающий сможет послушать интересные лекции об архитектуре и искусстве, современных тенденциях развития городов. Но помимо этого, начинающие архитекторы готовы предложить людям творческим поработать и руками – попробовать вытачивать детали мебели или интерьера, делать игрушки, поделки, придумывать дизайн своей квартиры или дома и т.д.А ведь это именно то, что надо для студентов и выпускников строительных и архитектурных факультетов. «Мастерская 13», по замыслу ее «родителей», предоставит им возможность практиковаться, воплощать в жизнь свои замыслы. То, что данный проект – вполне готовый стартап, говорил тот факт, что ребята уже нашли помещение в центре города для своей мастерской, а так- же привлекли внимание инвесторов.
Большой интерес у всех вызвала презентация волонтера-общественника, сотрудницы ИПР Гузели ЖАНАЛИЕВОЙ. Ее план по реконструкции и благоустройству всего пространства парадной лестничной площадки Бишкекского гуманитарного университета в 7 микрорайоне не оставил никого равнодушным. Идея и концепция девушки понравились всем: и кураторам команд, и слушателям Школы, и приглашенным гостям. Простотой реализации, малобюджетностью и одновременно широкими возможностями многофункциональной эксплуатации обыкновенной лестницы. Неслучайно все группы захотели поучаствовать в интересном проекте Гузели и внести свой вклад. Дело осталось за малым – получить согласие администрации вуза и местного сообщества.
Команда «Любимый город» оказалась самой возрастной по составу, но самой результативной по части работы с жителями, налаживания добрососедских отношений, привлечения в свои ряды союзников из числа горожан. Видимо, сказался жизненный и профессиональный опыт Галины Ивановны ЧЕПАНОВОЙ, которая будучи председателем ТСЖ «Серебряный родник 27» в 10–м микрорайоне, а до этого она восемь лет проработала домкомом, прекрасно знает всех обитателей своего многоквартирного дома. И не только их, но даже тех молодых людей и подростков из соседних домов, близлежащих школ и вузов, кто облюбовал очень уютный дворик ТСЖ для посиделок и встреч. Ее команда уже сейчас много делает для наведения красоты и уюта, чистоты дружественной атмосферы. А в планах – еще больше разных мероприятий. Это и лекции о цветах и клумбах, о которых расскажет опытный агроном, организация базара «Дары осени», где жильцы-дачники смогут показать, какие овощи и фрукты они вырастили на своих загородных участках. Праздник урожая плавно перейдет в чаепитие с конкурсами на лучший рецепт и поделки.
Активное обсуждение вызвал проект «Читающий Эркиндик», который презентовал молодой урбанист АТАЙ Самийбек уулу со своими товарищами. Превратить эту часть очень популярного у бишкекчан места отдыха еще и в «читальный зал» на свежем воздухе – задача благородная и сложная. Команде Атая, которая озаботилась культурным и духовным обогащением жителей мегаполиса, придется очень много поработать. Но цель, как отметили все, заслуживает того. Ведь бульвар Эркиндик знаменит тем, что здесь жили и творили выдающиеся деятели литературы, культуры и искусства. Настоящая творческая элита Кыргызстана, внесшая огромный вклад в историю страны, прославившая ее далеко за пределами республики.
Стоит отметить, что все презентаторы – реальные претенденты на получение денег для реализации своих проектов. Фонд «Сорос - Кыргызстан» и организаторы летней Школы изначально заявили об этом слушателям, сразу давая понять, что лучшие работы останутся не на бумаге, а получат возможность воплощения в жизнь. А главное, теми, кому первому пришла в голову мысль, интересная идея, кто вдохновил ею других. Как заметили многие участники ШПУ, во время презентаций неоценимую помощь им в реализации задуманного оказали встречи с московским социологом Дмитрием ЗАЕЦ, рассказавшим об основах организации соседских сообществ и о социальных технологиях, необходимых для создания устойчивых добрососедских отношений. От него слушатели узнали и об основных методах работы менеджера в местных сообществах. Что из себя представляет МСУ, и какова его роль в жизни и развитии местных сообществ, слушателям летней Школы поведала эксперт в этой области, председатель правления Института политики развития Надежда ДОБРЕЦОВА. А какими по-настоящему интересными и полезными оказались лекция и практикум Дианы УХИНОЙ, которые были сфокусированы на художественных подходах исследования города. Все спикеры и лекторы в рамках проекта «Я меняю город» постарались участникам Школы дать как можно больше информации и знаний в разных областях урбанистики.
Наверняка запомнятся беседы и споры о настоящем и будущем архитектурном облике Бишкека с художниками, дизайнерами, социологами. И, конечно, тренинги известного исследователя городской среды Святослава МУРУНОВА. По словам координатора Школы прикладной урбанистики ДИНАРЫ Каныбек кызы, организаторам важно было на финише учебной сессии получить не только работы команд участников, но и собрать и объединить на одной площадке людей, искренне болеющих за свой любимый город, желающих внести свой творческий или интеллектуальный вклад в улучшение качества жизни бишкекчан и после завершения проекта. – Эта цель достигнута. И пример тому – четыре команды, которые представили разные, интересные по замыслу работы, но которые отвечают общей цели – сделать любимый город еще лучше и краше. А для этого заразить своим энтузиазмом друзей, соседей, объединить вокруг себя единомышленников, привнести в наше общество дух творчества, созидания, - отметила ДИНАРА Каныбек кызы. Хотя Школа прикладной урбанистики закрыла свои двери, ее слушатели продолжают работать. Все четыре команды в настоящее время прикладывают максимум усилий, чтобы доказать, что их проекты не просто плод фантазии, которым место на бумаге. Их проекты – вполне реалистичны и принесут пользу горожанам.

Похожие материалы: